Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 77.56 Кб (Скачать)

В ст.10 Конвенции  констатируется, что осуществление  этих свобод налагает обязанности и  ответственность. Поэтому оно может  быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. 

Своеобразно преломляется свобода совести и религии  в контексте ст.2 Протокола № 1 к Конвенции, где предусмотрено  право на образование. Эта статья не только запрещает отказ человеку в осуществлении права на образование, но предусматривает обязанность  государства уважать право родителей  обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и  философскими убеждениями. 

Нормы, направленные на охрану политических свобод:  

ст.11 Конвенции - свобода  собраний и ассоциаций,  

ст.3 Протокола N 1 - право  на свободные выборы. 

Статья 11 Конвенции  предусматривает право каждого  на свободу мирных собраний и свободу  ассоциации с другими, включая право  создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом  и необходимы в демократическом  обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков  и преступлений, защиты здоровья и  нравственности или защита прав и  свобод других лиц. Допускается установление в законе ограничений на осуществление  этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления. 

На обеспечение  свободного волеизъявления народа направлена ст.3 Протокола № 1, где предусмотрена  обязанность участников Конвенции  проводить свободные выборы с  разумной периодичностью путем тайного  голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное  волеизъявление народа в выборе законодательной  власти.  

Нормы, направленные на охрану личной свободы и обеспечение  судебной защиты прав и свобод:  

ст.5 Конвенции - право  на свободу и безопасность,  

ст.6 Конвенции - право  на справедливое судебное разбирательство,  

ст.7 Конвенции - наказание  исключительно на основании закона, 

ст.13 Конвенции - право  на эффективные средства правовой защиты,  

ст.1 Протокола N 4 - запрещение лишения свободы за долги,  

ст.2 Протокола N 7 - право  на апелляцию по уголовным делам,  

ст.3 Протокола N 7 - компенсация  в случае судебной ошибки,  

ст.4 Протокола N 7 - право  не привлекаться к суду или повторному наказанию. 

Целый комплекс статей Конвенции и Протоколов к ней  направлены на обеспечение свободы  и личной неприкосновенности человека. Так, ст.5 Конвенции устанавливает, что  никто не может быть лишен свободы, как в следующих случаях и  в порядке, установленном законом: 

законное содержание лица под стражей на основании  признания его виновным компетентным судом; 

законный арест  или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с  целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом; 

законный арест  или задержание лица, произведенные  в целях передачи его компетентному  судебному органу по обоснованному  подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются  достаточные основания полагать, что задержание необходимо для предотвращения совершения им правонарушения или чтобы  помешать ему скрыться после его  совершения; при этом такое лицо должно быть незамедлительно доставлено к судье и имеет право на судебное разбирательство в течение  разумного срока или на освобождение до суда, причем в ходе разбирательства  суд должен быстро решить вопрос о  законности задержания и освободить незаконно задержанного; 

задержание несовершеннолетнего  лица на основании законного постановления  для воспитательного надзора  или его законного задержания для передачи лица компетентному  органу; 

законное задержание лиц с целью предотвращения распространения  инфекционных заболеваний, а также  душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг; 

законный арест  или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются  меры по его высылке или выдаче. 

Каждому арестованному  должны незамедлительно сообщаться на понятном ему языке причины  его ареста и любое предъявленное  ему обвинение. 

Несомненно, нарушение  конституционного права на свободу  путем незаконного содержания под  стражей причиняет человеку по крайней  мере нравственные страдания. Поэтому  незаконно содержавшиеся под  стражей лица приобрели право  на компенсацию морального вреда. При  определении ее размера, помимо других обстоятельств, должны учитываться  такие факторы, как несоблюдение установленной нормы площади  камеры на одного заключенного, ненадлежащие санитарно-гигиенические условия, любые  другие нарушения порядка содержания под стражей, увеличивающие степень  физических или нравственных страданий, продолжительность срока незаконного  содержания под стражей. 

Статья 6 Конвенции  призвана обеспечить право каждого  на справедливое судебное разбирательство. Под таковым понимается рассмотрение любого гражданского или уголовного дела в разумный срок, справедливо  и публично независимым, беспристрастным  и законно созданным судом. Судебное решение должно объявляться публично, однако в демократическом обществе пресса и публика могут не допускаться  на все судебное разбирательство  или его часть по соображениям морали, общественного порядка или  национальной безопасности, а также  если это требуется в интересах  несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон. 

