Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:18, курсовая работа
В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел.
Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека
Обращение граждан
в Европейский Суд по правам человека
Выпускная квалификационная
работа
Выполнила: студентка
V курса МГСА Шабанская Ольга Олеговна
Московская гуманитарно-
Москва – 2003 г.
Введение
Значение Европейской
Конвенции о защите прав человека
и основных свобод и Европейского
Суда по правам человека для современной
Европы трудно переоценить. Они стали
зримым, практическим воплощением несомненного
прогресса в области развития
и защиты прав человека на европейском
континенте за послевоенные годы.
Европейский Суд
по правам человека стал уникальным наднациональным
органом правосудия, ознаменовав
собой качественно новый этап
гармонизации и интеграции правовых
систем европейских стран. Решения
Европейского Суда в настоящее время
пользуются непререкаемым авторитетом
для национальных властей и служат
руководством в повседневной практике
для законодательных, судебных и
иных органов государств-членов Совета
Европы. Они приобрели характер особого
источника права и с каждым
годом все более глубоко и
непосредственно влияют на развитие
национальных правовых систем, а также
формирование и развитие европейского
правового пространства. С 1996 года вышесказанное
в полной мере относится и к
Российской Федерации.
Вступив в 1996 году в
Совет Европы, Российская Федерация
приняла на себя обязательства о
приведении всего своего законодательства
и практики его применения в соответствие
с европейскими стандартами. Это
потребует, безусловно, дополнительного
напряженного труда органов законодательной,
исполнительной и судебной власти в
нашей стране.
Тем не менее, всякое
искусственное форсирование законодательной
базы без ее реального социально-
В настоящий момент
наблюдается весьма интенсивный
и подчас очень непростой процесс
налаживания взаимодействия России
с Европейским Судом по правам
человека.
К сожалению, у многих
еще существует довольно-таки абстрактное
представление об этом институте
и порядке обращение в него.
Поэтому я бы хотела подробнее
изучить данную тему.
В своей работе я
попыталась раскрыть содержание и значение
Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод, рассмотрела
аспекты организационной
1. Правовые и организационные
основы деятельности
Положения Конвенции
о защите прав человека и основных
свобод 1950 г.
Принятая в развитие
положений Всеобщей декларации прав
человека 1948 года, Европейская Конвенция
о защите прав человека и основных
свобод имела непростую судьбу. Она
была принята Советом Европы 4 ноября
1950 года и вступила в силу 3 сентября
1953 года после ее ратификации восемью
странами[1] . Однако только спустя 25 лет
после принятия, в 1975 году, участниками
Конвенции стали все члены
Совета Европы. Это объясняется тем,
что первоначально многие европейские
государства возражали против предоставления
индивиду права на подачу жалобы в
Европейскую Комиссию по правам человека
и против обязательной юрисдикции Европейского
Суда по правам человека.
Конвенция содержит
список неотъемлемых прав и свобод
каждого гражданина и обязывает
государства гарантировать эти
права каждому человеку, находящемуся
под их юрисдикцией.
Следует особо отметить,
что Конвенция не является неким
статичным сводом норм полувековой
давности. Закрепленные в ней права
и свободы постоянно
Права и свободы,
установленные в Конвенции и
протоколах, не расположены в каком-либо
логическом порядке, что затрудняет
их обзор. Условно их можно разделить
на следующие группы[2] .
Нормы, направленные
на охрану жизни и здоровья человека:
ст.2 Конвенции - право
на жизнь[3] ,
ст.1 Протокола N 6 - отмена
смертной казни,
ст.3 Конвенции - запрещение
пыток.
Статья 2 Конвенции
предусматривает, что право каждого
лица на жизнь должно охраняться законом.
Первоначально Конвенция
Между тем по-прежнему
сохраняет силу предусмотренный
в п.2 ст.1 Конвенции перечень случаев,
когда лишение жизни не рассматривается
как нарушение права на жизнь
в смысле ст.1. Лишение жизни признается
правомерным, если оно является результатом
применения силы, не более чем абсолютно
необходимой:
для защиты любого лица
от противоправного насилия;
для осуществления
законного ареста или предотвращения
побега лица, задержанного на законных
основаниях;
в случае действий, предусмотренных
законом, для подавления бунта или
мятежа.
Статья 3 Конвенции,
охраняя здоровье и достоинство
человека, запрещает применение в
отношении него пыток и бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения
или наказания. Под унижающим
достоинство обращением и наказанием
понимается, в числе прочего, ненадлежащие
условия содержания под стражей,
психическое и физическое воздействие
на подозреваемого, обвиняемого или
осужденного, неоказание ему медицинской
помощи и т.п.
Нормы, направленные
на охрану достоинства, независимости
и равноправия людей:
ст.4 Конвенции - запрещение
рабства и принудительного
ст.8 Конвенции - право
на уважение частной и общественной
жизни,
ст.12 Конвенции - право
на вступление в брак,
ст.14 Конвенции - запрещение
дискриминации,
ст.5 Протокола N 7 - равноправие
супругов.
Пункт 1 ст.4 Конвенции
запрещает содержание человека в
рабстве или подневольном состоянии.
Эти формы угнетения человека
предполагают всеобъемлющую зависимость
человека от другого лица. При этом
человек оказывается в роли объекта
либо права собственности (рабство),
либо иного права, обеспечивающего
подневольное состояние.
Пункт 2 той же статьи
запрещает привлечение человека
к принудительному или
любою работу, которую
обычно должно выполнять лицо, находящееся
в заключении согласно ст.5 Конвенции
или условно освобожденное от
такого заключения;
любую военную службу
в странах, где в качестве законного
признается отказ от военной службы
на основании вероисповедания; службу,
назначенную вместо обязательной военной
службы (альтернативную гражданскую
службу);
любую службу, обязательную
в случае чрезвычайного положения
или бедствия, угрожающих жизни или
благополучию населения;
любую работу или
службу, которые входят в обычные
гражданские обязанности.
Суд, устанавливая содержание
понятий принудительного или
обязательного труда, исходит из
определения, содержащегося в ст.2
Конвенции Международной
В соответствии со ст.8
Конвенции, каждый имеет право на
уважение его частой и семейной жизни,
его жилища и корреспонденции. Вмешательство
государственных органов в
Исходя из анализа
решений Суда, для квалификации союза
людей в качестве семьи существенно
осознание ими себя в качестве
семьи, совместное проживание и ведение
общего хозяйства. Юридическое оформление
семейных связей не имеет решающего
значения для целей применения ст.8
Конвенции.
Одно из личных неимущественных
прав человека – это право на
вступление в брак и создание семьи.
Поэтому ст.12 Конвенции предусматривает
право мужчин и женщин, достигших
брачного возраста, вступать в брак
и создавать семью в
Важнейшее значение
имеет ст.14 Конвенции, направленная
на недопущение дискриминации. Запрещается
установление каких-либо предпочтений
или ограничений при
Статья 5 Протокола
№ 7 направлена на обеспечение равноправия
супругов в отношениях между собой
и в отношениях со своими детьми,
в том, что касается вступления в
брак, во время состояния в браке
и при его расторжении. В Семейном
кодексе РФ также есть нормы, устанавливающие
равенство прав родителей. Однако анализ
российской судебной практики показывает,
что зачастую суды по-прежнему необоснованно
оказывают предпочтение матерям
при разрешении споров о передаче
детей на воспитание. Сохранение таких
традиций в судебной практике может
создать основания для
Нормы, направленные
на охрану развития и свободы самовыражения
человека:
ст.9 Конвенции - свобода
мысли, совести и религии,
ст.10 Конвенции - свобода
выражения мнения,
ст.2 Протокола N 1 - право
на образование.
На обеспечение
свободы мысли, совести и религии
направлена ст.9 Конвенции. Это право
включает свободу менять свою религию
или убеждения, исповедовать свою религию
или убеждения как
Ограничениям может
быть подвергнута лишь свобода исповедовать
свою религию или свои убеждения.
Такие ограничения
Со свободой мысли
тесно связана и свобода
Информация о работе Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека