Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Правовое  государство – такая политическая организация общества, при которой  осуществляется максимально возможная  социальная и политико-юридическая  защищенность интересов и прав каждого  человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества. Главное в правовом государстве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами. Если государственное устройство основано на букве и духе закона, общепринятых либеральных конституционных принципах, то оно рассматривается как правовое государство. Во многих конституциях государство именно так и определяется. Правовое государство характеризуется верховенством закона над государственными, судебными органами и всеми гражданами, взаимной правовой ответственностью государства и личности, разделением властей, эффективным контролем со стороны государства и общества за исполнением законов.

Становление правового государства – длительный процесс, зависящий от целого ряда факторов. Наиболее существенными из них являются:

– уровень социально-экономического и культурного развития общества;

– наличие исторических традиций правовой жизни и правовой культуры, которые приобретаются обществом под воздействием государства и общественной морали на протяжении веков;

– совершенство самого права, регулирующего общественную жизнь.

Правовое  государство – это «идеальный тип» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно сочетает в себе все лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства. Некоторые его положения уже давно реализованы в постиндустриальных странах, другие – в стадии воплощения, третьи – только разрабатываются. Усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства не обязательно означает отмену его специфики, своеобразия формы правления и государственного устройства. Правовым государством могут быть и президентская, и парламентская республики.

Созданию  и укреплению правового государства  могут способствовать следующие  меры. Совершенствование существующего законодательства путем его модификации и систематизации – создание широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы регулирования жизнедеятельности общества. Формирование у граждан и должностных лиц устойчивого правового сознания – привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта благополучия членов общества. Строгое выполнение существующего законодательства и создание эффективного механизма его соблюдения – государство должно стремиться к повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и властных структур, обеспечивать подчинение их букве закона.

 

2. Понятие гражданского общества, проблемы становления

Общественно-политическая система демократического общества состоит из взаимозависимых и взаимозаменяемых подсистем: производственной, социальной, духовной и политической. Производственная обеспечивает материальную основу, политическая – реализует общую волю и общий интерес всех членов общества. Социальная и духовная сферы в совокупности и составляют гражданское общество. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности. Среди институтов гражданского общества выделяют: семью; церковь; систему образования; научные, профессиональные объединения; объединения по интересам, спортивные организации; профсоюзы; фонды, ассоциации и т. д.

Существование гражданского общества возможно лишь тогда, когда член этого общества ощущает себя гражданином: имеет  определенный комплекс прав и свобод и в то же время несет перед обществом моральную и иную ответственность за свои поступки.

Понятие гражданского общества раскрывается в  широком и узком смыслах. В  широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые не регулируются непосредственно государством. В таком случае элементы гражданского общества присутствуют в любом государстве, даже тоталитарном, так как невозможно полностью ликвидировать (даже насильственными мерами) естественные формы жизнедеятельности людей.

Гражданское общество в узком смысле – это  общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства. В современной политологии преимущественно используется понимание гражданского общества в узком смысле. С таких позиций гражданское общество – это непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов, не опосредуемые государством взаимоотношения свободных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства.

Если  для государственной власти и  государственных структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров.

В гражданском  обществе на всем протяжении его развития формируются основополагающие нормы, принципы, традиции, установки того, как следует, как должно вести себя в обществе каждому его члену, какое бы высокое общественное положение он ни занимал. Человек в гражданском обществе одновременно и частное лицо, и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.

Главное предназначение гражданского общества – достижение согласия, или консенсуса, между различными социальными силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.

Одна  из основных характеристик гражданского общества – светское начало (в отличие  от средневековой теократии –  господства религии в общественной жизни). Имеют право на существование общественное и частное, общество и государство, право и мораль, политическая идеология и наука, религиозное и светское. Государство демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию (или не выбирает, если находится на позициях атеизма). Свобода совести – одно из основополагающих прав личности и гражданина.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к периоду Античности. Античные мыслители понятием «политическое» охватывали все важнейшие сферы жизни общества: религию, семью, образование, культуру, искусство и т. д. Быть членом общества означало быть гражданином и действовать согласно его законам, не принося вреда окружающим. Греческий полис сочетал в себе гражданский коллектив и государство. Интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан; при их столкновении более важными оказывались первые. Аристотель считал, что жизнь отдельного человека политически, экономически и социально определялась его принадлежностью к тому или иному полису. Общество-государство рассматривалось как единое целое.

В Средние  века такие институты человеческого  общества, как семья, собственность, труд и др., приобрели статус элементов  государства. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной и религиозной сфер жизни общества. В свою очередь, общество составляло неразрывное целое с государством, т. е. с политической сферой. Судьба каждого человека неразрывно связана с группой, организацией, например крепостное право с сохранением сельской общины. В XVII в. еще отсутствует понятие права, так как конфликт между отдельным индивидом и государством еще не проявил себя.

Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс  формирования идеи о личности с особыми  неотъемлемыми правами, свободами  и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества. Характерная для Античности и Средневековья идея тождества частного и общественного уже отвергается, а утверждается идея первичности общества по отношению к государству. Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от государства и каких-либо форм внеэкономического принуждения.

