Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:26, реферат
Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.
Подписывая Женевскую
конвенцию III, Правительство СССР сделало
следующие оговорки: по ст. 10 — "СССР
не будет признавать законным обращение
державы, во власти которой находятся
военнопленные, к нейтральному государству
или нейтральной организации с просьбой
принять на себя функции, выполняемые
Державой- Покровительницей, если на это
не имеется согласия правительства страны
гражданами, которой являются военнопленные";
по ст.12 — "СССР не будет считать законным
освобождение державы, передавшей захваченных
ею другой державе, от ответственности
за соблюдение конвенции в отношении этих
военнопленных, пока они находятся на
попечении державы, согласившейся их принять";
по ст. 85 — ”СССР не считает для себя обязательным
распространение покровительства конвенции
на военнопленных, осужденных по законам
страны, где они находятся в плену, за совершение
военных преступлений и преступлений
против человечества в соответствии с
принципами Нюрнбергского процесса, так
как осужденные за эти преступления должны
подчиняться режиму, установленному в
данной стране для лиц, отбывающих наказание".
Женевская конвенция
о защите гражданского населения
во время войны (Женевская конвенция
IV) подтверждает необходимость защиты
медицинского и духовного персонала,
раненых, больных, женщин и детей, а
также гражданских лиц.
Женевская конвенция
IV устанавливает, что гражданскими лицами
являются все лица, которые не входят в
состав вооруженных сил. Нормы конвенции
закрепляют строжайшие запреты на использование
гражданского населения в качестве прикрытия
от нападения неприятеля. Запрещены также
коллективные наказания гражданских лиц,
меры запугивания и террора населения,
ограбление, взятие заложников и репрессалии
в отношении гражданского населения. Специально
подчеркивается недопустимость оказания
физического и морального воздействия
на гражданских лиц с целью получения
от них или от третьих лиц различных сведений.
Значительное
место конвенция отводит
Конвенция ориентирует
государства на создание Справочных
Бюро с целью сбора сведений о
лицах, находящихся в заключении
более двух недель, принудительно поселенных
в определенном месте или интернированных,
а также сведений о перемещении, освобождении,
репатриации, побеге, госпитализации,
рождении и смерти.
Немало нового
Женевская конвенция IV внесла в правовое
регулирование режима оккупированной
территории. Конвенция исходит из того,
что оккупация не означает аннексии. Запрещается
угон и депортация населения из оккупированной
местности в оккупирующую державу. Оккупационные
власти не могут принуждать население
служить в своих вооруженных силах. Специально
отмечается, что население может быть
использовано на принудительных работах,
не связанных с военными операциями, только
в пределах оккупированной территории.
При подписании
Женевской конвенции IV Правительство
СССР сделало следующие оговорки:
по ст. 11 — "СССР не будет признавать
законным обращение державы, во власти
которой находятся покровительствуемые
лица, к нейтральному государству или
гуманитарной организации с просьбой
принять на себя функции, выполняемые
Державой- Покровительницей, если на это
время не имеется согласия правительства
страны, гражданами которой являются покровительствуемые
лица"; по ст.45 — ”СССР не будет считать
законным освобождение державы, передавшей
находившихся в ее власти покровительствуемых
лиц другой державе, от ответственности
за соблюдение конвенции в отношении переданных
лиц на время, пока они находятся на попечении
державы, которая согласилась их принять".
В 1977 г. в результате
большой нормотворческой работы
были приняты два Дополнительных
протокола к Женевским конвенциям
1949 г. Форма дополнительного протокола
для этих документов была избрана неслучайно.
Они имеют силу только для тех государств,
которые их подписали и ратифицировали.
Дополнительные протоколы необязательны
для стран, их не подписавших. Последние
остаются связанными только положениями
Женевских конвенций. Эти протоколы следует
рассматривать как уточнение и дополнение
Женевских конвенций, в них решаются новые
вопросы, а также те вопросы, которые были
недостаточно урегулированы в Женевских
конвенциях. С помощью протоколов устранен
искусственный, не соответствующий современным
условиям разрыв между нормами, гарантирующими
защиту жертв войны, и нормами, которые
касаются средств ведения войны.
Дополнительный
протокол к Женевским конвенциям
от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв
международных вооруженных конфликтов
(Протокол I). Подобно Женевским конвенциям,
Протокол I обязывает воюющих соблюдать
его и обеспечивать его соблюдение. Поэтому
любые отклонения от предписаний Протокола
I не могут быть оправданы ссылкой на военную
необходимость. Протокол применяется
к ситуациям вооруженного конфликта международного
характера. Эти ситуации включают также
национально-освободительные войны.
Рассматриваемым
документом нормативно закреплены определения,
имеющие важное значение для международного
гуманитарного права, применяемого в вооруженном
конфликте; среди них: "раненые" и
"больные", "лица, потерпевшие кораблекрушение",
"медицинский персонал", "медицинские
формирования", "санитарная перевозка",
"санитарно-транспортные средства",
"санитарные суда", а также определены
функции Державы-Покровительницы.
Учитывая опыт
вооруженных конфликтов, Протокол I,
подтверждая принципы Брюссельской
конвенции 1874 г., устанавливает, что
право сторон выбирать методы или
средства войны не является неограниченным.
Исходя из этой правовой формулы воюющим
запрещается применять оружие, снаряды,
вещества и методы, способные причинить
излишние повреждения или излишние страдания,
а также обширный, долговременный и серьезный
ущерб природной среде. Значительная по
объему статья закрепляет недопустимость
вероломства.
Под вероломством
понимаются действия, направленные на
то, чтобы вызвать доверие
По смыслу ст.
37 Протокола I приведенный перечень
не является исчерпывающим и может
быть расширен при дальнейшей разработке
и детализации норм международного
гуманитарного права на межгосударственном
и национальном уровнях. Так, в качестве
квалифицирующего признака вероломства
целесообразно закрепить также противоправность
использования военной формы противника
при непосредственном ведении военных
действий, а также в тылу.
От вероломства
следует отличать военные хитрости,
которые применяются с целью введения
противника в заблуждение и не нарушают
норм международного права, поскольку
не обманывают доверие другой воюющей
стороны в отношении предоставляемой
защиты. По нашему мнению, к военным хитростям
следует отнести использование маскировки,
дезинформацию, проведение военно-оперативных
игр, тактических маневров и т.д.
Впервые в международно-правовых
документах приводится подробная разработка
положений о гражданской
Отличительной
чертой является также более четкое определение
характеризующих особенностей шпиона
и наемника. Устанавливается, что они не
имеют права на статус комбатанта или
военнопленного.
Значительное
место в прогрессивном развитии
международного гуманитарного права,
применяемого в вооруженном конфликте,
занимают нормы, устанавливающие меры
по защите женщин и детей, а также требующие
от разработчиков новых видов оружия и
способов военных действий определить,
подпадает ли их применение под запрещения,
содержащиеся в Протоколе I и других нормах
международного права.
Вместе с тем,
сфера действия Протокола I не распространялась
на ситуации, связанные с внутренними
вооруженными конфликтами.
Поэтому другим
документом в 1977 г. был принят Дополнительный
протокол к Женевским конвенциям
от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв
вооруженных конфликтов немеждународного
характера (Протокол II). Этот документ
состоит из 28 статей и применяется в вооруженном
конфликте, происходящем на территории
какого-либо государства между вооруженными
силами и антиправительственными вооруженными
подразделениями. В нем закреплены основные
гарантии для всех лиц, которые не принимают
или прекратили принимать участие в военных
действиях. В отношении них запрещаются
любые противоправные действия, связанные
с посягательством на жизнь, здоровье,
применение коллективных наказаний, рабство
и работорговля, грабеж и т.п.
Протокол II по сфере
действия, разработанности и объему
значительно отличается от Протокола
I. Вместе с тем он устранил существовавший
пробел в регулировании общественных
отношений, связанных с военными действиями
внутри территории какого-либо суверенного
государства. Таким образом, можно утверждать,
что все виды вооруженных конфликтов регулируются
нормами международного гуманитарного
права.
Женевские конвенции
1949 г. и Протоколы 1977 г. составляют основу
современного международного гуманитарного
права, применяемого в вооруженных
конфликтах. Принципиальное значение
имеет тот факт, что участниками
Женевских конвенций 1949 г. стали
практически все члены мирового сообщества:
по состоянию на 31 марта 1997 г. их ратифицировали
188 государств. Протокол I ратифицирован
147, а Протокол II — 139 государствами. В условиях,
когда все мировое сообщество участвует
в конвенциях, маловероятно, чтобы какое-либо
государство денонсировало этот документ
всеобщего действия.
Нормы, регулирующие денонсирование, закреплены в ст. 63 Женевской конвенции I, ст.62 Женевской конвенции II, ст. 142 Женевской конвенции III, ст.158 Женевской конвенции IV и ст. 99 Протокола I. В указанных статьях, в частности, отмечается, что заявление о денонсации для воюющей державы не будет иметь силы до заключения мира, освобождения, репатриации и возвращения к месту жительства лиц, пользующихся покровительством этих международно-правовых документов.
1.3. Принципы
международного гуманитарного
Каждая отрасль
международного права характеризуется
наличием определенной иерархической
системы ее принципов. Однако независимо
от выделенной иерархии все принципы конкретной
отрасли права находятся в органическом
единстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Именно в таком сочетании они выполняют
роль регулятора общественных отношений
на межгосударственном уровне, выражают
основополагающие правила поведения участников,
находящихся в сфере регулирования норм
международного права.
Справедливо утверждение,
что понятие "принцип" применимо
лишь к таким категориям, которые
могут быть названы именно основополагающими,
ибо принцип — это обобщенное
выражение сути соответствующего явления,
отражающее объективно существующую реальность
и действующие в ней закономерности. Принципы
права, выражаясь в юридических нормах,
не могут существовать вне права — иначе
они будут принципами или категориями
других, не правовых социальных явлений.
В этой связи Р. Л. Бобров правильно пишет,
что нельзя трактовать принципы права
как категории, отвлеченные от нормы, категории,
выражающие только руководящие идеи и
качественные особенности данной системы
права.
Г.И. Тункин принципы
международного права определяет как
нормы международного права наиболее
общего характера. И.И. Лукашук под принципами
понимает "фундамент международного
правопорядка, они определяют его политико-правовой
облик. Принципы являются критериями международной
законности. Принципы исторически обусловлены".
С одной стороны, далее отмечает И.И. Лукашук,
они необходимы для функционирования
системы международных отношений и международного
права, с другой стороны — их существование
и реализация возможны в данных исторических
условиях. Принципы отражают коренные
интересы государств и международного
сообщества в целом. С субъективной стороны
они отражают уровень осознания государствами
закономерностей системы международных
отношений, своих национальных и общих
интересов. Появление принципов обусловлено
интересами самого международного права,
в частности необходимостью координации
огромного многообразия норм, обеспечения
единства международного права.
Информация о работе Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты