Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 77.56 Кб (Скачать)

Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально  этот механизм включал три органа, которые несли ответственность  за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками  Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд  по правам человека и Комитет министров  Совета Европы. 

Суд с течением времени  стал все более отчетливо выявлять свои слабые стороны и давать сбои. В первую очередь это было связано  со значительно возросшим количеством  дел, передаваемых на рассмотрение Европейского Суда и Комиссии по правам человека. В некоторых случаях сроки  рассмотрения дел затягивались, достигая в среднем пяти-шести, а в отдельных  случаях – восьми-девяти лет, что, безусловно, серьезно отражалось на эффективности принимаемых решений. Уже в 80-х годах многие политики и эксперты справедливо ставили вопрос о необходимости слияния Комиссии по правам человека и Суда. 

В ноябре 1991 г. министры иностранных дел стран - членов Совета Европы на очередном заседании Комитета Министров поручили Секретариату организации  незамедлительно заняться работой  по реформированию контрольно-судебного  механизма, созданного в рамках Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод. Идея преобразования европейского судебного механизма  нашла практически полное понимание  в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), которая в своей  Рекомендации 1194 (1992 г.) Комитету Министров  Совета Европы высказалась в пользу создания постоянно действующего Суда вместо существовавших одновременно Комиссии по правам человека и Суда. В мае 1993 г. Комитет Министров Совета Европы на 92-й сессии принял решение образовать ad hoc Комитет по правам человека[4] , главной  задачей которого являлась разработка текста дополнительного Протокола  к Европейской о реформировании контрольно-судебного механизма  Совета Европы и передача его на одобрение встречи на высшем уровне глав государств и правительств стран  – членов Совета Европы, которая  состоялась в Вене. В Венской Декларации от 9 октября 1993 г. отмечено, что "целью  реформы является повышение эффективности  средств судебной защиты, сокращение сроков процедуры рассмотрения дел  и поддержание высокого качественного  уровня механизма защиты прав человека". 

В результате предпринятых усилий Протокол № 11 был открыт для  подписания 11 мая 1994 г. По существу он был  призван заменить тридцать семь статей Европейской конвенции (с 19 по 56). Кроме  введения единого постоянно действующего Суда Протокол вносил еще ряд изменений  в действовавший контрольный  механизм. Так, граждане автоматически  получили право обращения непосредственно  в Суд, минуя какие-либо иные промежуточные  инстанции. Комитет Министров утратил  право принятия окончательного решения  в соответствии со ст.32 старого текста Европейской конвенции, за ним осталась лишь контрольная функция по наблюдению за исполнением всех решений Суда согласно ст.54. 

Окончательно Протокол № 11 вступил в силу 1 ноября 1998 г. Российская Федерация, ставшая участницей Европейской конвенции 5 мая 1998 года, также его ратифицировала.  

Юридическим и фактическим  местопребыванием Суда является Страсбург, столица французской провинции  Эльзас и местонахождение Совета Европы. Как известно, Эльзас расположен на границе с Германией (от здания Суда до границы всего несколько  километров) и в 70 км. от границы со Швейцарией. Вместе с тем Суд может  выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, в другом месте на территории страны - члена Совета Европы. 

Деятельность Суда освещается в разделе II (ст.19), Разделе III (ст.ст.20-37), разделе IV (ст.ст.38-56), а  также в разделе V (ст.ст.58-59) Конвенции. Кроме того, Протокол № 2 к Конвенции  наделяет Европейский Суд по правам человека компетенцией выносить консультативные  заключения; Протокол № 9 предоставляет  возможность гражданам государств, подписавших этот документ, передавать дело на рассмотрение Суда; и наконец, Протокол № 11 учреждает постоянный единый Европейский Суд по правам человека. 

Европейский Суд  по правам человека на основе Конвенции  о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов к ней, принял 4 ноября 1998 года Правила (регламент) процедуры Суда. 

Правила дают определение  используемых понятий и терминов «Конвенция», «пленарное заседание  Суда», «Большая Палата», «Палата», «Суд», «судья», «сторона» и т.п. 

Раздел I регламентирует организацию и работу Суда: детализирует статус Судьи, правила выборов Председателя Суда и заместителей Председателя Суда, Председателей Секций, обязанности  этих лиц, выборы Секретаря, его обязанности, порядок работы Суда, его местопребывание, пленарные заседания Суда, порядок  совещания судей, голосование, порядок  работы палат и комитетов и  др. 

Раздел II устанавливает  порядок производства и принципы: гласность судебного разбирательства; языки, на которых ведется судопроизводство; представительство государств-участников Конвенции; представительство заявителей, сообщения, уведомления и вызовы в Суд; представление доказательств; исключение и восстановление жалобы в списке дел, подлежащих рассмотрению; возбуждение дела; требования к содержанию межгосударственной и индивидуальной жалобы; проведение слушаний; постановления  и др. 

Каждое государство, ратифицировавшее Европейскую Конвенцию  по правам человека, представлено в  Суде одним судьей. Таким образом, общее количество судей соответствует  числу стран, участвующих в Европейской  конвенции. По состоянию на 2001 год  в состав Суда входило 43 судьи. Судьи  избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов, представленных каждой страной сроком на шесть лет. Вместе с тем срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года. Они определяются по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину[5] . Судья должен уйти в отставку по достижении им 70 лет. Возрастные ограничения  для судей были введены ввиду  возрастающей нагрузки на них и увеличения объема работы. Судьи выступают в  Суде в личном качестве и в процессе исполнения своих обязанностей являются полностью независимыми. В течение  своего срока полномочий судьи не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов суда.  

В январе 2000 года в  состав Суда был избран российский судья Анатолий Иванович Ковлер (до 1999 года Россию представлял В.А.Туманов). 

Кандидат на пост судьи должен обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять  требованиям, предъявляемым при  назначении на высшие судебные должности  в государствах-членах, либо быть правоведом с признанным авторитетом. Причем член Суда не может быть отстранен от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают  решение о том, что он более  не соответствует предъявляемым  требованиям. 

Суд избирает из своего состава Председателя и одного или  двух заместителей. Причем Председателя сроком на три года; они могут  быть переизбраны. Нынешним председателем  Суда является Луциус Вильдхабер (Швейцария), заместителями – Э.Пальм (Швеция) и К.Розакис (Греция). Суд образует Комитеты, Палаты, Большую палату, создаваемые  на определенный период времени, избирает Председателей Палат Судей, которые  могут быть переизбраны. Суду помогает канцелярия, функции и организация  которой определяются его правилами  процедуры. Суд пользуется услугами юридических секретарей. 

Структурно работа Суда строится в Комитетах, Палатах  и Большой Палате. Организационные  вопросы работы решаются на пленарных  заседаниях, которые созываются Председателем  по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное  заседание может быть проведено  по требованию одной трети членов Суда. Кворум пленарного заседания  составляет две трети от числа  избранных судей. Комитеты состоят  из 3, Палаты - из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей. 

Комитеты формируются  Палатами на 12 месяцев. Палаты своим  решением определяют тех судей и  их "заместителей", которые будут  заседать в каждом конкретном Комитете. Количество создаваемых Комитетов  определяется Председателем Суда после  проведения консультаций с председателями секций Палат. Обязанности председательствующего  в Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство  в соответствующей секции Палаты. Главный вопрос, который призваны решать Комитеты, это рассмотрение поступившей жалобы на предмет ее соответствия положениям Европейской  конвенции и признания ее приемлемой или неприемлемой. 

Сами Палаты формируются  Судом также на фиксированный  срок. Суд определяет 7 судей, которые  будут работать в той или иной Палате. Кроме того, назначает "заместителей" на случай отсутствия "постоянных" судей Палаты. Судьям не запрещается  участвовать в работе нескольких Палат. 

Большая Палата, состоящая  из 17 судей и 3 запасных, образуется на три года и призвана принимать  решения по жалобам граждан и  межгосударственным спорам, а также  рассматривать запросы Комитета Министров на предмет консультативных  заключений. Президент (председатель) Суда, вице-президенты, президенты Палат  и судья от страны, участвующей  в деле в качестве одной из сторон, входят в состав Большой Палаты ex officio. Решения и постановления  Большой Палаты выносятся большинством голосов от числа судей, участвующих  в судебном заседании. В соответствии с Регламентом Суда судьи не вправе воздерживаться от результирующего  голосования по существу дела. Интересно, что по общему правилу голосование  осуществляется поднятием руки. Однако Председатель может также произвести поименное голосование в порядке, обратном старшинству. 

Суд в соответствии с положениями Конвенции обладает следующей общей юрисдикцией: 

принимает жалобы от любого гражданина, неправительственной  организации или группы граждан, которые считают, что их права  исходя из положений Европейской  Конвенции по правам человека нарушены государством - членом Совета Европы; 

рассматривает споры  между государствами - членами Совета Европы по поводу нарушений положений  Европейской Конвенции по правам человека. 

Комитет Министров  по новой процедуре лишается возможности  участвовать в решении споров по существу. В новой системе контроля ему оставлено только наблюдение за исполнением решений Суда. 

Введенная Протоколом № 11 новая система контрольного механизма приведет к упрощению  процедуры подачи и рассмотрения индивидуальных петиций, ускорению  процедуры и повышению эффективности.

2. Процедура подачи  и рассмотрения жалоб в Европейском  суде по правам человека

2.1. Условия и правила  обращения в Европейский суд  по правам человека 

Национальные власти государств-членов Совета Европы должны обеспечить всем своим гражданам  права и свободы, установленные  в соответствии с положениями  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая  выполняет функции дополнительного  защитного механизма. Именно национальные органы обязаны во внутреннем законодательстве обеспечить права и свободы своих  граждан. Если средства правовой защиты на национальном уровне недостаточны, то отдельные лица, группы граждан, организации, полагающие, что со стороны  государственных властей нарушены права человека, гарантированные Конвенцией, могут обращаться в Европейский суд по правам человека за правовой защитой.  

Ратификация Россией  Европейской конвенции позволяет  всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что предусмотрено частью 3 статьи 46 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты». То есть право каждого на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека обусловлено в названной статье двумя факторами: наличием соответствующего международного договора РФ и исчерпанием  всех имеющихся, внутригосударственных  средств правовой защиты[6] . Таким  образом, Суд может принимать  жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации  или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба). Жалобы могут  подаваться только против государств или действий и актов его органов  власти. Жалобы против отдельных лиц  или негосударственных (частных) организаций  и объединений не подпадают под  компетенцию Европейской конвенции  о правах человека. Так, часть жалобы "Тумилович против России" была отклонена в связи с тем, что  заявительница жаловалась на действия своего работодателя - частной компании, а не на действия "публичных органов  власти". 

При этом, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных  условий. 

1. Суд принимает  к рассмотрению жалобы, поступающие  от: 

- любого физического  лица, неправительственной организации  или группы частных лиц, которые  утверждают, что в отношении их  были нарушены права, предусмотренные  Европейской Конвенцией. При этом  не имеет значения, назовет ли  заявитель свое обращение жалобой,  заявлением или петицией. 

- государства –  участника в случае межгосударственных  жалоб. 

2. В Суде рассматриваются  только те жалобы, которые направлены  против государства, подписавшего  и ратифицировавшего Конвенцию,  и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации  Конвенции этим государством. Применительно  для России такой датой является 5 мая 1998г. На это положение  следует обратить особое внимание  в связи с тем, что ни один  российский гражданин или неправительственная  организация не имеют права  настаивать на удовлетворении  своих, пусть даже абсолютно  справедливых требований, если сам  факт нарушения тех или иных  прав произошел до 5 мая 1998г.  Из вышеизложенного следует, что  любой россиянин может направить свою жалобу в Суд, если решение по его делу принято после ратификации Россией Конвенции. Но Суд делает исключение для так называемых продолжающихся ситуаций, продолжающихся нарушений. Скажем - человека посадили в СИЗО до 5 мая 1998 года и держали еще после этого два-три года или судебное решение вынесено до 5 мая 1998 г. окончательно кассационной инстанцией, а не исполняется до сих пор. Неисполнение судебного решения считается продолжающимся нарушением и в этих случаях Суд вправе засчитать и то время, которое прошло до ратификации Европейской конвенции в России, поскольку речь идет о продолжающемся нарушении. 

Информация о работе Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека