Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:18, курсовая работа
В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел.
Конечно, большинство
проблем вызвано трудностями
социально-экономической
Прежде всего, требовалось
устранить несоответствия между
нормами российского
Так, при ратификации
Конвенции о защите прав человека
и основных свобод нашей страной
была сделана оговорка, что действующее
российское законодательство имеет
иное правовое регулирование, чем положения
п.3 и 4 ст.5 Конвенции[24] .
Поэтому в процессе
обновления законодательства необходимо
было решить определенные проблемы судебно-процессуального
характера, касающиеся гарантии права
на безопасность личности (при задержании
и аресте, проведении освидетельствований,
экспертиз и других следственных
действий), а также устранить другие
пробелы, выявленные в связи с
ратификацией европейских конвенций.
Имеющиеся основные несоответствия
ст.5 Конвенции были устранены принятым
в 2001 году Уголовно-процессуальным кодексом.
Теперь решение вопроса об аресте
лица, подозреваемого в совершении
преступления предоставлено не прокурору,
а судье.
В соответствии со ст.3
Конвенции о защите прав человека[25]
и ратифицированной в марте 1998 года
специальной Европейской
Начало созданию
такого законодательства положило вступление
в силу в июле 1998 года Федерального
закона «О внесении изменений и дополнений
в законодательные акты Российской
Федерации в связи с
Постепенно страна
приходит к решению вопроса о
правовой отмене смертной казни (согласно
ст.1 Протокола № 6 к Конвенции[26]
).
В Резолюции Парламентской
Ассамблеи Совета Европы от 29 января
1997 года отмечалось, что в нашей
стране с 4 августа 1996 года не приводятся
в исполнение приговоры о смертной
казни, однако Россия не выполнила обязательства
в этой области, не заявив официально
о введении моратория на применение
смертной казни и не приняв в связи
с этим соответствующего закона. Такое
положение было обусловлено тяжелой
криминальной обстановкой в стране
и отрицательным отношением значительной
части населения к вопросу
об отмене смертной казни.
Указ Президента
Российской Федерации от 3 июня 1999 года
и Постановление
В соответствии с
обязательством перед Советом Европы
Президент Российской Федерации
внес в середине 1999 года в Государственную
Думу на ратификацию Протокол № 6 к
Конвенции, подписанный Россией 16 апреля
1997 года, и проект федерального закона
«О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные
акты Российской Федерации», направленный
на отмену применения смертной казни
в стране. Тем самым сделан еще
один шаг в решении проблемы правовой
отмены смертной казни в России.
Хотя правовое положение
российских военнослужащих в настоящее
время в целом отвечает европейским
стандартам, многие правовые нормы
принятых в последнее время
Еще стоит скорректировать
такие правовые нормы, как свобода
передвижения и выбора места жительства,
в частности, правовой статус беженцев
и вынужденных переселенцев в
связи с их фактическим беззащитным
и бедственным положением. Эта
проблема обострилась в конце 1999-2000
года в южных регионах страны в
связи с антитеррористической операцией
федеральных войск в Чечне.
Несмотря на то, что
в Конституции и в российском
законодательстве закреплено право
граждан на свободу выбора места
пребывания и жительства, тем не
менее, отсутствуют гарантии реального
осуществления конституционного права
граждан на большей части территории
России, особенно, когда речь идет о
праве выбора места жительства в
ряде крупных городов.
В российском законодательстве
отсутствовало определение
Переход страны от плановой
к рыночной экономике вызвал потребность
приведения уровня правовой социальной
защищенности работников наемного труда
в соответствие с европейскими правовыми
стандартами, утверждения системы
государственного регулирования рынка
труда, контроля за соблюдением законодательства
о труде, особенно за выплатой заработной
платы, что нашло свое отражение
в новом Трудовом кодексе РФ и
ратификации Россией ряда конвенций
Международной организации
Поступающий в Европейский
Суд по правам человека поток жалоб
из России свидетельствует, что положение
с правами человека в нашей
стране продолжает оставаться неблагоприятным
и у российских граждан сохраняется
низкий уровень доверия к
Наиболее серьезными
являются случаи, касающиеся невыплаты
заработной платы, пенсий и пособий,
ареста и содержания подозреваемых,
положения заключенных в
В ряде обращений
российские граждане жалуются в связи
с нарушением их прав должностными
лицами на отказ со стороны правоохранительных
органов возбудить уголовное
дело против третьих лиц, особенно работников
судебных органов и прокуратуры.
То есть фактически не работает принятый
еще в 1993 году Закон Российской Федерации
«Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и
свободы граждан». Однако ни Конвенция,
ни прецедентное право конвенционных
органов не предоставляют права
на возбуждение уголовного дела против
третьих лиц.
Учитывая возможность
возбуждения Страсбургским
Еще одно право, на которое
Конституция РФ прямо не указывает
- право гражданина на компенсацию
в случае судебной ошибки, но признает
в ст.53, что каждый имеет право
на возмещение вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных
лиц. В уголовном судопроизводстве
это положение конкретизируется
в ч.4 ст.11 Уголовно-процессуального
кодекса: вред, причиненный лицу в
результате нарушения его прав и
свобод судом, а также должностными
лицами, осуществляющими уголовное
преследование, подлежит возмещению по
основаниям и в порядке, установленным
Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно
ст.1070 Гражданского кодекса России
вред, причиненный при осуществлении
правосудия, возмещается в случае,
если вина судьи установлена приговором
суда, вступившим в законную силу. В
ст.1069 этого кодекса указано, что
вред возмещается за счет соответственно
казны Российской Федерации, казны
субъекта Федерации или казны
муниципального образования. Статьи 1100
и 1101 Гражданского кодекса предусматривают
также и компенсацию морального
вреда в денежной форме. Право
на возмещение ущерба согласно Закону
«О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступления»
имеют не только незаконно содержащиеся
под стражей, но и незаконно задержанные.
Однако этот закон
и другие законодательные акты Российской
Федерации не в достаточной мере
соответствуют ст.3 Протокола № 7
к Конвенции, ее положению о возмещении
ущерба, нанесенному гражданину в
случае судебной ошибки: «Если какое-либо
лицо на основании окончательного решения
было осуждено за совершение уголовного
преступления и если впоследствии вынесенный
ему приговор был пересмотрен
или оно было помиловано на том
основании, что какое-либо новое
или вновь открывшееся
В целом российские
акты в отличие от европейских
стандартов предусматривают неполную
компенсацию вреда, нанесенного
судебной ошибкой и незаконным лишением
свободы.
Надо признать, что
российская судебная система пусть
робко, но пытается реагировать в
своей деятельности на международные
стандарты защиты прав человека.
Практика и проблемы
обращения российских граждан в
Европейский Суд по правам человека
В последние годы
наибольшее количество жалоб в Европейский
Суд поступает из России. Так, например,
из 10486 обращений, поступивших в Суд
в 2000 году, 1325 – было направлено из России[28]
. По состоянию на 1 ноября 2000 года Европейским
Судом по правам человека было зарегистрировано
более 1500 жалоб на Российскую Федерацию.
Из них около 350 жалоб было признано
неприемлемыми, кроме того, в шести
случаях Правительству России посылались
запросы о дополнительной информации[29]
.
Стоит отметить, что
с июня 1999 года Европейским Судом
уже были решены десять судебных дел,
касающихся России. В их число входят
дело Тумилович - увольнение с места
работы; Лукоча - доступ к получению
высшего образования; Сыркина - пропажа
без вести сына заявителя в
период прохождения военной службы
в Германии; Черепкова - регистрация
для участия в выборах; Тайкова
– невыплата пенсии; Шулмина –
противоправное заключение под стражу
и несправедливое судебное разбирательство;
ОВР – свобода объединений
– нотариальная процедура и несправедливое
разбирательство; Никишиной – вмешательство
в личную жизнь, свобода совести
и несправедливое разбирательство;
Панченко – противоправный арест
и заключение под стражу, а также
несправедливое судебное разбирательство;
«Каралевичус против Литвы и России»
– противоправный арест и содержание
под стражей в России.
Первые четыре дела
не были приняты к рассмотрению.
Первое из них касалось исключительно
«личной тяжбы», на второе не распространялись
положения Конвенции, в третьем
не обнаружилось никаких признаков, свидетельствующих
об ответственности государственных органов,
которые сделали все возможное для поисков
пропавшего, а четвертое по существу дела
не подпадало под положения Конвенции.
Жалобы Никишиной и Каралевичуса (как
жалобы на Россию) также не были приняты
к рассмотрению в первом случае, поскольку
заявительница не являлась жертвой, а
во втором, поскольку события имели место
до ратификации Конвенции.
Однако дело Тумилович,
по которому надлежало принять решение,
имело исключительно важное значение.
Суд придерживался мнения, что
просьбы заявителя о пересмотре
дела в более высокой инстанции,
с которыми он обратился, а именно,
к председателю палаты по гражданским
делам и к заместителю
Информация о работе Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека