Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:26, реферат
Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.
Соглашением о
перемирии в Индонезии от 14 декабря
1946 г. было решено “создать на высоком
уровне Совместную комиссию по перемирию
для наблюдения и практического
осуществления перемирия...". Комиссия
должна была рассматривать и принимать
меры для разрешения различных вопросов
в ходе осуществления переговорного процесса.
Ренвильское соглашение
от 17 января 1948 г. детализирует предыдущее
соглашение и закрепляет, что "...
ответственность за поддержание закона
и порядка, а также за безопасность для
жизни и имущества в демилитаризованных
зонах остается в руках гражданских полицейских...".
Дальнейший подробный
анализ рассмотренных соглашений позволяет
сделать вывод, что рассмотренная
терминология “гражданское управление
и оказание помощи населению", “гражданская
администрация", “гражданская полиция"
и т.д. не отражают сложность происходящих
процессов в демилитаризованной зоне
и затрудняют управление ими. Эти термины
и выработанные на их основе подходы являются
частными и по сути разрозненными.
Представляется,
что наиболее удачным и общим
термином, объединяющим перечисленные
частные подходы, будет являться
“правовой режим безопасности и
управления демилитаризованной зоны".
Сложные, неоднозначные и противоречивые
проблемы, связанные с перемирием и деятельностью
демилитаризованной зоны, требуют принятия
жестких, четко скоординированных в соответствии
с реальной обстановкой решений: обеспечение
безопасности населения; сохранности
частной и государственной собственности;
поиск пропавших; оказание помощи раненым,
больным, женщинам, детям, роженицам; обеспечение
продуктами питания; недопущение эпидемий,
эпизоотий, вандализма и мародерства;
розыска и выдачи запрашивающей стороне
лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
обмен информацией по различным интересующим
вопросам.
Выполнение указанного
режима целесообразно возложить
на Военную (смешанную) комиссию по перемирию.
В целях исполнения этого режима
необходима четкая регламентация деятельности:
полицейских подразделений, ответственных
за поддержание правопорядка; средств
массовой информации; медицинских, продовольственных,
экологических, санитарных и других служб;
пунктов оказания первоочередной помощи
населению, включая воссоединения семей
и т.д. Кроме того, в целях исполнения этого
режима на отдельных должностных лиц,
назначаемых Военной (смешанной) комиссией
по перемирию, могут быть возложены функции
контроля за соблюдением комендантского
часа, деятельности радиопередающих и
радиопринимающих устройств, передвижением
по территории демилитаризованной зоны,
выдачей необходимых документов и т.д.
Приказы, директивы и указания этой комиссии
являются обязательными для исполнения
всеми, находящимися в демилитаризованной
зоне.
Таким образом,
детальная разработка и регламентация
правового режима обеспечения безопасности
и управления демилитаризованной зоны
создаст возможность исключить из взаимоотношений
сторон все виды насильственной борьбы
и подготовить условия для перехода к
миру.
Вместе с тем,
после заключения общего перемирия военные
действия между воюющими прекращаются,
но состояние войны продолжает оставаться.
Другая форма
окончания военных действий —
капитуляция также не создает
полностью нормальных взаимоотношений
между государствами после ее подписания.
Главным юридическим
критерием, отличающим капитуляцию
от перемирия, является то, что государство,
подписавшее акт о капитуляции,
утрачивает также формальное равенство
с победителем и выполняет
все его предписания.
В теории и практике
международных вооруженных конфликтов
выделяют капитуляцию воинской части:
условную и безусловную (безоговорочную),
почетную и обыкновенную. Условная капитуляция
означает, что при сдаче воинской части
капитулирующая сторона выговаривает
себе право, в частности, оставить холодное
оружие у офицерского состава, выйти с
оружием и знаменами из сданного укрепленного
пункта. При безусловной капитуляции таких
последствий не наступает. Последствия
почетной капитуляции могут выражаться
в сохранении за офицерами холодного оружия,
за воинской частью — знамен. Обыкновенная
капитуляция заключается в прекращении
военных действий, сдаче противнику позиций,
разоружении капитулирующих и их пленении.
Такие разновидности капитуляции не урегулированы
в системе норм международного права и
в современный период относятся скорее
к истории международных отношений.
Важное значение
в международном гуманитарном праве
отводится капитуляция армии
или ее значительной части, в результате
чего государство утрачивает способность
к дальнейшему сопротивлению. Капитуляция
крупных, значительных частей армии равносильна
капитуляции государства, поскольку, сломив
сопротивление подавляющей части вооруженных
сил, противник получает возможность диктовать
свои условия всей стране и контролировать
ее политическую систему. Поэтому капитуляция
такого рода всегда имеет и военный, и
политический характер. Когда 8 мая 1945
г. в Берлине капитулировала немецкая
армия, то эта капитуляция явилась не только
военным, но и политическим актом. 3 сентября
1945 г. капитулировала перед Объединенными
Нациями армия Японии, после чего были
подписаны условия безоговорочной капитуляции.
Юридически значимым
фактом является утрата капитулирующей
стороной своего верховенства. Сам
факт согласия на подписание акта о
безоговорочной капитуляции означает
согласие с требованиями, зафиксированными
в нем относительно политической судьбы
своих стран, и вследствие этого они обязаны
к точно и неукоснительно исполнять все
условия капитуляции. Поэтому согласия
представителей Германии и Японии на подписание
актов о безоговорочной капитуляции без
обмена мнениями с представителями Объединенных
Наций,— пишет ученый-юрист В.А. Соколов,—
следует рассматривать как совместимое
с требованиями современного международного
права, предъявляемыми к побежденному
агрессору."
До сих пор
в международном праве не существует
системы норм, определяющих взаимоотношения
воюющих в период капитуляции. Единственной
нормой является ст.35 IV Гаагской конвенции,
которая ориентирует воюющих: во-первых,
на соблюдение правил воинской чести в
период капитуляции; во-вторых, на точное
выполнение сторонами заключенных положений
о капитуляции.
В современный
период развития общества, практики послевоенного
урегулирования представляется целесообразным
разработать и нормативно определить
термин “капитуляция", его квалифицирующие
признаки, а также виды капитуляции.
Рассмотренные
формы окончания военных
Одной из форм прекращения
состояния войны может быть издание
односторонней декларации (заявления),
которая провозглашает
В Указе Президиума
Верховного Совета СССР о прекращении
состояния войны между
Другая форма
прекращения состояния войны непосредственно
связана с переговорным процессом, с волеизъявлением
сторон. В качестве примера следует обратиться
к Совместной Декларации Союза Советских
Социалистических Республик и Японии
от 19 октября 1956 г., которая в частности
определяет, что в ходе переговоров стороны
договорились о прекращении состояния
войны, восстановлении дипломатических
и консульских отношений. Более того, п.9
Декларации определяет необходимость
продолжения восстановления нормальных
межгосударственных отношений и проведения
переговоров о заключении мирного договора.
Однако до настоящего времени такой договор
между государствами (Россией как продолжательницей
СССР) не подписан. Причин тому много, и
среди прочих ”холодная война”, гонка
вооружений, подписание ведущими капиталистическими
государствами и Японией Сан-Францисского
мирного договора 1951 г., антисоветские
заявления лидеров западных государств
и США, попытки переоценки роли СССР в
победе над фашизмом, непродуманные действия
советского руководства, размещение американских
военных баз на территории Японии, необоснованные
территориальные претензии японской стороны
при активной поддержке западных стран
и США на Курильские острова и т.д.
Соглашение о
прекращении состояния войны
имеет несомненное преимущества
перед односторонним прекращением
состояния войны. Договариваясь о восстановлении
мирных отношений, стороны тем самым решают
одну из главных задач мирного урегулирования.
Вместе с тем, не всякое согласованное
прекращение состояния войны означает,
что весь комплекс вопросов мирного урегулирования
на основе переговоров решается полностью.
Примером тому, как воюющие государства
на основе переговоров могут принять решение
о прекращении существовавшего между
ними состояния войны и вызвать тем самым
частично урегулированное состояние мира,
является вышеуказанная Декларация СССР
и Японии от 19 октября 1956 г. Стороны, прекратив
существовавшее между ними состояние,
впоследствии заключили еще несколько
соглашений, в которых урегулировали вопросы
послевоенных отношений. Следовательно,
не каждая правовая форма, источником
которой является согласованное волеизъявление
государств, может стать подходящим средством
для полной нормализации послевоенных
отношений.
Практика урегулирования
вооруженных конфликтов выработала
действенную форму прекращения состояния
войны. Такой формой является мирный договор,
позволяющий разрешить многие вопросы
послевоенного урегулирования.
Истории известны
прелиминарные (предварительные) мирные
договоры, которые определяли будущее
правовое положение воюющих сторон.
Ф.Ф. Мартенс отмечал, что они имели “значение
пробных шаров, имеющих целью показать,
насколько предложенные условия мира
встретят возражение или согласие третьих
нейтральных держав. Так, Сан-Стефанский
предварительный договор вызвал протесты
со стороны Англии и Австро-Венгрии и подвергся
переделке на Берлинском конгрессе, при
участии великих держав, подписавших Парижский
трактат 1856 г.". "Промежуток времени,—
отмечает В.А. Соколов,— отделяющий предварительный
договор от окончательного, обычно использовался
на переговоры, в которых стороны уточняли
основные положения будущего окончательного
мира, и мог быть достаточно велик. Так,
в Тридцатилетнюю войну прелиминарный
договор был заключен сторонами в 1645 г.,
а Вестфальский мирный договор был подписан
24 октября 1648 г. Причина затяжки заключалась
в том, что в течение пяти лет продолжались
переговоры насчет того, кому первому
надлежало въехать в г. Мюнстер, где происходили
переговоры, и в какие ворота, кто первый
поднимется по лестнице и войдет в зал
совещаний, кого посадить справа от председателя
и кого слева, какие титулы давать представителям
различных государств и т.п."
Заключение мирного
договора означает полное прекращение
состояния войны. Взаимоотношения
восстанавливаются в полном объеме,
устанавливается долгий и прочный мир.
По содержанию и участникам мирный договор
может быть различным. Например, мирный
договор между Болгарией и Сербией, подписанный
в 1886 г. и известный как Бухарестский мирный
договор, содержит одну статью: “Мир между
королевством Сербии и княжеством Болгарии
восстанавливается со дня подписания
договора".
Мирный договор
между Индией и Японией от 9 июня
1952 г. содержит 11 статей и, помимо объявления
прочного и вечного мира и дружбы,
определяет взаимоотношения по широкому
кругу вопросов: торговым, морским, авиационным
и др. Устанавливается, что стороны предоставят
друг другу режим наиболее благоприятствуемой
нации в отношении таможенных пошлин и
всякого рода сборов, ограничений и других
правил, связанных с импортом и экспортом
товаров и т.д.
Указанные договоры
являются двусторонними мирными
соглашениями. В качестве многостороннего
следует остановиться на Мирном договоре
с Японией. Этот договор был подписан
в Сан-Франциско между Союзными
Державами и Японией 8 сентября 1951
г. и состоит из 8 глав и 27 статей, а также
двух оговорок, сделанных делегацией Сальвадора.
Договором устанавливается: “состояние
войны между Японией и каждой из Союзных
Держав прекращается с момента вступления
в силу настоящего Договора между Японией
и соответствующей Союзной Державой".
Соглашением регулируются территориальные
вопросы, политические и экономические
отношения, а также проблемы, связанные
с собственностью.
Следует обратить
внимание на то, что проблемы послевоенного
регулирования правового
Гитлеровская
Германия, развязав Вторую мировую войну,
совершала широкомасштабное разграбление
культурных ценностей, а также их беспощадное
уничтожение на оккупированных территориях.
В ходе работы Нюрнбергского трибунала
были установлены многочисленные факты
разграбления. Так, в частности, в августе
1941 г. был создан батальон особого назначения
при министерстве иностранных дел по инициативе
его руководителя Риббентропа. Задача
батальона особого назначения состояла
в том, чтобы немедленно после падения
крупных городов захватывать культурные
ценности, библиотеки научных учреждений,
сортировать ценные издания книг, фильмы,
а затем направлять их в Германию. Батальон
состоял из четырех рот: 1-я рота была придана
германскому экспедиционному корпусу
в Африке, 2-я — группе армий “Север",
3-я — группе армий "Центр" и 4-я —
группе армий "Юг".
Информация о работе Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты