Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:18, курсовая работа
В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб. Здесь представлены интересные статистические данные, характеризующие динамику работы этого органа за последние десятилетия. Эти данные показывают резко возросшую в последние годы нагрузку на Суд и неуклонное увеличение среднегодового числа рассмотренных им дел.
Заслушав все стороны
и опросив свидетелей и экспертов,
Палата принимает постановление, которое
становится официальным документом
Суда и имеет четко оформленный
вид. В нем должны быть указаны:
- Председатель и
другие судьи, входящие в
- время вынесения
и объявления постановления;
- все данные о
сторонах в деле;
- представители,
адвокаты или советники сторон;
- факты по делу;
- доводы сторон;
- правовая аргументация
и мотивировка;
- резолютивные положения;
- решение относительно
покрытия судебных издержек;
-число судей, составивших
большинство (если решение не
было принято единогласно).
В решении по существу
Суд может только прийти к выводу
о том, имело ли место в отношении
заявителя нарушение статей Конвенции
и протоколов к ней. Если Суд придет
к выводу о нарушении прав, он
вправе присудить заявителю выплату
определенной суммы денег в виде
компенсации за это нарушение. По
существующей практике компенсация
обычно взыскивается Европейским Судом
в размере до 40 тысяч долларов
США. При этом конкретная сумма взыскания
определяется в зависимости от характера
нарушения и его последствий
для гражданина и, как правило, складывается
из трех составляющих – компенсации
материального ущерба (если таковой
имеется), возмещения судебных издержек,
компенсации морального вреда[20] . Для
определения компенсации за моральный
вред у Суда не существует каких-либо норм
и он может в этом отношении ориентироваться
на ранее вынесенные решения[21] . Например,
по жалобе Лариссиса и др. против Греции
было вынесено решение о нарушении ст.9
Конвенции в отношении двоих из трех подававших
жалобу. То есть, Суд установил, что решения
греческих судов в отношении Мандаларидеса
и Сарандиса в части квалификации их действий
по отношению к некоторым гражданам представляли
собой превышение тех мер, которые необходимы
в демократическом обществе для защиты
прав и свобод других лиц. За моральный
вред, причиненный этим нарушением, Суд
обязал Грецию выплатить Мандаларидесу
и Сарандису по 500 тысяч греческих драхм
каждому (около 2 тысяч долларов США). При
определении размера справедливой компенсации
Суд сослался на размер, присужденный
в аналогичном деле в 1993 г.
Каждый судья, принимавший
участие в рассмотрении дела, вправе
в качестве приложения к постановлению
изложить свое особое мнение, выводы которого
расходятся с постановлением, или
только указать на его наличие.
Постановление подписывается
Председателем и Секретарем Палаты.
В исключительных случаях
дело также может быть передано для
рассмотрения в Большую Палату из
17 судей, среди которых ex officio входят
судья от той страны, против которой
рассматривается дело, а также
Президент Европейского Суда по правам
человека. Компетенция Большой Палаты
ограничена исключительными случаями,
которые четко определены. Во-первых,
Большая Палата осуществляет апелляционные
полномочия в том случае, если стороны
не согласятся с решением Палаты и
заявят об этом в течение 3-х месяцев.
Во-вторых, Большая Палата рассматривает
по существу те обращения, при разрешении
которых могут быть затронуты
предыдущие прецеденты Европейского Суда
по правам человека, и вынесены решения,
противоречащие уже существующим. Например,
Большая Палата рассматривает жалобу
“Илия Илиеску, Александру Ляшко, Андрей
Иванточ и Тудор Петров-Попа против
Молдавии и РФ”, именно в связи
с тем, что в ходе рассмотрения
этой жалобы может быть изменена существующая
практика Европейского Суда по правам
человека. В-третьих, Большая Палата
рассматривает
Решения выносятся
на английском или французском, кроме
случаев, когда Суд сочтет необходимым
вынести решение на обоих официальных
языках Совета Европы.
Решение Европейского
Суда не оглашается сразу после слушания,
его подготовка может занять несколько
месяцев. После вынесения решения,
оно направляется сторонам, Генеральному
секретарю Совета Европы, третьим
сторонам и другим заинтересованным
лицам. Копия передается в Комитет
Министров Совета Европы для контроля
за исполнением решения.
В соответствии со статьей
46 Конвенции надзор за исполнением
решений Суда осуществляет Комитет
министров Совета Европы, который
во исполнение этой нормы призван
следить не только за своевременной
выплатой денежной компенсации, но и
за тем, как государство - участник Конвенции
исправляет ставшие очевидными в
свете решения Суда расхождения
норм его внутреннего права или
позиции судебной практики со стандартами
Совета Европы. Комитет министров, путем
принятия соответствующих резолюций
и оказания постоянного политического
давления на государства, может требовать
широкого спектра мер, направленных
на исправление и предотвращение
повторения подобных нарушений: отмены
примененного акта, пересмотра судебных
решений и других действий. Например,
в результате ряда дел против Турции,
в которых были признаны факты
применения пыток и жестокого
и бесчеловечного обращения с
задержанными, Турция была вынуждена
провести реформу законодательства,
обеспечить более широкий доступ
неправительственных
Юридически решение,
вынесенное Судом, обязательно лишь
для государства - ответчика по делу.
Однако нередко значимость решений
Суда выходит за национальные пределы,
воздействуя на право и судебную
практику и других государств - участников
Конвенции
За всю многолетнюю
практику Европейского Суда не было зафиксировано
ни одного случая неисполнения государствами
- членами Совета Европы решений
Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы,
может привести к приостановлению
членства государства и, в конце
концов, в соответствии с решением
Комитета министров - исключению государства
из состава Совета Европы. В случае,
если государство констатирует, что
без изменения законодательства
или судебной практики рассмотренная
Европейским Судом ситуация может
повториться, оно, как правило, осуществляет
необходимые новации.
2.4. Проблемы деятельности
Суда
С созданием единого
Европейского Суда по правам человека
были устранены не все проблемы его
деятельности. Некоторые требовали
новых подходов к их разрешению.
Одна проблема, несомненно,
является для нового Суда такой же
важной, какой она была для старых
институтов: проблема исчерпания национальных
средств защиты. Одно противоречие
снимается. Оно возникало тогда,
когда Комиссия и старый Суд приходили
к разным выводам относительно исчерпанности
национальных средств защиты после
двойного рассмотрения одних и тех
же вопросов факта и права. В настоящее
время комитеты или палаты в рамках
одного и того же Суда должны решать,
является ли та или иная жалоба приемлемой
или неприемлемой. Но некоторые проблемы
остаются: сначала комитет, а затем
палата могут сделать вывод о
том, что национальные средства защиты
исчерпаны, но Большая Палата после
длительной процедуры может прийти
к иному заключению. Судя по всему, новая
ст.35 (п.4) Конвенции исключает какое-либо
иное решение.
Не менее важным
является и то, чтобы были исчерпаны
только эффективные средства защиты.
В данной области некоторые новые
страны-участницы могут
В продолжение этой
проблемы нельзя не сказать о «недоработках»
на национальном уровне. Нарушения
продолжаются, а фильтры национальных
судебных систем с ними не справляются.
Но насколько быстро можно изменить
ситуацию в каждой стране с точки
зрения обеспечения соблюдения прав
человека? Ответить на этот вопрос весьма
непросто. В рамках принятия национальных
мер предлагается ввести более жесткий
мониторинг со стороны Совета Европы
деятельности государств по совершенствованию
функционирования судебных систем (включая
повышение доверия к судебным
институтам со стороны граждан), по
постоянной проверке соответствия национального
законодательства положениям Конвенции
и практике Суда, по организации
курсов переподготовки сотрудников
правоохранительных органов, по информированию
национальных судов о практике Суда,
по обеспечению возможности
В своем выступлении
на пресс-конференции 24 января 2000 года
Председатель Европейского Суда по правам
человека Л.Вильдхабер фактически признал,
что Суд не справляется с количеством
поступающих заявлений[22] . За минувшие
десять лет средняя динамика прироста
количества зарегистрированных заявлений
составляла две тысячи в год (с
учетом ранее поступавших в
Возвращаясь к вышеприведенным
цифрам, следует отметить, что, избрав
путь более тщательной проработки конкретных
дел и поэтому затрачивая больше
времени на каждое дело, Суд рискует
вступить в противоречие с собственной
практикой в отношении
Для решения данных
проблем 7 февраля 2001 года была создана
Группа по оценке возможных мер по
обеспечению эффективности
Во-первых, следовало
максимально упростить
Во-вторых, предлагалось
расширение оснований для отклонения
поступающих заявлений по формальным
признакам. Действительно, существующие
критерии отказа в приемлемости несколько
размыты. Отклонению подлежат, например,
"явно необоснованные" заявления
(ст.35 Конвенции). Вместе с тем Суд
вынужден рассматривать немалое
количество жалоб, которые не носят,
может быть, откровенно необоснованный
характер, но являются необоснованными
по существу. Логичным продолжением этой
идеи является принятие к рассмотрению
исключительно дел, затрагивающих
новые и существенные аспекты
реализации прав человека в конкретных
государствах. Однако такой принцип
на деле опускает планку индивидуальной
защиты прав человека.
В-третьих, выдвигалась
идея создания новой инстанции, рассматривающей
дела исключительно на предмет приемлемости,
но она вызывает определенные сомнения.
Ведь главная проблема кроется не
в дефиците времени у судей
для проведения заседаний, а в
неспособности юристов Суда справиться
с объемом поступающих
Подводя итоги можно констатировать отсутствие какого-либо плана вывода Суда из кризиса. Многие меры заслуживают более детального изучения в рамках соответствующих экспертных комитетов, и, возможно, некоторые из них найдут свое применение. Все будет зависеть от выбранной модели. Однако уже сейчас складывается впечатление, что Суд не может играть роль дополнительной вышестоящей инстанции по отношению к национальным судебным институтам. И для этого есть объективные причины. Наивно рассчитывать, что один орган способен справиться с нарушениями прав человека на целом континенте.
3. России и российские граждане в Европейском Суде по правам человека
Правоотношения России
и Европейского Суда по правам человека
Российская Федерация
признала юрисдикцию Европейского Суда
по правам человека, ратифицировав
Европейскую Конвенцию о защите
прав человека и основных свобод 30 марта
1998 года[23] , которая приобрела силу
на территории России 5 мая 1998 года.
С тех пор в
России было сделано много для
защиты прав человека: устранялось
тяжелое наследие, доставшееся нашей
стране в этой области; произошел
определенный прорыв в создании законодательной
базы, которая по основным параметрам
соответствует европейским
Информация о работе Обращение граждан в Европейский Суд по правам человека