Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:40, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния системы страхования вкладов в России, определение ее влияния на ресурсную базу кредитных организаций.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым решить следующие задачи:
исследовать правовое обеспечение системы страхования вкладов;
рассмотреть зарубежный опыт функционирования систем страхования вкладов;
проанализировать функционирование системы страхования вкладов в России на современном этапе;
оценить влияние системы страхования вкладов на ресурсную базу Железногорского отделения №5117 ОАО «Сбербанк России»;
определить основные направления развития системы страхования вкладов.
Введение………………………………………………………………………………...….........5
1. Экономическая сущность и значение системы страхования вкладов…….....…................8
Правовое обеспечение системы страхования вкладов………..……….....…...8
Содержание, цели и принципы построения системы страхования вкладов...9
Участники системы страхования вкладов…………………………………....12
Система страхования вкладов: обзор зарубежной практики……….......…...14
2. Анализ современного состояния системы страхования вкладов в России……………...19
2.1. Организация работы в банке по привлечению денежных средств физических лиц………………...………………………………………………………………….....19
2.1.1. Виды вкладов, принимаемых Сберегательным банком……………....….......19
2.1.2. Порядок оформления вкладных операций………………....…………….....…22
2.1.3. Отчисления страховых взносов банком в Фонд обязательного страхования вкладов………………………………………...…………………………………...…...25
2.2. Методика оценки соответствия размера возмещения по вкладам социальным и экономическим условиям………………………….………………………………..…27
2.3. Влияние системы страхования вкладов на ресурсную базу кредитных организаций (на примере Сберегательного банка)……………………………….….29
2.4. Обзор рынка вкладов физических лиц за 2009 и 2010 годы………………...….31
3. Агентство по страхованию вкладов. Перспективы развития системы страхования вкладов в России…………….…………………………………………………………………35
3.1. Деятельность Агентства по страхованию вкладов, его функции и задачи........35
3.2. Основные направления развития системы страхования вкладов...................….38
Заключение………...…………………………………………………………………………...39
Библиографический список……………………………………...……………………………45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Денежные средства физических лиц, которые в соответствии с Федеральным законом № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» не подлежат страхованию…………………………….…………48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Права вкладчиков как участников системы страхования вкладов…....49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Обязанности банков как участников системы страхования вкладов…50
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Зарубежная практика построения системы страхования вкладов........51
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Основополагающие принципы для эффективных систем страхования депозитов……………………………………………………………………………………….52
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Вклады Сбербанка России………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Копия договора банковского вклада…………………………........…...56
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Порядок принятия во вклад денежных средств физических лиц...…..59
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Копия заявления на открытие вклада………………….....…………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Копия приходного кассового ордера…………………...……..……....62
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Копия расходного кассового ордера…………...……………..……….63
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Схема документооборота при закрытии вклада физического лица...64
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Размер Фонда обязательного страхования вкладов………..…..…….65
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Копия платежного поручения на перечисление страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов …………………………...…………………...…66
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Показатели оценки соответствия размера возмещения по вкладам социальным и экономическим условиям в Российской Федерации……………
В
целях осуществления функций
по обязательному страхованию
Агентство
является некоммерческой организацией,
действующей в организационно-
Цель деятельности Агентства - обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
Агентство по страхованию вкладов создано для осуществления различных функций, которые определены законами. Одни функции можно назвать управленческими. Другие носят общеполезный характер как для общества в целом, так и для банковской системы. По действующему законодательству Агентство по страхованию вкладов выполняет две социально значимые функции (рис. 3.1):
Рис. 3.1 Социально значимые функции АСВ
Во-первых, оно является страховщиком и обеспечивает функционирование системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках (ст.4, ст.15 Закона о
страховании вкладов).
Так,
в соответствии со ст. 15 Закона о
страховании вкладов целью
При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:
1) организует учет банков (ведет реестр банков);
2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
3)
осуществляет мероприятия по
учету требований вкладчиков
к банку и выплате им
4)
имеет право обращаться в Банк
России с предложением о
5)
размещает и/или инвестирует
6)
имеет право требовать от
7)
определяет порядок расчета
8)
осуществляет иные полномочия, направленные
на достижение задач,
Во-вторых, АСВ выполняет функции конкурсного управляющего в следующих случаях:
Целями деятельности Агентства как конкурсного управляющего являются эффективное функционирование системы управления процедурами банкротства при строгом соблюдении прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства, повышение доверия к банковской системе. В соответствии с указанными целями Агентство осуществляет решение следующих основных задач конкурсного производства (рис. 3.2):
Рис. 3.2 Задачи, решаемые АСВ при выполнении функции конкурсного управляющего
Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
За время существования Агентства 866 тысяч вкладчиков имели право получить 37,8 миллиарда рублей. Реально за возмещением обратилось 245 тысяч вкладчиков. Им вернули 35,8 миллиарда рублей, или 95 процентов от всей причитающейся суммы. Остальные просто не пришли за своими деньгами, потому, что объем вкладов был слишком невелик. Оставшиеся деньги АСВ перечисляет в Фонд страхования вкладов.
«В самом маленьком банке, по которому производились выплаты, было всего четыре вкладчика, обязательства по госгарантиям перед ними составляли 200 рублей, и за ними никто не пришел. Два наиболее крупных страховых случая произошли в 2008 и 2010 годах, на них пришлось 10 миллиардов рублей выплат, это одна четвертая часть всех обязательств по госгарантиям. Три страховых случая были уникальными - агентство по ним выплат не делало, потому что часть здоровых активов обанкротившихся банков были переданы другим кредитным организациям вместе с обязательствами перед вкладчиками» - рассказал Генеральный директор федерального Агентства по страхованию вкладов А.В. Турбанов11.
Самое большое количество страховых случаев пришлось на 2008 и 2009 годы, что стало следствием кризиса. В прошлом году было всего 16 страховых случаев, что в два раза меньше, чем годом ранее. Сумма страховых выплат составила 15,1 миллиарда рублей, и это почти в два раза больше, чем в 2009 году.
В целом же размер страховой ответственности АСВ (обязательств по выплате страховых возмещений) на 1 января 2011 г. составил 69,5% всех застрахованных вкладов, на долю Сбербанка приходится 14,7%. На 1 января 2010 г. страховая ответственность АСВ составляла 71,9% всех вкладов, на долю Сбербанка приходилось 15%. Тем самым в 2010 г. произошло небольшое снижение уровня страховой ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной цель деятельности – обеспечение функционирования системы страхования вкладов, основными функциями Агентства по страхованию вкладов являются:
3.2. Основные направления развития системы страхования вкладов
Создание
системы страхования вкладов
позволило с большей
При формировании системы страхования вкладов необходимо решить проблему установления взаимосвязи между размером страховых взносов, уплачиваемых банками, и степенью риска их деятельности, так как рискованность банковской деятельности учитывается лишь на этапе допуска банков в систему страхования, но ведь показатели
11«Российская газета» - Федеральный выпуск №5402 (26) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru
банка, который прошел процедуру допуска в систему страхования по результатам проведенной проверки, могут измениться.
В связи с этим необходима постоянная система наблюдения за качеством деятельности банков, построенная с учетом опыта других стран и с ориентацией на
текущие потребности развития отечественной банковской системы.
Система
страхования вкладов в
Рис. 3.3 Основополагающие принципы ССВ в России
Система страхования вкладов во время финансового кризиса продемонстрировала свой значительный потенциал для минимизации его негативных последствий. Работа Агентства по оперативной выплате возмещения вкладчикам разорявшихся банков способствовала быстрому прекращению оттока вкладов из банков и возобновлению роста объемов средств, размещенных населением в кредитных организациях. Этому также послужило своевременное изменение ключевого параметра системы страхования вкладов – размера страхового возмещения (рис.3.4).
Рис. 3.4 Изменение размера страхового возмещения
Если говорить о перспективах развития системы страхования вкладов, то они нашли свое отражение в одобренной Советом директоров Агентства в ноябре 2010 г. Стратегии развития Агентства по страхованию вкладов на период до 2015 года.
В числе наиболее значимых задач, стоящих перед российской системой страхования вкладов, которые выделяют многие эксперты, можно представить:
минимизации рисков и максимальной опоры на собственные источники финансирования;
В плане развития такого направления деятельности, как санация банков, Агентство считает своими главными задачами наличие широкого набора эффективных инструментов санации, применение в своей практике современных механизмов, снижающих негативные последствия разорения банков.
В числе наилучшим образом зарекомендовавших себя способов санации следует выделить передачу активов и обязательств из проблемного банка в финансово устойчивый, что позволяет обеспечить непрерывность банковского обслуживания вкладчиков и иных клиентов, а также более высокую отдачу от активов нежизнеспособных банков12. Агентство намерено осуществлять постоянную работу по повышению инвестиционной привлекательности санируемых банков, а также по подготовке их эффективной продажи, призванной свести к минимуму (а лучше – к нулю) потерю средств, выделенных на санацию банков.