Действия Международного гуманитарного права в годы войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Война в отличие от мира не является нормальным состоянием человеческого общества. Будучи вынужденной практической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратиться в варварство, должны ограничиваться правом. Любое насилие, не ведущее к достижению определенных целей, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противоречит гуманности.
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях.
Международное гуманитарное право содержит две основные группы норм законов и обычаев войны:
- нормы права, устанавливающие ограничения для воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (гаагское право);
- нормы права, направленные на защиту гражданского населения, ране-ных, больных, военнопленных в период вооруженных конфликтов (женевское право).
Как известно, мировым сообществом агрессивные войны были по-ставлены вне закона после завершения Второй мировой войны. Начало агрессивной войны без ее объявления в установленном порядке представляет

Работа содержит 1 файл

мкк2.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

означает обязанность  отводить от них опасность  и  предотвращать  причинение

им вреда. Третий элемент данного принципа - “гуманное” обращение -  касается

нравственного аспекта  отношения  к  покровительствуемым  лицам,  призванного

определять  все  стороны  обращения  с  ними.   Это  отношение  должно  быть

нацелено на то,  чтобы вопреки тем  суровым   обстоятельствам,   в   которых

они   находятся,   обеспечить   покровительствуемым   лицам   существование,

достойное   человека.   Наконец,    запрещение    какой-либо   дискриминации

составляет  последний   существенный   элемент   принципа   покровительства,

который  необходимо  учитывать   при  рассмотрении  трех   вышеперечисленных

основных принципов1.  Авторы Конвенций,  содержащих около четырехсот  подчас

 весьма  детализированных  статей,  создали тщательно   разработанную  систему

правил   защиты   различных   категорий  покровительствуемых  лиц.  В  своей

работе  я  остановлюсь  на  наиболее  важных моментах  этого   обширнейшего

материала,  причем термин  “защита  жертв  войны”  следует  рассматривать  в

широком   смысле,   включая   в   него   три   других   элемента    принципа

покровительства. 
 
 

1.2. Защита раненых,  больных и лиц, потерпевших  кораблекрушение.

      В то время как в Женевских  Конвенциях 1949 года положения   по  данному

вопросу можно  найти в разных  документах  (так,  раненые,  больные  и  лица,

потерпевшие  кораблекрушение,  из  состава  вооруженных  сил  находятся  под

защитой Конвенций I и  II,  а  раненые  и  больные  гражданские  лица  -  IV

Kонвенции), часть  II Протокола  I  объединяет  их   всех  вместе  под  общим

заголовком “Раненые,  больные и лица, потерпевшие кораблекрушение”.  Термины

“раненые” и “больные”  означают лиц (как военнослужащих, так и гражданских),

 которые нуждаются  в  медицинской  помощи  или   уходе  и  воздерживаются  от

любых враждебных действий. В отношении всех раненых  и  больных,  независимо

от того,  к  какой стороне они  принадлежат, запрещаются следующие действия:

- всякие виды  убийств,  физические  увечья,   жестокое  обращение,  пытки   и

истязания;

- медицинские или  научные эксперименты;

- удаление тканей  или органов для пересадки;

- взятие заложников;

- посягательство  на  человеческое достоинство,  в частности оскорбительное

или унижающее  обращение;

- осуждение   и применение наказания без  предварительного судебного   решения,

 вынесенного  надлежащим образом учрежденным   судом,  при  наличии  судебных

гарантий2 .

Под “лицами,   потерпевшими  кораблекрушение”  понимаются  военнослужащие  и

гражданские лица, которые подвергаются опасности  на море или в других  водах

(таких, как реки  или озера) в результате несчастья,  случившегося с  ними,  и

которые воздерживаются от любых враждебных действий. Из данного  определения

явствует, что “потерпевшее кораблекрушение” - это временное  состояние  лица.

 Оно завершается  как только данное лицо оказывается  высаженным на   берег  и

тем  самым приобретает  иной статус,  например,   военнопленного,  “раненого”

или гражданского лица. Женевские  Конвенции  устанавливают,  что  во  всякое

время,  и в  особенности  после  боя,  стороны,  находящиеся   в   конфликте,

должны принять  все возможные меры  к  тому,   чтобы  разыскать  и  подобрать

раненых,   больных  и  потерпевших  кораблекрушение,    оградить    их    от

ограбления и  дурного обращения и обеспечить им необходимый уход, а  также  к

тому, чтобы разыскать  мертвых  и  воспрепятствовать  их  ограблению.  Более

того, военные власти могут обращаться к гражданскому населению  и  обществам

помощи с просьбой подбирать раненых, больных и  потерпевших  кораблекрушение,

разыскивать погибших и сообщать об их местонахождении.  При  ведении  боевых

действий на мер  то же самое относится к нейтральным  торговым  судам,   яхтам

и  другим  мелким  судам,  к  капитанам  которых  стороны,   находящиеся   в

конфликте, могут  обратиться с просьбой принять на борт раненых,   больных  и

потерпевших кораблекрушение  и  обеспечить  им  уход,   а  также   подбирать

погибших (ст. 21 II  Конвенции).  Кроме того,  п.  1  ст.  33  Протокола I

предусматривает, что каждая сторона, находящаяся  в  конфликте,  как  только

позволят обстоятельства,  и самое позднее, сразу  после  окончания  активных

военных действий, “разыскивает лиц, о  которых  противная  сторона  сообщает

как  о  пропавших  без   вести”.  Согласно  ст.  19  II  Конвенции  стороны,

находящиеся  в  конфликте,  должны  зарегистрировать  все  имеющиеся  в   их

распоряжении данные, способствующие установлению личности раненых,  больных,

потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны, попавших в  их

руки. Эта информация должна  быть  доведена  до  сведения  Справочного  бюро

(организация которого  предусмотрена ст. 122  III  Конвенции)  для   передачи

стороне  противника,  в   частности,   через   посредничество   Центрального

Агентства  по  розыску   Международного   Комитета   Красного  Креста.  Если

информация   не   направляется  через  МККК  и  его  Центральное  Агентство,

каждая сторона  должна предоставить  эти  сведения  Центральному  справочному

агентству,  утвержденному  в  соответствии  с   III   Конвенцией.   Наконец,

необходимо  подчеркнуть,  что  раненые,   больные   и   лица,    потерпевшие

кораблекрушение,  оказавшиеся  на   территории   нейтрального   государства,

подлежат интернированию1  ,  а  попавшие  во   власть  неприятеля  считаются

военнопленными,  и к ним применяются  соответствующие  нормы  международного

права. 

      1.3. Гуманное обращение с военнопленными.

      Выше мною было рассмотрено,  какие категории лиц,  попавших  во  власть

противника,  имеют  право  на  статус  военнопленного.  Под  военным  пленом

понимается  ограничение  свободы  лиц,   принимавших   участие   в   военных

действиях, в целях  пресечения их дальнейшего участия  в  вооруженной  борьбе.

Режим  военного  плена  призван  обеспечить  не  только   сохранение   жизни

военнопленного, но и защиту  его  неотъемлемых  человеческих  прав.  В  этой

связи необходимо всегда  помнить  о  том,  что  военнопленные  находятся  во

власти Державы  противника,  а   не   отдельных   лиц  или  воинских  частей,

взявших их в плен  (ст.  12  III  Конвенции).  Следовательно,  за  все,  что

происходит   с   военнопленными,    несет     ответственность    государство

неприятеля, но это  не умаляет,  однако,  индивидуальной ответственности  лиц

в случае нарушения  ими правил  обращения  с  военнопленными.  III  Конвенция

подробно  регламентирует порядок содержания военнопленных:

- их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

- требование гигиены  и оказание  медицинской помощи;

- религиозную,  интеллектуальную и физическую  деятельность и т.д.

      В  соответствии  со  ст.  122   воюющие  страны  обязаны   организовать

справочные бюро по делам военнопленных, которые  должны давать ответы на  все

вопросы, связанные  с  военнопленными.  Не  пытаясь охватить  все стороны,

касающиеся защиты прав военнопленных, выделю лишь те  из  них,  которые,  на

мой взгляд, являются наиболее важными.

      Первое. III Конвенцией устанавливается   институт  доверенных лиц.  Ст.

79  предусматривает,   что  во  всех  местах  содержания  военнопленных,  за

исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные  имеют  право  свободно

путем  тайного  голосования  избирать   доверенных   лиц,   которые   должны

представлять их  перед  военными властями,  Державами-Покровительницами1  ,

Международным Комитетом  Красного Креста и перед всякой другой  организацией,

 оказывающей  им помощь. В лагерях для офицеров  и приравненных к ним лиц  и  в

смешанных  лагерях  старший  по  званию  военнопленный   офицер   признается

доверенным лицом.  Пользуясь прерогативами  и  льготами,   перечисленными  в

ст.  81,  доверенные  лица  военнопленных  содействуют   их   моральному   и

физическому благополучию. Эти  лица  не  только  осуществляют  контроль  над

распределением помощи, но и делают все  зависящее от  них  для  того,  чтобы

помочь военнопленным  при возникновении трудностей в  отношениях  с  властями.

Следует также  подчеркнуть, что военнопленные  имеют   неограниченное   право

обращаться   к  представителям Державы-Покровительницы либо   через   свое

доверенное лицо, либо непосредственно, если они считают  это необходимым  для

того, чтобы обратить их внимание к тем моментам режима  плена,  в  отношении

которых у них  имеются жалобы (ст. 78).

       Второе.  Конвенцией  предусматривается,  что   военнопленные   должны

подчиняться законам, уставам и приказам,  действующим  в  вооруженных  силах

держащей в плену  Державы (ст.  82).  Власти  этой  Державы  могут  применить

судебные и дисциплинарные меры наказания в отношении военнопленного. Но  при

решении данного  вопроса они должны проявлять  максимальную  снисходительность

и по  возможности  прибегать  к  дисциплинарным  мерам,  а  не  к  судебному

преследованию.  Так,  например,  в  III   Конвенции   содержится   несколько

положений, касающихся побега и попыток к бегству. Общепризнанно, что  данный

поступок   не   противоречит   мужества,   чести   и   любви   к   отечеству

военнослужащего, поэтому в случае неудавшегося  побега  к  нему  применяются

только  дисциплинарные  меры  (даже  в  случае   рецидива).   Дисциплинарные

взыскания могут  быть  наложены  только  начальником  лагеря  или  офицером,

назначенным  им,  и  ни  в  коем  случае  не  военнопленным.  В  статье   89

перечисляются виды дисциплинарных взысканий, но далее указывается,  что  они

не  должны  быть  бесчеловечными,  жестокими  или  опасными   для   здоровья

военнопленных,  и  продолжительность  одного  наказания  никогда  не  должна

превышать 30  дней.  Что  касается  мер  наказания,  назначенных  судом,  то

Информация о работе Действия Международного гуманитарного права в годы войны