Оценка информационной прозрачности страховых фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методики рейтинговой оценки информационной прозрачности акционерных обществ, как одного из конкурентных преимуществ.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать сущность информационной прозрачности как одного из основных принципов корпоративною управления
- выявить взаимосвязь уровня информационной прозрачности с привлечением новых клиентов и расширением рынка сбыта

Содержание

I. Понятие, значение и виды информационной прозрачности.
1.1. Понятие и значение информационной прозрачности.
1.2. Виды информационной прозрачности.
1.3. Специфика информационной прозрачности для рынка капитала.
II. Методические подходы к оценке информационной прозрачности страховых компаний.
2.1 Характеристика информационной прозрачности российских страховых компаний
2.2 Оценка информационной прозрачности компаний рейтинговыми агентствами.
2.3Адаптация методик оценки прозрачности для страхового бизнеса.
III. Оценка, рекомендации, своя система оценки.

Работа содержит 1 файл

Оценка информационной прозрачности страховых фирм.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

Результатом исследования является интегральная оценка транспарентности компании в целом и в разрезе вышеперечисленных компонентов. Все данные представлены в процентах от максимума - т,е, от эталонною значения уровня раскрытия информации.

Выполненные Standard & Poor’s исследования транспарентности российских компаний имеет достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

•     анализ   большого  количества  параметров,   влияющих   на  транспарентность анализируемых компаний (комплексность анализа;

•    высокий авторитет и имидж агентства, результатам исследования которого можно доверять;

•    своевременность предоставления рейтинга;

•     постоянное совершенствование методики исследования;

К недостаткам относятся:

•     агентство не разглашает  критерии определения эталонного значения уровня раскрытия  информации  и  в своих отчетах  определяет его  как  «уровень раскрытия значимой корпоративной информации, который считается достаточным для инвесторов ври принятии ими инвестиционных решений»;

•     значения (веса) анализируемых элементов не раскрываются;

•    не    вся    информация,    используемая    для    исследования,    получается    из общедоступных источников (в частности, информация, предоставляемая в регулирующие органы);

Возможность ненаглядной выборки компаний для исследования (список компаний ограничен; нет возможности оценить степень прозрачности нужной компании, в частности, в исследовании не представлена ни одна страховая компания);

Как мы видим, исследования, проводимые агентством S&P, является масштабным, комплексным, однако оно не лишено недостатков и неточностей.

Существуют также авторские методики, основанные на построении индексов раскрытия информации.

Исследования, связанные с построением индекса раскрытия информации, можно условно разделить на две группы. К перпой группе относятся исследования, ставящие целью анализ раскрытия информации в различных сферах деятельности компании. При этом индекс раскрытия информации формируется на основе множества показателей; в числе прочего анализируются и характеристики сайта компании. Ко второй группе относятся узконаправленные исследования, посвященные раскрытию информации о корпоративном управлении. Также могут учитываться качественные характеристики сайта, но с точки зрения конечных пользователей и с учетом их потребностей.

Исследование Хуфанга и Джаигу [10] посвящено влиянию структуры собственности и состава совета директоров на добровольное раскрытие информации котируемых китайских компаний. Индекс раскрытия сформирован авторами на основе 30 показателей, разделенных на четыре категории; вводная информация, информации о производственной деятель нести, финансовая информация, нефинансовая информация. Информация для составления индекса была заимствована авторами из годовых отчетов компаний. Индекс рассчитан аналогично [Liu, Eddie, 2007], однако полученные баллы не нормируются на максимальный балл, а сразу учитываются в модели,

В работе Кормьера, Ледокса, Магнана [10] содержится 111 критериев, измеряющих степень раскрытия но 9 различным направлениям; мощность веб-сайта, финансовые результаты, управленческая информационная система, корпоративное управление, потребительская ценность, человеческий и интеллектуальный капитал, производственная

Эффективность, рост и развитие, социальная ответственность. В целях данного исследовании автор остановится подробнее только на показателях оценки корпоративного управления. К ним Кормьер, Лсдоке, Магнан [10] относят стратегическое управление, информацию о менеджерах, совете директоров, аудиторах, структуре собственности. Все представленные показатели оценивались по шкале от 1 до 3.

Ко второй группе исследований относится работа Боллена, Хэссинка, Боциса [10], в которой исследуется использование компаниями интернета для развития взаимоотношений с инвесторами (Investor Relations, IR) посредством анализа качественных составляющих веб-сайтов компаний. Качество корпоративных сайтов авторы измеряют по следующим пяти направлениям: годовые и квартальные отчеты в сети интернет, пресс-релизы и иная информация в интернете, удобство просмотра в интернете, прямой контакт через -электронный ящик либо подписка, видео- или аудиозаписи и участие во встречах онлайн. Таким образом, индекс строится на основе показателей по пяти категориям. Набранные баллы суммируются и взвешиваются. Авторы применяют результаты исследования Бигги. Пратт [10]. которые показали, что точки зрения тех, кто подготавливает информацию, и конечных пользователей относительно содержания и характеристик публикуемой информации значительно различаются. По этой причине структура и информация корпоративных сайтов не всегда отражают требования потенциальной целевой группы.

Описанные методики, безусловно, представляют интерес, однако имеют ряд недостатков:

•     закрытость     полного     перечня     критериев,     по     которым     оценивается информационная прозрачность;

•     нет наглядного  математического обоснования весов тех или иных показателей;

•     не учитывается российская специфика законодательства;

•     имеют субъективизм  оценки  (например, при оценке удобства пользования сайтом компании).

Поскольку акционерам, инвесторам и прочим элементам внутренней и внешней среды компании необходима доступная, регулярная и надежная информация о деятельности общества, без которой в принципе невозможно принятие инвестиционных решений, методика рейтинговой опенки информационной прозрачности характеризуется следующим:

- выбор важнейших характеристик (рисков) информационной прозрачности корпоративного управления обусловлен особенностями отечественного законодательства в этой сфере;

-  сбор анализируемой информации носит дистанционной характер, используется исключительно публичная информация, находящаяся в открытом доступе;

-   оценка   рисков   информационной   прозрачности   корпоративного   управления исследуемых компаний (обществ) производится путем начисления штрафных баллов за негативные аспекты информационной прозрачности;

- процедура присвоения рейтинга основывается на анализе реально существующих рисков    информационной    прозрачности,    по    каждому    из    которых    по    строго формализованным правилам выставляется штрафная балльная оценка;

Для формализации отбора анализируемых характеристик , отражающих аспекты информационной прозрачности корпоративного управления, используемых в разрабатываемой методике, характеристики информационной прозрачности по степени важности группируются с учетом требовании отечественного законодательства, регламентирующего формы регулярной отчетности и требования по раскрытию информации российскими акционерными обществами. При этом учитывается только доступность анализируемой информации.

1. Необходимые характеристики (отсутствие информации ведет к затруднению проведения анализа компании). К ним относятся регулярное размещение информации о компании наследующих источниках:

веб-сайт     в     сети     Интернет     и/или     лента     новостей    уполномоченных информационных агентств - «Интерфакс», «АК&М».

Заметим, что обязанность раскрывать информацию об обществе на веб-сайте и/или в ленте новостей уполномоченных информационных агентств - «Интерфакс» ,«АК&М» регламентируются действующим законодательством.

Поэтому отсутствие веб-сайта с разделом, посвященным раскрытию корпоративной информации ,или регулярного раскрытия информации на ленте новостей уполномоченных информационных агентств затрудняет проведение анализа общества и является сигналом о крайне высоком риске инвестирования.

2. Обязательные характеристики (информация о которых законодательство требует опубликовывать в обязательном порядке). К ним относятся наличие следующих информационных данных:

- ежеквартальные отчеты:

-раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах;

- годовой отчет:

- устав общества в последней редакции:

-  информация об аффилированных лицах,

-  раскрытие информации о сведениях,  которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг общества.

В сети Интернет текст сообщении о существенном факте должен быть доступен в течение 6 месяцев с даты ого опубликования.

Кроме того,  приказ  ФСФР  №  05-5/пз-н  «Об утверждении  положения о раскрытии

информации  эмитентами  эмиссионных  ценных бумаг»  [13]  требует в обязательном порядке раскрывать:

- годиной отчет;

- годовую бухгалтерскую отчетностью

-устав и иные внутренние документы, регулирующие деятельность его органов;

- сведения об аффилированных лицах.

Раскрытия годового отчета акционерного общества требуют также Федеральные законы об акционерных обществах» и «Гражданский кодекс Российской Федерации», а постановление ФКЦБ № 17пс «Об" утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрании акционеров» [14] наряду с приказом ФСФР № 05-5/ю-н определило содержание годового отчета общества.

Информацию о содержании своих уставов акционерное общество обязано раскрывать путем опубликования ее также на странице в сети Интернет. А в случае внесения изменений (принятия и новой редакции) текст устава с внесенными изменениями должен быть опубликован в сети интернет не позднее 3 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений.

3. Важные характеристики (информация о которых дополняет предусмотренные законодательством нормы). К ним относятся наличие следующих положений:

- о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров;

- о порядке созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета);

- о единоличном исполнительном органе (директоре, генеральном директоре);

-  о порядке созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа (правлении, дирекции).

- о ревизионной комиссии.

Раскрытие информации указанных положений регламентирует приказ ФСФР № 05-5/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» [13], обязывающий акционерные общества, раскрывающие информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, также раскрывать информацию о содержании своих внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, со всеми внесенными в них изменениями и/или

4. Рекомендованные характеристики (информацию о которых законодательство рекомендует опубликовывать в качестве следования наилучшей практики корпоративного управления), К ним относятся наличие внутренних документов, примеры которых содержит рекомендованный к применению Распоряжением ФКЦБ России ЛН21/р [36] Кодеке корпоративного поведения:

- положение о дивидендной политике;

- положение об информационной политике:

- положение о корпоративном секретаре.

За несоблюдение рассмотренных выше норм, предусмотренных законодательством РФ по раскрытию информации, предусматривается административная и/или уголовная ответственность. Так Федеральный закон № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [20] предусматривает ответственность за:

-  непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо   представление   недостоверной   информации   -   наложением   административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

-  нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации  на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством - наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

дополнениями путем опубликования указанных документов на странице в сети Интернет.

Недостатком данной методики является отсутствие учета в ней степени раскрытия информации (качественном оценки объема раскрытия информации): исследуется лишь факт предоставления и размещения информации, что не позволяет в достаточной степени оценить уровень информационной прозрачности компании.

 

2.3. Адаптация методик в страховом бизнесе

К концу 2010 года в российском страховании сложилась непростая и неоднозначная ситуация. Мелкие страховщики столкнулись с серьезными препятствиями, многие компании приблизились к черте банкротства. Проблемы этих страховщиков - прямое следствие той модели бизнеса, которой они придерживались. Некоторые, в том числе довольно крупные игроки, действовали достаточно безответственно, ориентируясь исключительно на поддержание соотношения притока-оттока денежных средств, без серьезной андеррайтинговой политики, порой скатываясь в демпинг. Кроме того, наличие большого числа мелких страховщиков в России долгое время поддерживалось искусственно. Как известно, страховой бизнес строится на эффекте масштаба, поэтому очевидно, что такой подход не мог дать положительного эффекта. Негативный информационный фон создает сегодня и публикуемая в СМИ информация о страховом рынке, акцентирующая внимание на негативных проявлениях, а не возможных путях выхода или разъяснении правильной и эффективной стратегии в сложившейся ситуации.

Решить обозначенные проблемы можно только через повышение уровня прозрачности на рынке и соблюдение его игроками единых требований к финансовой отчетности. Поэтому для первоочередных антикризисных шагов необходимо ввести в России обязательную отчетность по МСФО для всех страховых компаний.

Сделать это нужно как можно быстрее. Если все компании будут публиковать отчетность по МСФО, то у клиентов, наконец, появится доступ к реальным показателям деятельности, и они смогут увидеть настоящее положение дел в компаниях. И только тогда они выберут того страховщика, которому действительно доверяют.

Информация о работе Оценка информационной прозрачности страховых фирм