Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методики рейтинговой оценки информационной прозрачности акционерных обществ, как одного из конкурентных преимуществ.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать сущность информационной прозрачности как одного из основных принципов корпоративною управления
- выявить взаимосвязь уровня информационной прозрачности с привлечением новых клиентов и расширением рынка сбыта
I. Понятие, значение и виды информационной прозрачности.
1.1. Понятие и значение информационной прозрачности.
1.2. Виды информационной прозрачности.
1.3. Специфика информационной прозрачности для рынка капитала.
II. Методические подходы к оценке информационной прозрачности страховых компаний.
2.1 Характеристика информационной прозрачности российских страховых компаний
2.2 Оценка информационной прозрачности компаний рейтинговыми агентствами.
2.3Адаптация методик оценки прозрачности для страхового бизнеса.
III. Оценка, рекомендации, своя система оценки.
Технологическая прозрачность
В литературе, посвященной проблемам открытости
(транспарентности), основное внимание уделяется вопросам отчетности и
финансов. В требованиях листинга займа и IPO тоже преобладают
требования финансовой отчетности, хотя и другим вопросам тоже
уделяется внимание. Вопросы технологической прозрачности остаются в
тени. Между тем технологический уровень производства определяет
конкурентоспособность и финансовое положение фирмы. Это
обстоятельство учитывается в литературе, посвященной
конкурентоспособности. Лидерство в технологиях является решающим
фактором лидерства в конкуренции. Это доказывает и мировой опыт, 20
например сравнительный анализ автомобилестроения в США и Японии.
Развитие мировой экономики обращено к технологиям нового поколения,
которые будут определять уровень конкурентоспособности в
постиндустриальной экономике. Но разработка новых технологий,
основанных на манипуляции с веществами на уровне элементарных частиц
(нанотехнологии, биотехнологии и др.), непосильны для отдельных
компаний, даже крупных. Поэтому участие государства и государственно-
корпоративное партнерство являются одной из форм экономического
взаимодействия, направленного на достижение технологического
лидерства как главного фактора конкурентоспособности в условиях новой
экономики. Именно новые технологии позволяют снижать издержки и
повышать качество продукции, являющиеся генеральными направлениями
конкурентоспособности.
Особенности современного этапа научно-технологического прогресса
требуют создание производственных систем нового поколения, которые
могут работать в режиме «нововведенческого конвейера».
По существу, ставится задача объединить в рамках хозяйственных
комплексов нового типа гибкость и адаптивность мелкосерийного
производства с низкими издержками и высокой производительностью
труда. Такое сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и
снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки
при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий,
расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении
ассортимента, что и должно в итоге создать интегрально конкурентное
преимущество.
Социальная прозрачность
Еще не стало традицией рассматривать деятельность компаний по
развитию человеческого потенциала в контексте транспарентности,
несмотря на возрастание его роли в современной экономике. Уровень
квалификации, корпоративный дух и лояльность компании являются
важным фактором ее успешности. Проблема человеческого фактора
решается по-разному. Одни компании приобретают на рынке труда
готовых специалистов, другие организуют их подготовку сами. В связи с
корпоративной учебой возникают некоторые проблемы финансового и
этического порядка. В связи с тем, что фирмы несут расходы, связанные с
корпоративным обучением, они заботятся о получении отдачи. Для
регулирования взаимоотношений работников и работодателей
заключаются специальные контракты или дополнения к трудовому
договору (иногда к коллективному договору). Иногда фирмы и работники
сталкиваются с законодательным урегулированием подобных
взаимоотношений. Для публичных компаний реализация специальных
программ повышения человеческого потенциала является важным
фактором общественного признания и размещения инструментов
публичного заимствования.
Особого внимания заслуживают специальные программы,
направленные на повышение социальной ответственности бизнеса. Здесь
важно различать реальность и конъюнктурную имитацию. Суть проблемы
в том, что фирма может решать задачи социальных программ через
уровень заработной платы или предоставлением социального пакета.
Специальным анализом, с учетом налоговых начислений, можно
определить доли реальности и имитации социального развития.
1.3 Специфика информационной прозрачности для рынка капитала.
Рано или поздно страховые компании станут нуждаться в привлечении дополнительного капитала, когда станет недостаточно средств акционеров и кредитных средств. Особенно такие потребности можно ожидать в посткризисный период, когда инвесторы начнут активно искать объекты инвестирования, а страховым компаниям потребуются дополгительные ресурсы на совершенствование своего бизнеса. Одним из припятствий на этом пути развития страхового бизнеса несомненно станет недостаточный уровень информационной прозрачности страхового рынка.
Данная проблема нашла свое отражение и в стратегии развития страховой деятельности Российской Федерации на период до 2013 года: "повышение значимости института страхования, рост доверия к нему населения определяются степенью доступности информации о деятельности субъекта страховою дела". В данном документе представлен ряд конкретных требований для повышения прозрачности страхового рынка:[5]
усилить контроль за выполнением страховщиками своих обязательств с учетом анализа судебных решений и доли неудовлетворенных претензий;
разработать и ввести в действие "стандарт" (основные параметры, показатели) раскрытия информации о деятельности субъектов страхового дела самими субъектами страхового дела, их профессиональными объединениями и органом страхового надзора;
обязать страховщиков публиковать или размещать на сайте в Сети Интернет сведения о руководителях, правила страхования, страховые тарифы, разъяснения но порядку заключения договоров страхования и осуществлению страховых выплат, присвоенные страховщику рейтинги;
создать объединенную базу давних по наименованиям страховщиков, их месторасположению, сведениям о руководителях, перечню оказываемых услуг и их стоимости (страховым тарифам), годовой бухгалтерской отчетности страховщиков, наличию лицензий, фактам приостановления, отзыва лицензий и видам страхования, на которые они выданы, ликвидации, банкротству страховщика3.
При реализации этих требований к страховому сообществу необходимо учитывать, что единовременное введение обязательных, новых требований в условиях финансового кризиса станет непосильной ношей для многих страховщиков, что может принести к вынужденному уходу с рынка вполне добропорядочных страховщиков и в итоге нарушить конкурентную среду страховою рынка. Очевидно, что необходимо ввести некий ограниченный обязательный' перечень требований, а более сложные для выполнения требовании создать как рекомендации к добровольному выполнению.
Информационная прозрачность важна как акционерам, нуждающимся в адекватных сведениях для осуществления контроля за менеджментом компании, так и потенциальным кредиторам и инвесторам при принятии соответствующих решений, а также потребителям при выборе услуг и предоставляющей их компании. Следует подчеркнуть, что в последнем случае уровень информационной прозрачности в отрасли может стать определяющим при принятии решения не только о выборе страховщика, но и о заключении договора страхования в принципе.
Возможное недоверие населения к страховым компаниям вызвано, в том числе недостатком количества и качества информации о финансовом состоянии страховых организаций, а в ряде случаев потенциальные страхователи не знают о конкретных страховых продуктах, имеющихся на страховом рынке.
Для клиентов и акционеров можем быть важна информация, характеризующая особенности технологии оказания страховых услуг, а также корпоративною управления, в том числе о политике в области управления качеством. Нельзя сказать, что российские страховщики принципиально не хотят заниматься решением данных проблем, но далеко не все из них согласны раскрыть свои секреты. Лишь в последнее время появились страховые компании, прошедшие через процедуры проверки (сертификации) их деятельности на предмет соответствия мировым стандартам в области качества.
Информация, предоставляемая публике должна быть достоверной и конкретной , поэтому PR-специалисты в данной ситуации необходимы только для привлечения внимания к данной ситуации. Принято выделять внутреннюю службу для связи с инвесторами – IR (investor relation ). В их задачи входит широкий круг проблем , направленных в основном на создание качественного информационного портала между инвесторами и менеджментом компании. Соответственно, введение IR – службы, параллельно с повышением качества корпоративного управления , принесет ощутимую экономическую прибавку к общей стоимости компании, следует так же отметить, что при грамотно выстроенной системе IR проще будет пройти процедуру листинга на фондовых биржах.
В настоящее время заинтересованные страховые компании могут обратиться к опыту Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН), разработавшей собственные стандарты раскрытия информации, в соответствии с которыми наиболее целесообразно добиваться от страховых компаний прозрачности по следующим вопросам:
1) финансовое состояние компании и общая политика компании.
2) результаты финансовой деятельности.
3) риски и способы управления ими.
4) принципы подготовки информации,
5)принципы корпоративною управления и персональные данные о руководстве компании.
Понято, что получив данные перед заключением договора страхования, страхователь будет заинтересован в информации о возможных изменениях в структуре инвестиционного портфеля в конце периода возможного страхования и т. д., что предполагает регулярное обновление информации, а также раскрытие принципов инвестиционной политики страховщика. Кроме этого, страхователи должны иметь возможность познакомиться с данными в том числе по различным видам страхования, и с показателями перестраховочной зашиты. Важна открытость данных по размеру собственных средств страховой компании, уставного (складочного) капитала, ожидаемых выплат дивидендов акционерам, по правам на выкуп акций и т. д.
Результаты финансовой деятельности могут интересовать страхователей не в меньшей степени. Изучение рентабельности и динамики изменений этого показателя может позволить страхователю или потенциальному инвестору составить прогноз вероятных результатов финансовой деятельности, что весьма важно при долгосрочном страховании жизни. Важно, чтобы информации о финансовой деятельности в прошедших периодах дополнялась прогнозом влияния возможных рисков и стратегий по управлению ими, нужна декларации принципов инвестиционной политики компании, политики в области управления страховой компанией.
В итоге данные материалы должны помочь инвесторам, страхователям и иным участникам странного рынка сформировать представлении о потенциальной устойчивости и стабильности страховой компании и потенциале ее роста на основании данных о стратегии развития бизнеса страховой компании. На основании анализа данных по страховым выплатам страхователь должен иметь возможность составить представление о применяемых механизмах страховых выплат.
Стратегия управления рисками страховой компании должна быть ясна и понята, что говорит о необходимости для страховой компании придерживаться следующих рекомендованных МАСН принципов при публикации информации о собственных рисках;
должны быть доступны концепция и идеология управления рисками,
должна быть представлена основная информация о причинах возникновения рисков и их проявлениях.
страховая компания должна предоставить общественности информацию о применяемых ею способам управления рисками, и в том числе рисками, связанными с перестрахованием.
Не лишнем будет публикация информации о положении компании на рынке (коньюнктурная информация) и данных, характеризующих менеджмент страховой компании в том числе принципов корпоративного управления и персональных данных о руководстве компании. Помимо достаточно традиционно понимаемой в данном контексте публикации устава и учредительных документов важна открытость в отношении некоторых внутренних документов страховой компании, а также внятность в случае публикации ее целей и миссии, а также выбранной стратегии и бизнес-модели.
В целом информационная прозрачность страхового рынка пока остается на невысоком уровне по нескольким причинам:
Во-первых, для менеджмента открытость — эго «головная боль»: меньше свобода для маневра, больше финансовых и временных затрат. Главная причина информационной закрытости — узкое стратегическое видение.
Во-вторых, многие страховые компании не заинтересованы в информационной открытости ни и отношении уставного каптала (который может быть наполнен низколиквидными активами), ни в отношении существенных фактов деятельности . И тут надо заметить, что страховые компании, которые не пользуются рыночными механизмами для привлечения клиентов и обслуживают только интересы своих акционеров, слабо мотивированы к информационной открытости.
В-третьих, не способствует увеличению информационной прозрачности и отсутствие жестких законодательных требований к раскрытию информации. Так, в соответствии е Федеральным законом Об организации страхового дела в РФ" компании обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, это требование легко обойти, разметив отчетность в малоизвестном месте, а более серьезных требований к раскрытию информации регулирующие органы пока не выдвигают.
В-четвертых, сказывается и невысокий уровень спроса на информацию о деятельности страховщиков со стороны страхователей, особенно физических лиц. Российская страховая культура пока не развита до такого уровня, чтобы страхователь, прежде чем выбрать компанию, внимательно изучал финансовую отчетность страховщиков и ситуацию на рынке. До сих пор в России в первую очередь думают о цене и только во вторую о качестве страховой защиты. В средствах массовой информации появляются сообщения о намерении ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО ; Ингосстрах», ОАО «РОСНО» предложить свои акции к публичному размещению.
Информация о работе Оценка информационной прозрачности страховых фирм