Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 77.56 Кб (Скачать)

- краткое подтверждение  того, что соблюдены условия "приемлемости" жалобы (исчерпание национальных  средств правовой защиты и  "правило шести месяцев"); 

- цель жалобы и  общее указание на наличие  требований о выплате справедливой  компенсации, которые заявитель  вправе предъявить в соответствии  со ст.41 Европейской конвенции  по правам человека; 

- копии любых относящихся  к делу документов (судебных решений,  документов из правоохранительных  органов и др.), связанных с  основаниями жалобы. 

К заполнению формуляра  следует подходить очень внимательно, так как Европейский Суд по правам человека будет рассматривать  жалобу только в тех пределах, которые  в ней установлены. 

Заполнение формуляра  во многом отличается от подготовки судебных документов внутри РФ. Прежде всего, как  ни странно, возникают сложности  при заполнении графы “описание  фактов”. Заявитель в этом разделе  должен написать о тех событиях, которые произошли в его жизни  в связи с нарушением его прав, в хронологическом порядке. Основная трудность заключается в том, что заявитель должен постараться  не комментировать эти события, но из-за своей эмоциональной включенности, заявителю бывает это сделать  крайне сложно. 

Наиболее сложным  для заполнения является раздел, посвященный  описанию предполагаемых нарушений, так  как в этом разделе необходимо мотивировать свое обращение, используя, главным образом, практику Европейского Суда. 

Остальные разделы  более формальны и особых трудностей не вызывают. 

Заявитель должен указать, подавал ли он жалобу в какой-либо иной орган международного разбирательства  или урегулирования. Невыполнение вышеперечисленных  требований может повлечь за собой  отказ в регистрации жалобы и  невозможность рассмотрении ее Судом. 

Любая корреспонденция, относящаяся к жалобе направляться по следующему адресу: 

The Registrar, European Court of Human Rights, Council of Europe, F-67075 STRASBOURG CEDEX, FRANCE - ФРАНЦИЯ 

По получении первого  письма или формуляра жалобы Секретариатом  будет направлен ответ с указанием  на то, что на имя заявителя заведено предварительное досье (номер которого надлежит указывать во всей последующей  корреспонденции). В последующем  заявителя могут попросить предоставить дополнительную информацию, документы  или разъяснения по жалобе. В свою очередь, Секретариат не может предоставлять  ему информацию о законодательстве Государства, на действия которого он жалуется, либо дать консультацию относительно применения и трактовки национального  права. 

Заявителю, в его  интересах, следует проявлять внимательное отношение к переписке с Секретариатом. Любая задержка с ответом или  отсутствие ответа могут быть истолкованы  как незаинтересованность в продолжении  разбирательства по жалобе. Заполненный  формуляр жалобы должен быть отправлен  в установленный срок. Если в течение  года от заявителя не будет получен  ответ на письма Секретариата, его  досье будет уничтожено. 

Если заявитель  возражает против опубликования  его имени, он должны сделать соответствующее  заявление, изложив причины для  подобного отступления от общего правила свободного доступа к  информации, касающейся судебного разбирательства. Суд допускает анонимность разбирательства  только в исключительных и обоснованных случаях.  

Если заявитель  желает обратиться в Суд через  адвоката или иного представителя, он должны приложить к формуляру  жалобы доверенность, уполномочивающую представителя выступать от его  имени. Представитель юридического лица (ассоциации и пр.) или группы физических лиц должен подтвердить  свое полномочие представлять заявителя. На стадии подачи первичной жалобы представитель заявителя (если таковой  имеется) не обязательно должен быть юристом. Стоит заметить, однако, что  на более поздних стадиях разбирательства  представитель заявителя должен, по общему правилу, являться адвокатом, полномочным вести дела в одном  из государств, ратифицировавших Конвенцию. Адвокат должен как минимум пассивно владеть одним из официальных языков Суда (английским или французским).  

Суд не предоставляет  юридическую помощь на оплату услуг  юриста по составлению первичной  жалобы. На более поздней стадии разбирательства после принятия Судом решения об информировании правительства соответствующего государства  о жалобе и запроса письменных объяснений, заявитель может претендовать на получение бесплатной юридической  помощи при условии, что он не в  состоянии оплатить услуги юриста, и если предоставление такой помощи будет сочтено необходимым для  надлежащего рассмотрения дела.  

2.3. Основные стадии  судопроизводства 

Европейский Суд  по правам человека предусматривает  весьма специфическое судопроизводство, имеющего несколько стадий.  

Первая – это  признание приемлемости жалобы. 

Вторая – урегулирование ее на уровне государства-заявителя. 

Третья – непосредственное рассмотрение. 

Четвертая – исполнение решения, принятого Судом[16] . 

Перед рассмотрением  жалобы на предмет приемлемости Европейский  Суд направляет жалобу заявителя  Представителю РФ в Европейском  Суде, который представляет в Суд  свои возражения, касающиеся самого предполагаемого  нарушения права, а также вопросов приемлемости. Целью Представителя  РФ на данном этапе является не допустить  рассмотрение жалобы по вопросу приемлемости в Европейском Суде, так как  в этом случае жалоба не получит  огласки. Как правило, это выражается в том, что правоохранительные органы РФ по собственной инициативе пересматривают гражданские и уголовные дела в порядке надзора и принимают  решения, которые являются противоположными предыдущим решениям. 

Например, гражданское  дело заявителя может быть направлено на новое рассмотрение, как это  произошло в деле “Никишина против РФ”. В ходе нового рассмотрения было заключено мировое соглашение, которое восстанавливало права заявительницы, и поэтому она была лишена статуса “жертвы”. 

Таким заявителям как  Тайков, Соловьев и Бурдов были выплачены  задолженности по пенсиям и компенсационным  выплатам. Тем не менее, Бурдов не отказался  от своей жалобы и выиграл в  мае 2002 года дело в Европейском Суде. Суд признал, что в отношении  Бурдова было нарушено право на справедливое судебное разбирательство, которое  выразилось в том, что судебное решение  не исполнялось длительное время. 

В случае нарушения  прав человека в рамках уголовного судопроизводства приговор может быть пересмотрен и преступление может  быть переквалифицировано с более  тяжкого на менее тяжкое, заявитель  может быть освобожден из мест лишения  свободы. 

Европейский Суд  по правам человека, как правило, положительно относится к такому поведению  государства, но, тем не менее, если государство в большей мере стремится  уйти от ответственности, чем восстановить нарушенные права, Европейский Суд  может вынести решение против государства, как это произошло  по делу “Бурдов против РФ”. 

Возражения Представителя  РФ Европейский Суд направляет заявителю  для представления своих возражений на позицию Представителя РФ. Это  очень ответственный этап для  заявителя, так как государство  показало свою линию защиты и заявитель  должен опровергнуть возражения Представителя  РФ или, по крайней мере, показать недоброкачественность  возражений Представителя РФ. Например, если обращение в Европейский  Суд касается применения пыток, то заявитель  может утверждать, что правоохранительные органы не провели надлежащего расследования  по заявлению о применении пыток. В этом случае аргумент Представителя  РФ, что через два с половиной  года после применения пыток правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту причинения телесных повреждений, является не убедительным для Европейского Суда по правам человека. 

Европейский Суд  выносит решение на предмет приемлемости только после рассмотрения позиции  Представителя РФ и заявителя. Как  правило, рассмотрение на предмет приемлемости происходит без участия заявителя  и представителя государства. 

Условия приемлемости содержатся в ст.ст.34 и 35 Конвенции. Порог приемлемости достаточно высок - в среднем не более 10% зарегистрированных жалоб признаются приемлемыми, т.е. могут быть рассмотрены по существу. Так, с ноября 1998 г. по август 2001 г. Судом  зарегистрировано около 28 000 жалоб, за то же время неприемлемыми признаны более 15 200 и приемлемыми - чуть более 2300. В отношении России, на январь 2002 г. более 7500 индивидуальных жалоб  было подано против Российской Федерации. Из них более 1900 дел зарегистрированы и ожидают рассмотрения Судом, более 2500 жалоб признаны неприемлемыми[17] .  

Для решения вопроса  о приемлемости жалобы назначается  судья-докладчик[18] , который обязан изучить все обстоятельства жалобы (он устанавливает контакт со сторонами, составляет досье и предпринимает  дальнейшие шаги) и сделать заключение о том, может ли она быть рассмотрена  Судом. Заключение передается в Комитет, состоящий из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут  отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным. Большинство  из решений на предмет приемлемости вынесено именно Комитетом судей. Решение  Комитета является немотивированным, то есть оно содержит лишь ссылку на тот критерий приемлемости, который, по мнению Комитета судей, был не соблюден. 

Если же Комитет  не выносит отрицательного решения  по вопросу о приемлемости жалобы, она направляется для изучения в  Палату из семи судей, которая вправе принять окончательное решение  о приемлемости жалобы или сразу  объявить ее неприемлемой. Любое возражение против приемлемости жалобы должно быть мотивировано в письменной или устной формах и при этом должно быть указано, принято ли такое решение единогласно  или большинством голосов. Надо отметить, что в связи с ростом количества обращений с 1 января 2002 года вводится упрощенная процедура рассмотрения дел на предмет их приемлемости. По существующему порядку, когда  жалоба приходит в Суд - она попадает к юристу той страны, на которую  пришла жалоба, либо к юристу, который  знает язык этой страны. Заявителю  сообщаются его права, посылаются инструкции, анкета, текст Конвенции. От него ждут ответа и затем дело регистрируется, делу присваивается регистрационный  номер и оно ждет своего рассмотрения на предмет приемлемости. Естественно, главную скрипку здесь играет юрист, который готовит проект решения. Если он видит, что дело заведомо неприемлемое, он посылает письмо заявителю, в котором  предупреждает его о дефектах жалобы и о причинах, по которым  она может быть неприемлема. Юрист  сообщает, что не может упреждать  решение Суда, но советует подумать и если заявитель настаивает, просит сообщить, на каких основаниях тот  настаивает на приемлемости жалобы, после  того как были получены объяснения гипотетической неприемлемости жалобы. В 9 из 10 случаев гражданин, конечно, настаивает. И в таких случаях  Суд теряет на эту переписку, изучение дополнительных аргументов, которые  ничего не добавляют, еще шесть месяцев, год, полтора года. 

Поэтому было решено с 1 января эту стадию упразднить, и  если юрист и Судья-докладчик, который  остается ключевой фигурой в рассмотрении дела о приемлемости, считают, что  дело неприемлемо по основаниям, предусмотренным 35-ой статьей Конвенции, то предлагается комитету из трех судей, как это и  было раньше, принять решение о  неприемлемости жалобы. И в отличие  от прошлых лет, когда гражданам  объяснялись дефекты их жалобы на языке заявителя, а решение посылалось на английском или французском языках и зависело от доброй воли юриста - пошлет он или нет в качестве приложения перевод - в ответ получали такие  письма: «Читали всей камерой Вашу бумагу, ничего не поняли»; «или сельская учительница французского языка тоже просит объяснить, что это такое». 

Теперь горькую  пилюлю отказа заявителю Суд будет  посылать без предупреждения, что  его дело неприемлемо, он будет подслащать ее тем, что подробно сообщит (как  это было в прежнем письме-уведомлении) причины, по которым его жалоба неприемлема. Тем самым сократятся сроки и  гражданин получит достаточно квалифицированное  объяснение, почему его жалоба признана неприемлемой.  

В своем докладе  А.И. Ковлер приводит пример: за два  года (2000-2001) Суд принял столько решений, сколько принял за 40 лет существования  до принятия первого Протокола. Только в 2001 году Суд принял 900 с лишним решений. К сожалению, 86% жалоб были признаны неприемлемыми - это в среднем  по Суду. Для России этот процент  зашкаливает за 99[19] . 

На любой стадии после признания дела приемлемым может быть достигнуто мирное урегулирование при поддержке и содействии Суда. Такое рассмотрение дела носит конфиденциальный характер. В случае дружественного урегулирования, Суд исключает дело из списка. Также он может принять  решение вычеркнуть дело из списка в случаях, когда заявитель просит об этом или не проявляет интереса к продолжению разбирательства  дела. В постановлении Суда дается лишь краткое изложение фактов и  принятого решения.  

Если мирное урегулирование не достигнуто и дело не вычеркнуто из списка, начинается рассмотрение дела по существу. 

Рассмотрение обычно проводится в письменной форме, хотя Суд может принять решение  о проведении слушаний по делу, которые, в принципе, открыты для публики. Формуляр жалобы, пояснения сторон и другие материалы, представленные сторонами в Секретариат Суда, доступны общественности, если Суд  не решит иначе. 

Судебные слушания проходят со сложившимися в мире стандартными процессуальными традициями. Руководит  ими Председатель Палаты, он же определяет порядок, в котором заслушиваются  представители, адвокаты или советники  сторон. Длительность выступления сторон в Европейском Суде жестко регламентирована и не может превышать 30 минут. Палата вправе вызвать на слушание необходимых  свидетелей, экспертов и иных лиц, могущих повлиять на вынесение справедливого  решения. Неявка на слушание без уважительной причины не является основанием для  его отмены. Суд может оплатить расходы по визиту в Страсбург  третьих лиц, вызываемых на слушания, из своего бюджета. 

Информация о работе Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека