Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:11, дипломная работа
Целью работы является изучение теоретических и практических основ функционирования страховых компаний, а также определение роли страховых компаний с системе международных отношений.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
1. выделить теоретические аспекты функционирования страховых компаний.
2. комплексно оценить финансовую деятельность страховых компаний.
3. выявить перспективы и направления развития страховых компаний.
Введение
Раздел I. Финансирование основной деятельности страховых компаний
Доходы страховой компании………………………………………..…3
Расходы страховой компании………………………………………....16
Формирование прибыли страховой компании…………………….....21
Налогообложение страховой компании…………………………..…..27
Раздел II. Анализ деятельности страховых компаний в Украине.
Организационно-правовая структура страхового
рынка …………………………………………………………………..……....38
2.2 Динамика объёма поступлений и роста валовых и чистых страхових премий…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..46
2.3 Анализ и оценка перестрахования…………………………….………....51
Раздел III. Направления развития и совершенствования страхования в Украине.
Международный опыт деятельности страховых компаний……………………………………………………………….55
Проблемы и перспективы страхового
рынка Украины……………………………………………………………..…61
Заключение…………………………………………………………………....73
Список используемых источников…………………………………………..75
. усовершенствование механизма формирования страховых резервов, системы размещение страховых резервов;
. расширение
рынка перестраховки,
. законодательного урегулирования вопросов защиты сбережений граждан по долгосрочным страхованием жизни, здоровья и пенсионным страхованием.
Трудно поверить, что подготовка к вступлению Украины во всемирную
торговыую организацию (ВТО) так кардинально отразится на страховании. Но факт остается фактом: 14 сентября Кабмин утвердил Программу развития отечественного страхового рынка на 1998-2000 годы. Этот документ предусматривает не только повышение финансовых требований к страховым компаниям, но и сроки, а также механизмы открытия страхового рынка для иностранного капитала.
Уставный фонд. В Программе названы точные сроки увеличения
страховщиками уставных фондов:
* с 1 июля 2000 года - до ECU500 тыс.;
* с 1 января 2003 года - до ECU1 млн.
По
оценкам экспертов, это
добрая часть его операторов вынуждена будет отойти от страхования. Из 230 компаний, которые сейчас имеют лицензию на страховую деятельность, в лучшем случае останутся 80-100 страховщиков. Впрочем, такое “наращивание мускулов” для страховых компаний не в новинку. Полтора года назад им пришлось увеличивать “уставник” до ECU100 тыс. При этом их численность сократилась в два раза.
Инвестиции. Особенность нынешних перетурбаций в том, что от
страховщиков не только требуют, им, наконец-то, что-то разрешают.
Отличительная черта страховой отрасли среди других финансовых секторов - страховые резервы, денежные резервуары, которые компании накапливают из года в год для выплаты своим клиентам. Согласно Программе, их высочайше дозволено инвестировать “в высокорентабельные проекты с учетом их приоритетности по направлениям, определенным Кабинетом Министров Украины”.
Нужно сказать, что в свете последних потрясений - это весьма
своевременное решение. Раньше страховые компании могли вкладывать временно свободные средства только в банковские депозиты, ОВГЗ и приобретать акции.
Теперь сфера применения свободных “страховых денег” весьма расширена и, по сути, может охватывать все отрасли, где государство будет испытывать потребность во внутренних инвестициях.
Самоорганизация. Документ предполагает создание страховщиками
объединений, из которых половина уже создана: Моторное, Морское и
Авиационное бюро. Очевидно, в ближайшее время будут образованы Ядерное бюро, медицинский пул и “Эксимстрах”.
Новые формы. Повышению платежеспособности страховщиков должно
способствовать и требование Программы по созданию отраслевых обществ взаимного страхования, на случай, когда предприятия становятся сами себе страховщиками. Предполагается также создать Единый фонд страховых гарантий.
Инфраструктура. В документе большое внимание уделяется развитию
инфраструктуры страхового рынка; созданию перестраховочных компаний, института аварийных комиссаров, функционированию страховых брокеров.
Неудивительно. При том естественном количественном отборе и укрупнении, который страховщикам придется пережить в ближайшие год-два, многие их функции должны будут взять на себя более мелкие и мобильные структуры, “обслуживающий персонал” страховой отрасли.
Самым
любопытным требованием
Иностранные брокеры сегодня присутствуют на нашем рынке незримо, но весьма ощутимо. По сути, они уже давно занимаются страховой деятельностью в Украине и платят агентскую комиссию нашим страховщикам, которые якобы осуществляют прямое страхование. Когда есть возможность самим выйти на клиента, они обходятся без наших компаний, и те не получают ничего. При этом и законодательство, которое сегодня запрещает действие иностранного страховщика на территории Украины, ничуть не страдает. Договор просто оформляется не на территории Украины.
Виды страхования. Согласно программе, в 1998-1999 годах будут
разработаны законы Украины, вводящие новые общеобязательные государственные виды страхования:
* социальное
страхование на случай
* пенсионное страхование;
* социальное медицинское страхование.
Как известно, единственной компанией, осуществляющей в Украине
государственное страхование, является НАСК “Оранта”. Но вряд ли она одна “потянет” такой груз. Вполне возможно, что под эти виды рисков будут создаваться новые специализированные компании либо привлекаться уже существующие, наиболее достойные страховщики.
Предполагается также создать систему медицинского страхования
“Ассистанс - Украина”. В Укрстрахнадзор уже поступили предложения по
созданию СП от несколько всемирно известных компаний, специализирующихся на услугах assistance.
Пункт 5 Программы обязывает “пересмотреть существоующие виды
обязательного страхования, учитывая необходимость обеспечения
обязательности страхования для страховщиков и страхователей”. Очевидно будет изменен перечень обязательных видов страхования и введены нове рычаги контроля за обязательностью платежей и выплат.
Программа
содержит массу других
Остается лишь добавить, что Укрстрахнадзор 15 сентября и 15 июля
каждого года должен информировать Кабинет Министров о результатах реализации этой Программы.
Сейчас страховой рынок Украины стоит на пороге больших изменений и
требует пристального внимания государственных ведомств для разрешения многих проблем.
На
основе вышеизложенного
По моему мнению, уже сегодня можно решить следующие проблемы:
* Необходима отмена 15% налога на перестраховочные премии, уходящие за рубеж. Этим побором нарушаются соглашения об избежании двойного налогообложения, подрывается имидж Украины. Многими этот налог расценивается как мера по расчистке страхового рынка для прихода болем сильного западного конкурента.
* Проблема связанности отечественного страхового рынка с нестраховым бизнесом (О чем можно судить даже по названиям украинских страхових компаний). На рынке можно выделить только две компании, которые абсолютно независимы: НАСК “Оранта” и УАСК “АСКА”. За всеми остальными крупними компаниями стоят отрасли, министерства, ведомства, финансово-промышленные группы. По мнению Укрстрахнадзора, этот вопрос может быть отрегулирован законодательно. Проблемы недобросовестной конкуренции уже решаются путем создания авиационного, морского, ядерного бюро.
* Страхование жизни должно развиваться как можно быстрее, что выполнимо только при наличии большого начального капитала, поскольку окупать оно себя начинает минимум через три года, а создание агентской сети, мощное продвижение незнакомых нашему населению продуктов на рынок требу ют колоссальных затрат уже сейчас. К тому же, налогообложение страховщиков не позволяет им активно развивать страхование жизни. Сегодня пассивные доходы страхователя не относятся на затраты страховщика, а берутся из его прибыли.
Таким образом, страховые компании, получив инвестиционный доход, облагают его налогом и только потом выполняют свои обязательства по накопительному страхованию, что ставит их в неравное положение с банками и инвестиционными фондами. Кроме того, инвестиционные возможности страховщиков очень ограничены. Ни банковские депозиты, ни недвижимость, ни ОВГЗ не когут гарантировать необходимые доходность, надежность и ликвидность. Очевидно, выходом могли бы стать государственные ценные бумаги, эмитированные специально для страховщиков.
* Вступление Украины в международную систему “Зеленая карта” дает
возможность нашим страховщикам продавать собственные полисы международного образца. Однако до сих пор не введена система контроля за наличием полисов ни со стороны ГАИ, ни, тем более, со стороны таможни. А это в свою очередь, не позволяет страховщикам полностью охватить рынок, сделать процедуру страхования массовой и привычной.
Будем надеяться, что эти и многие другие проблемы будут решены при
осуществлении Программы развития страхового рынка в ближайшем будущем.
Заключение
Заинтересованность людей в страховой защите — это основа существования страховых компаний, которые предлагают разнообразные виды страховых услуг и выступают на рынке их продавцами, имея на цели получения прибыли. Если нет заинтересованности со стороны страхователей в приобретении страховых услуг, страховщик не в возможности существовать. Ведь только при условии реализации своего специфического товара компания создает страховые резервы, осуществляет инвестирование, накапливает доходы. Таким образом, страхователю в отношениях со страховщиком принадлежит решающая роль.
Платежеспособность - важнейший показатель надежности страховой компании, ее финансовой устойчивости и, следовательно, главный показатель привлекательности компании для потенциальных клиентов. При составлении рейтинга страховых компаний показатель платежеспособности ставится на первое место среди других критериев надежности.
Подытоживая краткий анализ современного состояния украинского страхового рынка можно сделать следующие выводы:
Как следует из данного обзора, проблема недостаточности капитала отечественных страховщиков не может быть решена в ближайшее время собственными средствами. Недавний кризис на финансовых рынках мира и Украины, в частности, не позволяет крупным коммерческим и банковским структурам активно включится в процесс укрупнения страхового капитала.
Выход может быть найден в более широком привлечении иностранного капитала для обслуживания потребностей украинской экономики в страховых услугах. Присутствие иностранных страховщиков на украинском рынке может выражаться в нескольких формах:
Страхование в зарубежных странах представляет собой часть международного страхового рынка. Оно является важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8-12% валового национального продукта. Аккумулируемые через страхование денежные средства служит источником крупных инвестиций. Финансовые потоки страховых компаний в значительной мере ориентированы на обслуживание государственного внутреннего долга. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний.
Список использованных источников
Информация о работе Финансовая деятельность страховых компнаий