Оценка информационной прозрачности страховых фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методики рейтинговой оценки информационной прозрачности акционерных обществ, как одного из конкурентных преимуществ.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать сущность информационной прозрачности как одного из основных принципов корпоративною управления
- выявить взаимосвязь уровня информационной прозрачности с привлечением новых клиентов и расширением рынка сбыта

Содержание

I. Понятие, значение и виды информационной прозрачности.
1.1. Понятие и значение информационной прозрачности.
1.2. Виды информационной прозрачности.
1.3. Специфика информационной прозрачности для рынка капитала.
II. Методические подходы к оценке информационной прозрачности страховых компаний.
2.1 Характеристика информационной прозрачности российских страховых компаний
2.2 Оценка информационной прозрачности компаний рейтинговыми агентствами.
2.3Адаптация методик оценки прозрачности для страхового бизнеса.
III. Оценка, рекомендации, своя система оценки.

Работа содержит 1 файл

Оценка информационной прозрачности страховых фирм.doc

— 597.50 Кб (Скачать)


 

Оценка информационной прозрачности страховых фирм

I.                    Понятие, значение и виды информационной прозрачности.

1.1.           Понятие и значение информационной прозрачности.

1.2.           Виды информационной прозрачности.

1.3.           Специфика информационной прозрачности для рынка капитала.

II.                 Методические подходы к оценке информационной прозрачности страховых компаний.

2.1 Характеристика информационной прозрачности российских страховых компаний

2.2 Оценка информационной прозрачности  компаний рейтинговыми агентствами.

2.3Адаптация методик оценки прозрачности  для страхового бизнеса.

   III. Оценка, рекомендации, своя система оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап развития экономических систем разных стран характеризуется многократным увеличением масштабов инвестируемых капиталов, расширением географического пространства этих вложений и появлением новых форм и механизмов привлечения и использования инвестиций.

Способы устранения противоречий во взаимоотношениях между различными экономическими агентами в процессе функционирования фирмы как акционерного общества являются предметом и составной частью системы корпоративного управления.

Вопросы эффективности управления, прибыльности и открытости компании, обеспечения защиты прав  акционеров имеют существенное значение при оценке  отдельного предприятия, что не может не влиять на принятие решений об инвестировании в российскую экономику в целом. При этом права акционеров и их защита обеспечиваются, прежде всего, должной постановкой корпоративного управления, которое предполагает своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методики рейтинговой оценки информационной прозрачности акционерных обществ, как одного из конкурентных преимуществ.

Поставленная  цель обусловила необходимость решения следующих задач:

-  исследовать сущность информационной прозрачности как одного из основных принципов корпоративною управления

- выявить взаимосвязь уровня информационной прозрачности с привлечением новых клиентов и расширением рынка сбыта

-  дать сравнительную характеристику оценки информационной прозрачности в существующих  рейтингах  корпоративного управления  и  сформулировать  принципы построения рейтинга с учетом требований российского корпоративного законодательства;

-  разработать методику формирования рейтинга информационной прозрачности компаний, удовлетворяющую сформулированным принципам;

-    на   основе   разработанной   методики   произвести   опенку   информационной прозрачности   корпоративного   управления    ОАО «ВСК»

Объектом исследования является информационная прозрачность компании.

Предмет  исследования  -  методические  аспекты  ее  оценки   и  отражения  в рейтингах компаний.

Результаты исследования состоят в следующем:

1,  Показано, что информационная прозрачность является решающим фактором в системе корпоративного управления, так как позволяет инвесторам, акционерам и клиентам  получать необходимые и  объективные  данные   для   принятия   обоснованных   решений   о   целесообразности сотрудничать с этой компанией.

2,  На основе информационной прозрачности разработана методика рейтинговой оценки  компании,  отличием  которой  является  соблюдение  принципов соответствия современному российскому корпоративному законодательству, объективность, высокий уровень формализованности  и учет значимости отдельных характеристик.

Практическая значимость работы заключается в том, что положения и выводы могут быть использованы аффилированными лицами  при принятии решений о вложении каптала, а также менеджерами компаний - при формировании систем корпоративного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие, значение и виды информационной прозрачности.

1.1 Понятие и значение информационной прозрачности

На сегодняшний день уровень развития страхового рынка России серьезно отстает в развитии от Запада. Это касается и его объемов, и развитости его инфраструктуры, и уровня предоставления страховых услуг. Основными сдерживающими факторами являются низкие уровни платежеспособности и финансовой грамотности населения России. Повысить общую платежеспособность страховой рынок не может, а вот поднять уровень финансовой грамотности в сфере страхования совместными действиями субъектов страхового дела , государства и науки вполне реально. Одной из важнейшей составляющей для решения данной проблемы является информационная прозрачность страхового рынка в целом и отдельных его субъектов в частности. А что же понимается под информационной прозрачностью или транспарентностью компании?

Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом  лицам, независимо or целей получения этой информации. В определении конституционного суда РФ or 02,03.2000 № 38-0 указано, что информационная прозрачность - что фундаментальный принцип функционирования современного фондового рынка, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, и прежде всего самих владельцев ценных бумаг.[2]

Рейтинговое агентство Standard& Poor's рассматривает транспарентность компании по следующим показателям:[3]

      Структура собственности и отношение с инвесторами , сюда включается информация об акционерах и их правах

      Финансовая прозрачность и раскрытие информации. Это финансовая информация, а так же оперативная и производственная информация

      И , наконец, структура и методы работы совета директоров и руководства компании. Сюда относится информация о руководстве и членах СД, вознаграждение высшего руководства и членов СД

Однако такое понимание информационной прозрачности является несколько неполным. В широком смысле, информационная прозрачность представляет собой комплексное предоставление информации о деятельности компании в целом. Сюда входят данные о самой компании, ее миссия, цель существования, основная стратегия развитии; данные о сотрудниках организации, ее партнерах и т.п. Причем потребителями данной информации являются не только потенциальные и реальные инвесторы, но и вся внешняя и внутренняя среда организации (потенциальные сотрудники, кредиторы, поставщики. прочие контрагенты).

Таким образом, прозрачность  является неким результирующим  показателем, подводящим своеобразный итог всей деятельности компании и представляющий его в обобщенном, понятном для потребителя информации виде, что и последствии становится одним из основных конкурентных преимуществ данной организации.

В   литературе   отсутствует цельное   и   полное   описание   функций,   значения информационной прозрачности для компаний. На наш взгляд, основными являются:

1)     информационная    прозрачность    компании    повышает инвестиционную привлекательность;    помогает    привлечь  долгосрочных   инвесторов, позволяет снизить стоимость кредитования. В компании, отличающейся хорошим управлением, стандарты своевременного раскрытия информации и прозрачности весьма высоки. Это дает  акционерам,  кредиторам и директорам возможность осуществлять эффективный контроль за деятельностью руководства, а также за результатами производственной и финансовой   деятельности   компании.   Высокий   уровень  прозрачности  означает,  что предоставляемая финансовая отчетность способствует созданию четкого представления
об истинном финансовом положении компании.

2)     увеличивает рыночную стоимость компании; Данная функция вытекает из предыдущей,   Поскольку  наиболее  простая   модель  оценки   стоимости  собственного капитала компании может быть выражена как [лекции]:   Р = DPS/ Ks (1), где DPS - дивиденд на акцию, Кs - цена собственного капитала компании. При этом, процентная ставка заемного капитала (кредита) Кd= Безрисковая ставка + Плата за риск (2)
(которая помимо платы за страновой риск и риск финансовой системы включает плату за риск заемщика). Цена долга- Kd*(l-H), где Н- ставка налога на прибыль в относительном выражении. А стоимость компании можно выразить формулой: V = NOPLAT / WACC (3), где  NOPLAТ  (Net Operating Prolu Less Adjusted Tax) - чистая операционная
прибыль за вычетом скорректированных  налогов,  WACC  (Weighted Average Cost of Capital)- средневзвешенная цена капитала, включающая цену собственного капитала в определенной пропорции, а также цену долга. Отсюда видно, что плата за риск корпоративного управления выражается в приросте цены каптала Ks; вместе с тем, понижается цена заемного капитала, а следовательно снижается и WACC, что по формуле 3 означает повышение стоимости компании.

Это две основополагающих функции, наряду с которыми можно выделить следующие:

      Раскрытие   информации   являйся   функцией   внутренней прозрачности   и эффективной политики в отношении внутреннего контроля:

      защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации  и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль над действиями руководства предприятия;

      стимулирует конкуренцию между предприятиями ,так как раскрытие информации о предприятиях и оценка их достижений тем самым способствует укреплению эффективности рынка;

      защищает клиентов и кредиторов тех компаний, которые должны раскрывать финансовую информацию,  предоставляя этим  лицам информацию,  позволяющую им принять решение о том, стоит ли им иметь дело с данными предприятиями;

      повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий;

      позволяет   осуществлять   контроль   над   деятельностью   предприятий   со стороны государственных органов.

Можно выдели  ряд требований и условия, предъявляемых к открытой компании:

      Прозрачность также диктует ряд требований открытости в отношении результатов нефинансовой деятельности, особенно во всем, что касается коммерческих операций компании и ее рыночного положения относительно конкурентов. Открытая публикация устава, внутренних нормативных документов и четко сформулированные цель   и   миссия   деятельности  компании  также   способствуют  соблюдению   высоких стандартов прозрачности. Финансовая отчетность и раскрываемая информация должна содержать четкие формулировки и выполняться на высоком уровне;

      Инвесторы и акционеры должны без задержек и осложнений получать доступ ко всей раскрываемой информации;

      Компания должна иметь сайт в Интернете и публиковать на нем отчетность, краткие отчеты и иную важную для клиентов, акционеров и инвесторов информацию;

      Информация считается раскрытой, если ее можно гарантированно найти и ознакомиться с се содержанием в заранее известное время.   Поэтому интернет   сейчас   является   признанным   средством раскрытия информации, ибо использование Интернета как канала доставки информации позволяет резко снизить временные и стоимостные издержки раскрытия;

 

1.2 Виды информационной прозрачности

 

Транспарентность является качественной характеристикой фирмы,

включающей: финансовую, технологическую,  управленческую, правовую,

информационную,  социальную открытость.  Ее содержание состоит в

системе отношений фирмы с инвесторами и иными заинтересованными

лицами на основе принципов открытости, лояльности, взаимной  выгоды и

развития.  Будучи фактором конкурентоспособности,  транспарентность

служит формой согласования частных и общественных интересов.

Интересы фирмы состоят в получении экономически эффективных

результатов от взаимодействия с заинтересованными лицами:

инвесторами,  потребителями продукции,  государством.  Встречные

интересы состоят в получении качественных товаров и услуг,  выгод для

инвесторов,  лояльности для государственных органов.[4]

      Финансовая прозрачность

Финансовая прозрачность –  главный структурный элемент

транспарентности. Основу финансовой прозрачности составляет отчетность.

Основу финансовой прозрачности составляет бухгалтерская

отчетность.  Переход на единые правила мировой бухгалтерской

отчетности является обязательным условием выхода фирм на рынок

внешних инвестиционных источников, в особенности через IPO. Важным

фактором развития финансовой открытости является решение

Правительства РФ перевести все публичные компании на единые

международные правила ведения бухгалтерской отчетности.  При этом

зарубежные эксперты предостерегают от копирования зарубежной

практики.  Речь идет о единых принципах отчетности,  дающих

возможность международных сравнительных оценок состояния и

потенциала российских предприятий. В диссертационной работе подробно

рассмотрено содержание финансовой открытости и ее противоречивость.

 

      Открытость корпоративного управления

 

Открытость корпоративного управления –  это очень сложное

направление анализа, поскольку корпоративное управление охватывает все

сферы деятельности компании, и для того, чтобы не растворить анализ во

всем бизнес-пространстве,  следует выделить опорные направления,

важные для заинтересованных лиц, включая внешних инвесторов.

Для этой цели в работе выделяются корпоративная среда, структура и

главные функции прозрачного управления.

      Правовая прозрачность

Это важное направление анализа прозрачности компании, но оно тоже

обширно,  поскольку вся деятельность легального бизнеса заключена в

правовые рамки,  а все взаимоотношения внутри компании и внешние

отношения сами составляют правоотношения  (хозяйственные, трудовые и

иные договоры).

Правовой анализ включает все документы,  начиная с зарождения

фирмы,  формирования органов управления,  все направления

корпоративного взаимоотношения с клиентами и сотрудниками, судебные

разбирательства, взаимоотношения с государственными органами.

Информация о работе Оценка информационной прозрачности страховых фирм