Ко второй половине XVIII–XIX вв. происходит формирование капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство. Осуществляется разграничение между социальной и политической целями, экономическими, социальными и политическими функциями.

Концепция существования гражданского общества сформировалась к концу XVIII – началу XIX вв. Мыслители этого периода пересматривали традиционную концепцию единого общества-государства, где общество составляло неразделимое целое с государством. Английский мыслитель и философ Дж. Локк считал, что общество предшествует государству, оно существует по «природе». Государство строится на уже существующих естественных человеческих отношениях. Устраняется власть, государство, система – общество продолжает функционировать по своим правилам, законам, традициям. Главная цель государства, согласно Локку, – защита общества .

Наиболее  радикальную концепцию гражданского общества сформулировал Т. Пейн в памфлете «Права человека»: власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества. Государство, по Пейну, – зло; чем оно меньше, тем лучше для общества. Каждому индивиду по своей природе присуща тяга к обществу. Гражданское общество способно само управлять и регулировать свою жизнь, не нуждаясь в государстве и его системе. Цивилизованным будет лишь то государство, которое образовано в результате единого согласия всех членов общества, зафиксированного в конституции.

Весомый вклад в разработку концепции  гражданского общества и его взаимосвязи  с государством внес немецкий философ XIX в. Г. Гегель. Под гражданским обществом он подразумевал рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты. Их задача – обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, по Гегелю, – совокупность частных лиц, классов, групп, чье взаимодействие регулируется гражданским правом и не зависит от государства. Причем формирование гражданского общества возможно лишь в зрелом буржуазном обществе. Однако, в отличие от Пейна, Гегель понимал, что гражданское общество не может оставаться гражданским, если оно не управляется государством, которое призвано сглаживать конфликты между элементами гражданского общества. Конституционное государство способно решить проблемы, связанные с существующей несправедливостью, и объединить интересы различных групп в единую государственную политику.

Немецкий  философ и экономист К. Маркс , основатель марксизма, характеризовал гражданское общество как этап исторического развития: это не природное состояние человеческого общества, а результат классовой борьбы, классового разделения и особых отношений производства. Для Маркса гражданское общество – преходящий элемент развития общества. Если отменяется частная собственность, гражданское общество теряет смысл. Гражданское общество по сути своей буржуазное, считает Маркс, так как приемлет классы, сословия и борьбу за права (в обществе коммунистическом не будет сословий, следовательно, нет борьбы за права).

Продолжая развивать идеи Маркса, основоположник Советского государства В.И. Ленин полагал, что освобождение человечества придет в результате уничтожения классовых различий и последующей ликвидации разделения между гражданским обществом и государством, а также слияния личного и общественного.

Издержки на пути к «гражданскому  обществу»

Не прошло и двух десятилетий как нас  заставили отказаться от – «построения светлого будущего». За это время перед нами нарисовали не менее заманчивое, как кажется основным чертежникам, другое «светлое будущее» под названием «гражданское общество». Если реализация, как убеждали граждан Советского Союза, первого «будущего» зависела от самих граждан, они его строили. Само слово «строили» подразумевает активное участие в деле. Следующее «будущее» – становится. Мы по большей части употребляем выражения говорящие о «становлении гражданского общества». Второе наше «будущее» становится. Становится как бы уже и без нас, само по себе, и делать нам вроде ничего не надо, знай себе иди по указанной дороге, а все остальное приложится и установится, и устроится. Но ведь выбора нет снова, путь прочерчен, и жестко обозначены его границы.

Что происходит с человеком на этой дороге? Во что  он начинает верить, на что надеяться? На эти вопросы мы и попытаемся ответить, прибегнув к помощи современной молодежи. Именно эта социальная группа, не имеющая еще достаточного жизненного опыта, но, в силу своего возраста, умеющая чутко реагировать на фальшь и, вместе с тем, сохраняющая доверчивость, оказывается наиболее уязвимой и бессильной, сталкиваясь с реальностью на обозначенном пути к гражданскому обществу.

Как и  десять лет назад почти каждый четвертый среди молодежи был  согласен с утверждением, что люди в основной своей массе хорошие (1999 год – 36,6%, 2009 год – 37,2%). Но, справедливости ради, мы должны отметить, что в 1999 году среди молодежи преобладали негативные оценки сограждан. Так, среди опрошенных в 1999 году представителей молодежи, 44% выразили свое несогласие с утверждением о том, что в нашем обществе хороших людей больше чем плохих, в 2009 году подобного мнения уже придерживались уже 38,1%. Только 10% среди молодежи конца 90-х ХХ века и в 2009 году считали, что хороших людей уже не осталось. За последние два десятка лет у молодежи сформировалось определенное представление о современном человеке, созерцающем становление гражданского общества со всеми его плюсами и минусами.

Прошедшие десять лет сильно отразились в настроениях  молодежи, касающихся доверия «ближнему своему». Если в 1999 году 36,6% опрошенных было несогласно с утверждением, что людям нужно доверять, то в 2009 году таких стало уже 46,3%. Полностью убеждены в том, что людям верить нельзя в 1999 году были 21,2% опрошенных представителей молодежи. К 2009 году количество молодежи придерживающейся подобного убеждения составило уже 30,7%.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники