Оценка эффективности размещения страховых резервов в страховых компаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключалась в изучении теоретических и законодательных основ формирования и размещения страховых резервов в страховых компаниях в России, анализе финансового состояния и страховых резервов страховой компании и выработке предложений и рекомендаций по их оптимизации.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы организации финансов в страховании, формирования страховых резервов и финансовых результатов;
2) изучить виды страховых резервов страховой компании, порядок их формирования и методы их расчета;
3) рассмотреть принципы и проблемы размещения страховых резервов, особенности инвестиционной политики страховых компаний;
4) проанализировать финансовое состояние страхового дома ВСК, охарактеризовать направления ее деятельности;
5) оценить и проанализировать формирование и размещение страховых резервов страхового дома ВСК;
6) выработать направления оптимизации формирования страховых резервов в отечественных страховых компаниях;
7) определить рекомендации по размещению страховых резервов и осуществлению инвестиционной деятельности страховых компаний в России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы и современное состояние формирования и размещения страховых резервов в страховых компаниях
5
1.1. Основы организации финансов, формирования страховых резервов и финансовых результатов в страховании …………………….
5
1.2. Виды страховых резервов страховой компании, порядок их формирования и методы расчета …..……………..………………………
12
1.3. Принципы и проблемы размещения страховых резервов. Инвестиционная политика страховых компаний ………………………
33

2. Анализ формирования и размещения страховых резервов (на примере страхового дома ВСК)
42
2.1. Анализ финансового состояния страхового дома ВСК, характеристика ее страховой деятельности ………………………. ……
42
2.2. Оценка формирования и размещения страховых резервов страхового дома ВСК ………………………………………………….
48
3. Оптимизация формирования и размещения страховых резервов в страховых компаниях
57
3.1. Направления оптимизации формирования страховых резервов ….

57
3.2. Предложения по размещению страховых резервов и проведению инвестиционной деятельности страховых компаний …………………..
Заключение ……………………………………………………………….
66
73
Список литературы ……………………………………………
79
Приложения ………………………………………………………………
84

Работа содержит 1 файл

RezDiplom.doc

— 746.50 Кб (Скачать)

Основным вопросом при  этом выступают условия выпуска  и обращения ГСО, определяющими в которых являются три фактора: порядок расчета купонного дохода, механизм выхода инвестора из бумаги и определение ее рыночной стоимости для целей бухгалтерского и налогового учета.

Использование индексации купонного дохода с учетом реальной инфляции, с одной стороны, может быть неэффективным из-за риска возникновения сверхнагрузки на бюджет. А другой способ – административное установление фиксированного купонного дохода – скорее всего, будет вызывать постоянную критику со стороны инвесторов и снижать ценность бумаги в их глазах. Оптимальной здесь могла бы стать аукционная система размещения облигаций с одновременным аукционным способом определения купонного дохода. Этот метод уже хорошо зарекомендовал себя на рынке корпоративных займов.

Подобная же аукционная система – по тем же причинам – может быть применена и для  выхода инвесторов из бумаги. Тем не менее, она не должна применяться  при банкротстве держателя ГСО или иных аналогичных форс-мажорных обстоятельствах. Ведь если в первом случае речь идет об удобстве для владельца бумаги, о защите его интересов, то во втором – о максимальной защите интересов коллективных инвесторов, возвращении средств, вложенных клиентами пенсионного фонда или страховой компании. Таким образом, если при «спокойном» выходе из ГСО предлагается применять спекулятивный принцип, то при «экстремальном» – компенсационный.

Что касается определения  рыночной стоимости ГСО для целей бухгалтерского и налогового учета, то может быть рассмотрен вариант сделать ее равной цене приобретения бумаги. В этом случае держатель ГСО, в соответствии с законодательством вынужденный регулярно проводить переоценку бумаг на основании их рыночной котировки, не столкнется с опасностью резкого ухудшения балансовых показателей или с необходимостью создания за счет чистой прибыли фонда под обесценение ценных бумаг.

Другие генеральные  условия эмиссии и обращения  ГСО, конкурс по выбору генерального агента, депозитария и организатора торговли ГСО также устанавливаются законодательно с учетом всех необходимых требований и принципов.

В целом, изложенные выше мероприятия по оптимизации размещения страховых резервов и повышения инвестиционной активности страховщика способствуют:

– появлению финансового  инструмента, учитывающего особенности  страхования и принципы инвестиционной деятельности страховщиков;

– использованию ГСО  как надежного, обеспеченного гарантиями государства, инструмента;

– использованию значительной массы денежных средств в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе по актуальным направлениям для отечественной экономики: в сфере производства, малого предпринимательства, сельского хозяйства;

– повышению ликвидности  рынка государственных ценных бумаг в 2004 г. и среднесрочной перспективе;

– учету интересов  различных групп инвесторов, в  том числе в связи с проведением пенсионной реформы;

– снижению доминирования  на рынке государственного внутреннего  долга отдельных институциональных инвесторов и банков с государственным участием.

Таким образом, предложенные рекомендации по оптимизации процессов  формирования и размещения средств  страховых резервов позволят страховой  компании повысить эффективность своих  страховых операций.

 

 

 

Заключение

 

 

 

Проведенное в дипломной  работе исследование принципов и  проблем формирования и размещения страховых резервов на примере страхового дома ВСК позволило сделать следующие  выводы и заключения.

Особенности денежного  оборота страховой компании предполагают три относительно самостоятельных потока финансовых средств, связанных с: обеспечением страховой защиты и гарантией страховых выплат; покрытием собственных расходов на ведение дела; инвестированием. Последний процесс происходит путем размещения собственных средств (страховых фондов) и средств страховых резервов, при этом страховые фонды и страховые резервы страховой компании имеют полярные экономические значения, что является особенностью организации финансов в страховании, и отражаются в разных разделах баланса страховщика.

Страховыми резервами  называется совокупность имеющих целевой  характер фондов денежных средств, с помощью которых обеспечивается раскладка ущерба среди участников страхования, а также формируется дополнительный доход от инвестирования, – отражают величину не исполненных на данный момент времени обязательств страховщика по заключенным со страхователями договорам и по своему характеру являются кредитным капиталом, образуются страховщиком по каждому виду страхования и в валюте страхования.

Формирование резерва по страхованию жизни осуществляется страховщиками на основе самостоятельно разработанного и согласованного с Федеральной службой страхового надзора Положения о формировании страховых резервов по страхованию жизни.

По мимо резерва  по страхованию жизни в настоящее время страховыми компаниями России формируются страховые технические резервы согласно Правилам формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 11.06.2002 г. №51н (ред. 23.06.2003 г. №54н, 14.01.2005 г. № 2н).Правилами формирования страховых резервов установлены состав и порядок формирования страховых резервов (расчет (оценка) величины страховых резервов, являющихся выраженной в денежной форме оценкой обязательств страховщика по обеспечению предстоящих страховых выплат) по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, относящимся к страхованию иному, чем страхование жизни. Расчет страховых резервов производится страховщиком на основании Положения о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни (далее - Положение), утвержденного страховщиком и представленного в Федеральную службу страхового надзора в течение месяца с момента утверждения. Положение должно соответствовать Правилам формирвования, содержать состав страховых резервов и перечень методов, используемых для расчета страховых резервов.

Для формирования финансовых результатов от страховой  деятельности на отчетную дату к страховым резервам применяются различные методы их расчета в зависимости от их видов: к резерву незаработанной премии – «pro rata temporis», «1/24», «1/8», к резервам убыткам и стабилизационному резерву – в зависимости от нормативных показателей деятельности и особенностей деятельности страховой компании.

В связи с  тем, что страховые резервы являются, по сути, привлеченными средствами страховой компании и должны быть использованы строго по целевому назначению, федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью устанавливаются Правила размещения страховщиками страховых резервов.

Проведенные в  работе анализ финансового состояния  страховой компании, оценка применяемого порядка формирования страховых резервов и направлений их размещения позволило заключить, что:

1) финансовое  состояние страховой компании  стабильное, основные показатели  соответствуют нормативам или  превышают их, свидетельствуя о  высоком уровне финансовой устойчивости  и платежеспособности страхового  дома ВСК;

2) анализ размеров  страховых резервов говорит о том, что страховые резервы формируются в соответствии с требованиями Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни. В то же время в процессе анализа были выявлены ряд недостатков и замечаний в указанных Правилах, затрудняющих проведение расчета страховых резервов, в частности резерва произошедших, но незаявленных убытков, а также в целом показывают необходимость введения их дополнительной актуарной оценки.

3) проведенный  в работе анализ размещения  страховых резервов страховой компании в целом свидетельствует о выполнении ею требований и нормативов Правил размещения страховых резервов, в то же время характеризует ряд проблем инвестиционной деятельности страховых компаний, в частности отсутствия надежных, долгосрочных и ликвидных инвестиционных инструментов, учитывающих особенности страховых обязательств.

На основании  проведенного анализа были выработаны рекомендации по оптимизации процессов  формирования и размещения страховых  резервов.

Во-первых, страховщики формируют финансовые результат на отчетную дату, а не по итогам выполнения страховых обязательств. Выполнение фискальной функции в результате проведения страхования становится в результате преобладающей по сравнению с основной – обеспечением эффективной страховой защиты страхователям, что предполагает несение и не только экономической, но и социальной ответственности. Для разрешения такой проблемы предлагается внедрение и применение принципа «справедливости». Основным значением которого должно стать справедливое отношение к страховщикам со стороны государства – в силу особой социально-экономической роли страхования, которая не допускает уравнивания налоговых и финансовых условий деятельности с другими участниками рынка (потенциальными страхователями). В итоге это будет способствовать удовлетворенности всех заинтересованных сторон, т.е. страховой организации, собственников, учредителей с одной стороны, государство со своей фискальной функцией – с другой стороны, страхователи – с третьей.

Во-вторых, как  уже было отмечено, при формировании резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) согласно действующей редакции Правил формирования страховых резерв по видам страхования иным, чем страхование жизни, не пояснены и нечетко определены ряд моментов, что делает использование такого метода расчета неприменимым. На основе западного опыта (в силу большой традиции и большой актуарной культуры) предложено применение методов расчета IBNR, положенных в основу расчета РПНУ. Это обеспечит адекватность данного резерва страховым обязательствам, принятым страховщиком в связи с произошедшими, но не заявленными убытками, но при выполнении, как минимум, следующих условий:

  • учитывая, что метод расчета РПНУ предполагает полное доверие статистическим данным об осуществленных выплатах, определяющих прогнозные значения будущих выплат, объем исходных данных по выплатам должен быть статистически значим, а сами данные достоверны, чтобы извлекаемые из данных оценки были бы близки к истинным, и поэтому следует определить (уточнить) величину «пренебрежимой малости» неурегулированных убытков;
  • при недостатке исходной информации по убыткам (предложенный метод расчета РПНУ не позволяет в этом случае получить достоверное значение размера резерва, в частности, при переходе на новые Правила, при проведении новых видов страхования), предоставить страховщику свободу собственного выбора метода расчета, предварительно разработав такие методы (или адаптировав имеющиеся наработки на Западе);
  • необходимы четкие разъяснения трансформирования реальных исходных данных по убыткам к верхнетреугольной матрице, являющейся стартовой позицией для всего последующего расчета;
  • следует внести необходимые изменения в алгоритм расчета прогнозных значений функции развития убытков с учетом нестационарности этой случайной функции.

В-третьих, необходимо постоянное обновление законодательных актов, регулирующие виды активов и размеры для размещения в них страховых резервов. С одной стороны, здесь необходимо изменять состав активов, в которые страховщикам разрешено размещать страховые резервы с учетом ситуации на финансовых и иных рынках, а с другой – более пристальный надзор за их инвестиционной деятельностью, в том числе и путем государственного регулирования, введения обязательной актуарной оценки и инвестиционной экспертизы. Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 08.08.2005 г. №100н, предусматривают изменения в составе активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, а также в структурном соотношении активов и резервов. Страховщики обязаны в срок до 30 июня 2006 года привести активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, в соответствие с требованиями, установленными данными Правилами. Как это повлияет на инвестиционные возможности страховых компаний, покажет время.

В-четвертых, целесообразным видится введение и использование специальных инвестиционных инструментов, учитывающих особенности инвестиционной деятельности в страховании. Таких как, например, государственные сберегательные облигации (ГСО), которые могут использоваться и страховщиками, и негосударственными пенсионными фондами, и паевыми инвестиционными фондами и другими институциональными инвесторами.

Данные мероприятия по оптимизации размещения страховых резервов и повышения инвестиционной активности страховщика способствуют:

– появлению финансового  инструмента, учитывающего особенности  страхования и принципы инвестиционной деятельности страховщиков;

– использованию ГСО  как надежного, обеспеченного гарантиями государства, инструмента;

– использованию значительной массы денежных средств в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе по актуальным направлениям для отечественной экономики: в сфере производства, малого предпринимательства, сельского хозяйства;

– повышению ликвидности  рынка государственных ценных бумаг в 2004 г. и среднесрочной перспективе;

– учету интересов  различных групп инвесторов, в  том числе в связи с проведением  пенсионной реформы;

– снижению доминирования  на рынке государственного внутреннего  долга отдельных институциональных  инвесторов и банков с государственным участием.

В случае реализации рассмотренных  мероприятий по оптимизации процессов  формирования и размещения средств  страховых резервов, можно рассчитывать на повышение эффективности как  операций страховых компаний по различным видам страхования, так и операций связанных с инвестированием временно свободных ресурсов.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. 30.12.2004 г.).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2: Федеральный закон от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. 23.12.2003 г.).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2: Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. 30.12.2004 г.).
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 г. №61-ФЗ (ред. 11.11.2004 г.).
  5. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. 20.07.2004 г. №57-ФЗ)
  6. Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998–2000 годах: Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 г. №1139.
  7. Правила размещения страховщиками страховых резервов: Приказ Минфина РФ от 08.08.2005 г. №100н.
  8. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: Приказ Минфина РФ от 11.06.2002 г. №51н (ред. 23.06.2003 г. №54н, 14.01.2005 г. №2н).
  9. Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств: Приказ Минфина от 02.11.2001 г. №90н. (ред. 14.01.2005 г. №2н)
  10. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации: Приказ Росстрахнадзора от 19.05.1994 г. №02-02/08 (ред. 17.06.1994 г.).
  11. Методики расчета тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования: Распоряжение Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 8.07.1993 г. № 02-03-36.

Информация о работе Оценка эффективности размещения страховых резервов в страховых компаниях