Право на справедливое судебное разбирательство включает случаи обвинения не только в уголовных  преступлениях, но и в административных или дисциплинарных правонарушениях, если характер санкции за такое правонарушение является по существу уголовно-правовым.  

Важнейшее значение имеет установленный в п.2 ст.6 Конвенции принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом. 

Пункт 3 ст.6 Конвенции  определяет необходимый минимум  прав, которые должен иметь каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления: 

быть незамедлительно  и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и  основании предъявленного ему обвинения; 

иметь достаточное  время и возможности для подготовки своей защиты; 

защищать себя лично  или посредством выбранного им самим  защитника или, при отсутствии у  обвиняемого достаточных средств  для оплаты услуг защитника, защитник должен быть ему предоставлен бесплатно, если этого требуют интересы правосудия; 

допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь  право на то, чтобы эти свидетели  были допрошены, а также иметь  право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него; 

пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или  не говорит на этом языке. 

Недопустима уголовная  ответственность за деяние, которое  в момент его совершения не признавалось преступлением по закону (этот принцип  отражен в ст.7 Конвенции). Если же деяние признавалось преступлением, то не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало  применению в момент совершения уголовного преступления. 

Большое значение имеют  ст.2-4 Протокола № 7 к Конвенции. Эти  нормы предусматривают право  каждого осужденного на пересмотр  приговора вышестоящей судебной инстанцией. Исключения из этого правила  могут быть установлены лишь для  незначительных правонарушений, определенных законом. 

Никто не должен быть вторично судим или подвергнут уголовному наказанию в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое он был осужден в  соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом этого государства, либо был окончательно оправдан. 

Осужденный, понесший наказание вследствии судебной ошибки, имеет право на компенсацию, если только государственные органы не докажут, что в возникновении ошибки полностью  или частично виновен он сам (например, в случае самооговора). 

Согласно ст.1 Протокола  № 4 никто не может быть лишен  свободы лишь на том основании, что  он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство. Многочисленные мошенничества в отношении граждан  часто прикрывались вступлением  в различного рода договорные отношения  с потерпевшими.  

Нормы, направленные на охрану свободы передвижения и  выбора места жительства: 

ст.2 Протокола N 4 - свобода  передвижения,  

ст.3 Протокола N 4 - запрещение высылки граждан,  

ст.4 Протокола N 4 - запрещение массовой высылки иностранцев. 

Свобода передвижения защищается ст.2 Протокола № 4. В соответствии с этой нормой каждому, кто законно  находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное  передвижение и свобода выбора местожительства. 
 

На осуществление  этих прав не должно налагаться никаких  ограничений, кроме тех, которые  предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в  интересах государственной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного  порядка, для предотвращения преступности, защиты здоровья и нравственности или  для защиты прав и свобод других лиц. 

Тесно связан с правом на свободу передвижения установленный  в ст.3 Протокола № 4 запрет на высылку  человека из государства, гражданином  которого он является, а также лишение  его права на въезд в это  государства. Статья 4 того же Протокола  запрещает коллективную высылку  иностранцев.  

Нормы, направленные на защиту имущественных прав:  

ст.1 Протокола N 1 - защита собственности. 

Это единственная норма, направленная на защиту прав не только физических, но и юридических лиц. Она предусматривает право каждого  физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим  имуществом. Важную гарантию правам собственности  предоставляет положение о том, что никто не может быть лишен  своего имущества, кроме как в  интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Но эти  положения не должны истолковываться  как ущемляющие право государство  обеспечивать выполнение законов, которые  необходимы для осуществления контроля за использованием собственности в  соответствии с общими интересами или  для обеспечения уплаты налогов  или других сборов или штрафов.  

Следует отметить, что  предусмотренные в Европейской  конвенции права уже закреплены в Конституции РФ и в ряде законов. Началось сближение законодательства Российской Федерации с международными стандартами: отменены основные ограничения  выезда за рубеж, существенно улучшилось положение в области свободы  мысли, совести и религии, свободы  каждого на выражение своего мнения, введен суд присяжных, упразднены некоторые  виды уголовных наказаний, сокращена  сфера возможности применения смертной казни, проводиться комплексная  реформа уголовно-исполнительной системы. Проводится работа по претворению в  жизнь положений судебной реформы, приняты Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и целый ряд других законов. 

Структура и состав Европейского Суда по правам человека 

Информация о работе Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека