Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:26, реферат

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

международка.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

"Следует отметить,—  пишет профессор Б. В. Ганюшкин  в своей известной и переведенной  на некоторые языки книге “Нейтралитет  и неприсоединение",— что международное  право, запрещая оказание помощи воюющим со стороны нейтральных государств, предусматривает исключение для тех случаев, когда такая помощь осуществляется в целях облегчения участи раненых, больных и военнопленных. Гаагские конвенции 1907 г. предоставляет нейтральным государствам право разрешать перевозку через их территорию раненых и больных, принадлежащих к армиям воюющих, при условии, что вместе с ними не перевозятся ни войска, ни военное снаряжение. Еще более широкие возможности в отношении оказания помощи раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, военнопленным, а также гражданскому населению на оккупированной территории предоставляют нейтральным странам Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.".  

Нельзя согласиться  с некоторыми юристами, которые считают, что с ликвидацией так называемого "права на войну", признававшегося в прошлом за государствами международным правом, нормы нейтралитета во время войны утратили всякое значение. Такую точку зрения высказал, например, американский профессор К. Иглтон, который писал: “Ликвидация права прибегать к войне — это изменение кардинального характера, из которого вытекает много следствий. Право войны или право нейтралитета должны исчезнуть, если уже не исчезли".  

Оценивая эту  точку зрения, которая по сути отвергает  конкретные права суверенных государств, следует подчеркнуть, что она далека от истины, поскольку не сумела реально обобщить закономерности общественных отношений в период войны. Правовую категорию “нейтралитет" нельзя рассматривать как нечто жесткое, прямолинейное, установившееся само по себе. Современному международному праву известно, по крайней мере, три вида нейтралитета : постоянный нейтралитет, эвентуальный нейтралитет (нейтралитет в данной войне), нейтралитет на основании международного договора.  

К постоянно  нейтральным государствам относится  Швейцария на основании договора "Относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии  и неприкосновенности ее территории" от 8 (20) ноября 1815 г., Австрия, Мальта и  Туркменистан в силу национальных законов 1955, 1981 и 1995 гг.  

Туркменистан  — единственное из государств СНГ  и Средней Азии, объявившее о своем  постоянном нейтралитете. 12 декабря 1995 г. был принят Конституционный Закон  Туркменистана "О постоянном нейтралитете Туркменистана". Этим законом закрепляется, что постоянный нейтралитет является основой внутренней и внешней политики, направленной на укрепление стабильности и согласия в обществе, развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира. Принятие Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета не затрагивает выполнение обязательств, вытекающих из Устава ООН.  

Рассматриваемый Конституционный Закон закрепляет "принцип неучастия". Туркменистан не принимает участия в военных  блоках и союзах, в международных объединениях с жесткими обязательствами или в объединениях, предполагающих коллективную ответственность участников. В соответствии с принципами постоянного нейтралитета Туркменистан обязуется не начинать войн и военных конфликтов, не участвовать в них (кроме реализации права на самооборону), не предпринимать политических, дипломатических или иных шагов, которые могут привести к войне. Подчеркивается, что в случае вооруженной агрессии против Туркменистана он вправе обратиться за помощью к другим государствам или ООН. Кроме того, в законе содержится прямая обязанность не производить или не распространять ядерное, химическое, бактериологическое или иные виды оружия массового поражения, не размещать на своей территории военные базы иностранных государств.  

Генеральная Ассамблея  ООН в своей Резолюции от 12 декабря 1995 г. провозгласила, что признает и поддерживает провозглашенный  Туркменистаном статус постоянного  нейтралитета, а также призывает  государства — членов ООН уважать  и поддерживать этот статус Туркменистана, уважать его независимость, суверенитет и территориальную целостность.  

Эвентуальный  нейтралитет распространяется на конкретную войну, о чем государство специально заявляет, например, в декларации о  нейтралитете. 

Главное отличие  между постоянным нейтралитетом и нейтралитетом во время войны состоит в том, что постоянно нейтральное государство имеет ряд прав и несет ряд обязанностей не только во время войны, но и в мирное время, а государство, объявившее нейтралитет лишь в данной войне, получает права и несет обязанности только в течение данной войны.  

Нейтралитет на основании международного договора предполагает, что стороны обязаны  выполнить правила нейтралитета и свои договорные обязательства  в отношении друг друга. Примером такого нейтралитета могут быть заключенные СССР двусторонние договоры о нейтралитете (или о дружбе и нейтралитете) с соседними государствами Афганистаном, Персией, Турцией, Финляндией и др. Помимо обязательства воздерживаться от всякого нападения на другую договаривающуюся сторону такие договоры содержали обязательство придерживаться нейтралитета и не принимать участия ни в каком враждебном акте в случае вооруженного нападения третьих государств на одну из договаривающих сторон. 

Другим изъятием для территорий, включаемых в район войны, помимо тех, которые связаны со статусом нейтралитета, являются так называемые нейтрализованные территории. 

Нейтрализация — это мероприятия, осуществляемые на определенной части территории с  целью недопущения превращения  ее в театр военных действий. "Договор о нейтрализации,— писал В.Н. Дурденевский,— заключается на случай войны и обозначает, что его участники обязуются не превращать нейтрализованную территорию в театр (место) военных действий или базу для военных операций вне нейтрализованной территории".  

Примером нейтрализованной территории служит архипелаг Шпицберген. В соответствии с Договором о  Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., заключенным  на конференции в Париже между  девятью странами: Англией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией, а в 1935 г. к ней присоединился СССР, на Норвегию были возложены обязанности не допускать создания и строительства какого-либо морского укрепления и военно-морской базы. Более того, договор закрепляет, что район архипелага Шпицберген с прилегающими к нему островами никогда не должен быть использован в военных целях. 

Правила о нейтрализации  содержатся в нормах, регулирующих правовое положение ряда международных  проливов и каналов. В соответствии с Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 г. устанавливается, что Морской Суэцкий Канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага. Договаривающие Стороны, среди которых были Россия, Германия, Австро-Венгрия, Испания, Франция, Италия и др., специально закрепили недопустимость применения права блокады к Каналу. Далее регулируется, что в военное время воюющие державы не будут высаживать и принимать на суда в Канале и его входных портах войска, снаряды и все, относящееся к нуждам армии. Кроме того, государства обязуются не содержать в водах Канала никаких военных судов. 

Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала от 7 сентября 1977 г. провозглашает, что в мирное и военное время он остается безопасным и открыт для мирного транзита судов всех стран. В договоре особенно выделено, что Канал и Панамский перешеек не могут быть объектом репрессалий в любом военном конфликте.  

Далее следует обратиться к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. В нормативных положениях этого договора речь идет о полной демилитаризации небесных тел и частичной демилитаризации космического пространства. Проблема же запрещения превращать космос в театр войны (или театр военных действий) еще ждет своего решения.  

Важные изменения  в правовом ограничении пространственных пределов вооруженных конфликтов произошли 1 декабря 1959 г. Ст. 1 Договора об Антарктике провозгласила, что Арктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз, проведение маневров, испытания оружия. 

И наконец, необходимо ответить на вопрос: можно ли рассматривать открытое море как театр военных действий. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. не содержит какого-либо запрета. Более того, Женевская конвенция II 1949 г. фактически презюмирует возможность ведения войны в открытом море. Вместе с тем, нормы международного права содержат определенные ограничения, которые касаются достаточно узких сфер. К таким нормам следует отнести Гаагскую конвенцию о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновении мин 1907 г., Гаагскую конвенцию о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. Однако приведенные примеры обозначают лишь частичную демилитаризацию морских пространств.  

Правда, в прошлом  специальными соглашениями некоторые  акватории изымались из района войны. Так, конвенциями 1780 — 1781 гг. было нейтрализовано Балтийское море. До 1871 г. было нейтрализовано Черное море. Ст. 5 Договора между Аргентиной и Чили 1881 г. установила нейтрализацию Магелланова пролива, а ст. 25 и 33 Берлинского акта 1885 г. — рек Конго и Нигера. Позднее, в ХХ в., некоторые страны заключали между собой соглашения, призванные исключить из района войны отдельные участки открытого моря. В октябре 1939 г. 21 государство Американского континента объявили в декларации, что, "пока американские республики соблюдают свой нейтралитет, они в качестве меры самозащиты континента, в силу присущего им права, могут настаивать на том, чтобы воды, прилегающие к Американскому континенту, которые они считают имеющими первостепенную важность и прямую полезность в их сношениях между собой, не являлись местом совершения каких-либо военных действий со стороны какого-либо неамериканского государства".  

"Но приведенные  примеры,— пишут А.И. Полторак  и Л.И. Савинский,— лишь подтверждают  наш вывод, ибо в специальных  соглашениях не было бы нужды,  если бы существовал конвенционный запрет превратить открытое море в театр военных действий. Но пока такого запрета нет и можно констатировать наличие в современном международном праве определенных тенденций к всемерному сужению и ограничению военного использования открытого моря".

2.3. Международно-правовой  институт окончания войны 

Война — состояние  временное, чуждое человеческой природе. На смену вооруженному конфликту  приходит долгожданный мир. Восстановлению мирных отношений предшествуют определенные стадии, которые имеют функциональные назначения. Такие стадии получили закрепление в международно-правовом институте окончания войны и проявляются в двух больших подинститутах: прекращения военных действий и прекращения состояния войны.  

Прекращение военных  действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции. 

Под перемирием следует понимать прекращение воюющими сторонами боевых действий. Ст. 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие  может быть общим и местным.  

Местное перемирие  приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени. Его цель заключается в решении частных, ограниченных задач, возникающих в конкретном месте и временном интервале: подбор раненых, погребение мертвых, направление парламентеров, эвакуация детей и женщин и т.д.  

Ст. 15 Женевской  конвенции I закрепляет, что при наличии  соответствующих обстоятельств  “будут заключаться соглашения о  перемирии или прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими..., могут заключаться местные соглашения об эвакуации раненых, больных...". 

Ст. 17 Женевской  конвенции IV устанавливает возможность  заключения местных соглашений “об эвакуации из осажденной или окруженной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц".  

Как видим, местное  перемирие ограничивается кратковременным  прекращением решения боевых задач, и, как правило, подразумевается, что после выполнения определенных частных задач военные действия могут быть продолжены. Такая возможность нормативно определяется воюющими. Например, 4 декабря 1917 года между русской и немецкой армиями было заключено соглашение о перемирии, в котором указывалось: “Настоящий договор является временным и обязательным для обеих договаривающихся сторон с 23 ноября (6 декабря) 2 часа дня (12 часов) до 2 часов 4 декабря (19 декабря) 1917 года включительно или до заключения общего перемирия на всем Русско-Румынском фронте...". 

Примером местного назначения может служить также  англо-индонезийское соглашение о  перемирии в Сурабайе (Индонезия), которое было заключено в октябре 1945 года. Условия перемирия предусматривали: а) немедленное прекращение огня; б) поддержание правопорядка индонезийскими властями, за исключением районов рассредоточения англичан; в) осуществление связи между индонезийцами и английским командованием для осуществления соглашения о перемирии.  

Информация о работе Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты