Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

В рамках Совета Европы принят ряд  документов о правах человека в области отправления правосудия, о правах меньшинств, в области образования и культуры, иные документы

Межамериканская конвенция по правам человека

Интеграционные  процессы, происходящие в Европе, уникальны. В других регионах мира они еще далеки от европейских. Межамериканская конвенция по правам человека, которая была принята 20 ноября 1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике, во многом скопирована с Европейской. Лишь 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в конференции, подписали этот документ. Не поставили своей подписи под Конвенцией и США.

Потребовалось почти 10 лет, чтобы 11 государств ратифицировали ее; она вошла в силу в 1978 г. На 1 января 1999 г., т. е. 30 лет спустя, еще  не все государства, входящие в Организацию  Американских государств (ОАГ), ее ратифицировали.

В перечне  прав и свобод, провозглашенных в  Межамериканской конвенции даже не отражен ряд тех из них, которые закреплены Пакте о гражданских и политических правах, таких как право народа на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др. В Конвенции нет основных социально-экономических прав. Статья 26 этого документа содержит лишь общее пожелание об их «последовательной реализации».

Согласно  этой Конвенции, полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены  на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Деятельность этих органов оказалась практически неэффективной. За годы своего функционирования Суд, например, вынес немногим более десяти консультативных заключений и решений. Первое решение было вынесено лишь 29 июля 1988 г., т. е. через 10 лет после вступления Конвенции в силу.

Многие  западные ученые признают, что функционирование региональной системы защиты прав человека, созданной на основе Межамериканской конвенции, свидетельствует о ее неэффективности, определяемой нестабильностью политических режимов в ряде государств данного региона. Межамериканская конвенция составлена в отрыве от реальной жизни и социально-экономических условий, сложившихся на Латиноамериканском континенте. Народы ряда стран Латинской Америки лишены не только социально- экономических, но и элементарных гражданских и политических прав. Многие лица являются жертвами репрессий, томятся в тюрьмах и концлагерях, подвергаются пыткам. А ведь некоторые из этих стран ратифицировали Межамериканскую конвенцию по правам человека, взяв, таким образом, обязательство соблюдать закрепленные в ней права и свободы человека.

Сравнительный анализ деятельности европейских и  американских региональных органов по защите прав человека свидетельствует о том, что только на основе схожести политических систем, их политической и правовой стабильности, исторического опыта, близости уровней социально-экономического развития, общих правовых традиций эта деятельность может быть эффективной. Указанные факторы во многом объясняют, почему функционирование Европейской Комиссии и Суда по правам человека оказалось намного успешнее, чем в Латинской Америке. Не случайно в Азии до сих пор нет региональных органов по правам человека. Многие ученые и государственные деятели этого континента считают, что в связи с отсутствием в Азии политической, социально-экономической и культурной гомогенности у государств нет условий для учреждения регионального механизма по правам человека. Усилия этих государств, по их мнению, должны быть сосредоточены на вопросах политического и культурного развития. Это, однако, не означает, что нужно отказаться от создания регионального механизма защиты прав человека в Азии. Генеральная Ассамблея неоднократно призывала государства регионов, в которых отсутствуют такие органы, рассмотреть возможность заключения соответствующего договора.

Африканская хартия прав человека и  прав народов 

В отличие  от азиатских, африканские государства  создали в 1981 г. региональную организацию по правам, человека, приняв Хартию прав человека и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задач государств-участников. В этом документе на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами.

Значительное  место в Хартии заняли такие права  народов, как право на международный  мир и безопасность, на развитие, на благополучную окружающую среду и другие права, имеющие особое значение для ликвидации остатков колониализма и свободного развития Африки. Хартия предусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав народов. Эта Комиссия ежегодно проводит свои сессии. Согласно ст. 62 Хартии, государства-участники обязуются каждые два года представлять доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод предусмотренных в Хартии.

Функции Комиссии сформулированы лишь в общих  чертах, и в Хартии не содержится норм о полномочиях этого органа принимать какие-либо решения по обсуждаемым докладам. На практике Африканская комиссия формулирует лишь предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод.

В Хартии в отличие от Европейской и  Межамериканской конвенции проводится различие между сообщениями о  единичных нарушениях прав индивидов  и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов» (ст. 58).

Если  Африканская комиссия, изучив сообщения, приходит к выводу о наличии в  той или иной стране систематических  нарушений прав человека и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств. По поручению Ассамблеи Комиссия проводит расследование таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями.

3а первые 10 лет своего функционирования Комиссия получила 34 сообщения о массовых нарушениях прав человека. Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет решения. Информацию об отдельных нарушениях прав и свобод человека Комиссия не рассматривает.

Анализируя  сотрудничество стран Африки в области  прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, а также борьбы с колониализмом и расизмом.

Создана и Постоянная арабская комиссия по правам человека. Основное внимание в ее работе уделяется вопросам борьбы с нарушениями прав человека на оккупированных Израилем территориях.

Процесс продвижения к демократии в Африке развивается весьма сложно и противоречиво. На этом континенте имеется немало лидеров, которые считают, что примат права в жизни страны и уважение основных прав и свобод – принципы, применимые лишь к европейским понятиям демократии. Они абсолютизируют роль государственного суверенитета и делают акцент на особые традиции Африки.

И все  же для демократически ориентированных  политических лидеров Африки становится все очевиднее, что политический плюрализм, многопартийность, демократические выборы, экономические реформы – единственно возможный путь развития стран континента. Опыт, накопленный в Европе, неизбежно со временем будет распространяться и на другие регионы мира с учетом специфических условий развития расположенных там государств.

 

Становление гражданского общества и  правового государства

1. Правовое государство, его признаки.

2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.

 

1. Правовое государство, его  признаки.

 

Права и свободы личности могут быть реализованы только в рамках правового  государства.

Развитие  идей правового государства насчитывает  тысячелетие, оно включает те прогрессивные  представления о цивилизованном государстве, несовместимом с произволом и насилием, которые начали формироваться  ещё в античном мире, в древних  государствах-полюсах, достигших в  тот период (VI-V вв. до н.э.) высоких ступеней политического и культурного развития.

Характерно, что развитие идей и доктрин правовой государственности неотделимы от становления  понятий прав человека, явившихся  в конечном счёте тем центральным  звеном, вокруг которого и во имя  которого развивались и выстроились принципы правового государства.

Социальные  революции, приводившие к смене  одной общественно-экономической  формации другой, всегда определяли не только новый характер государства, отражавший принципы взаимоотношений власти и индивида, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично из них вытекающей проблеме прав человека, правового положения личности в обществе.

Политическое  и правовое мышление Нового времени, выступив против власти государства, подавляющей  человека, выдвинуло на первый план индивида с его притязаниями и интересами, и они должны были привести к установлению такого государственного порядка, который мог бы их удовлетворить.

Основные  притязания индивида к новой государственной  власти состояли в следующем: власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества; в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода.

Правовое  государство – такая политическая организация общества, при которой  осуществляется максимально возможная  социальная и политико-юридическая  защищенность интересов и прав каждого  человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества. Главное в правовом государстве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами.

Принципы  правового государства 

  1. Опора на гражданское общество, т.е. такое экономическое, политическое и культурное пространство, в рамках которого каждый гражданин экономически независим и защищён от вышестоящей власти соответствующими законами.
  2. Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод граждан, обеспечением общественного порядка и создание оптимальных правовых условий для жизнедеятельности общества. Русский юрист Б.А. Кистяковский писал в начале ХХ в., что основной принцип правового государства заключается в ограничении государственной власти. В правовом государстве, пишет он, власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом переступить. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав.
  3. Верховенство закона во всех сферах жизни общества и в санкционировании самой государственной власти.

Закон предполагает обязательность отделённых правил для всех граждан государства и применяет единый масштаб и меру к различным ситуациям, имеющий одинаковые правовые признаки. Подобные формальные правила. Закреплённые в виде законов, играют важную роль в регулировании социальных процессов и в разрешении всякого рода конфликтов. Образуя систему правовых норм, они взаимно дополняют друг друга и охватывают все проявления общественной жизнедеятельности.

  1. Разделение властей. Данный принцип означает, что власть в правовом государстве отнюдь не едина, не монолитна. Она разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви, каждая из которых, обладая собственными полномочиями, выступает в качестве противовеса по отношению к другим властям.
  2. Признание суверенитета народа. Именно народ, а не бюрократия или другие привилегированные слои населения в правовом государстве выступает в качестве источника власти. Суверенитет народа реализуется через представительную и непосредственную демократию. При непосредственной (прямой) демократии все граждане участвуют в принятии решений.

Представительная демократия предполагает опосредованное участие граждан  в принятии решений через предварительное  избрание своих представителей, наделённых правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение, в те или  иные властные структуры. Принцип суверенности народа фиксируется в конституциях.

  1. Преобладание в государственном регулировании метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве преобладает принцип «Разрешено всё, что не запрещено законом». Государство берёт на себя обязательство воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивидам. Каждый человек волен поступать так, как того хочет, за исключением тех случаев, когда его действия подпадают под прямой запрет государственных органов. Именно таким образом обеспечивается защита личности от произвола со стороны государства и его чиновников. Типичным примером регулирования гражданского общества с помощью метода запрета является «Билль о правах» 1791г., представляющий собой 10 поправок к Конституции США.

Пути  создания правового государства

Право –  механизм, форма регулирования поведения  людей, социальных общностей, которые  устанавливаются государством в  целях достижения и осуществления  общественной стабильности и порядка. Правовое государство можно определить как правовую форму организации  и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Оно выступает основой взаимной социальной ответственности личности и общества.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники