Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:51, курсовая работа
Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образования совокупности системных принципов технического развития, формирования системы разнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов повышения работоспособности человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д..
Введение. 3
« Теория и основные направления инновационного управления 5
предприятием » 5
1.1. Развитие представлений об инновационных процессах. 5
1.2. Основные подходы в изучении инновации. 7
1.3. Типологии инновационных решений. 12
« Общие принципы и подходы в принятии и реализации инновационных решений » 15
2.1. Важнейшие характеристики инновации. 15
2.2. Источники инноваций. 20
2.3. Сопротивление нововведениям. 22
Заключение. 27
БИБЛИОГРАФИЯ: 29
Разработки и конкретизация данной модели описывают инновацию как двухэтапный процесс, состоящий из этапа инициирования и этапа внедрения инновации. Этап инициирования состоит из трех фаз: 1) заинтересованность в дополнительных знаниях; 2) формирование инновационных установок; 3) принятие решения. Этап внедрения состоит из двух фаз: 1) первичного внедрения (связана с испытанием новшества на локальном участке); 2) реализации инновации (фаза имеет циклический характер, связанный с возникновением новых явлений в процессах перцепции индивидов и различных проблем в управлении нововведениями, после решения которых обратная связь корректирует ход дальнейших действий). Последняя является в предлагаемой модели наименее изученной в силу ее достаточно абстрактного определения и отсутствия единства в ее понимании.
Подстадия
формирования установок к принятию инновации
связана с решением вопросов открытости
по отношению к проблемам организационного
развития, что выражается в готовности
членов организации рассмотреть инновацию,
точно идентифицировать свои чувства
по шкале "скепсис - оптимизм" и обрести
уверенность в том, что инновация улучшит
качество функционирования органияяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
Другие варианты данного подхода рассматривают инновацию как идею. практический опыт, артефакт, который был открыт или рассматривается как новый независимо от качества его восприятия индивидами. В данном понимании инновации акцент смещается на происходящие процессы - включая изобретение и внедрение инновации. Любая идея, образец поведения или артефакт - объект, который является новым в силу качественных отличий от уже существующих форм, преобразует структуру организации реальности. Мнение экспертов связано с представлением о том, что значительный круг инноваций имеет прежде всего форму идеи или же констелляции идей и по своей природе должен оставаться только ментальной конструкцией, в то время как другие виды инновации могут получить осязаемое "вещное" воплощение - в виде некой материальной структуры, определенной интеллектуальной или эстетической концепции, либо определенной формы взаимосвязи индивидов. С этим вариантом исследований связано изучение Дж. Гроссманом (1970) инструментальных и принципиальных инноваций. Принципиальные инновации представляют собой "ценность в себе", тогда как инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций.8 В ходе разработки и реализации программ организационного развития инструментальная инновация является частью продуманной интервенции в организацию. В этом плане решающим критерием для принятия решения о проведении преобразований является знание о том, что данные нововведения в организации и среде могут повлечь за собой другие нововведения.
В
индивидуально-ориентированном подходе
описывается процесс, посредством которого
некий новый социокультурный объект (новшество)
становится частью набора образцов поведения
индивидов и одной из составляющих их
когнитивной сферы. Данные явления исследователи
(Н. Лин, Дж. Залтмен, Т. Робертсон, У. Белл,
Р. Крейн, Дж.Л. Уол-кер, К. Найт, Н. Гросс,
Дж.Б. Джиакуинта, М. Бернстайн. Р.Дж. Лэвидж,
Дж.Э. Штайнер, Э.М. Роджерс, Дж. Клонглен
и др.) связали с процессами интернализации.
Инновация рассматривается как изобретательская
деятельность, когда особым образом пересекаются
две ранее не связанные между собой системы
- индивид и инновация. Типичная модель
инновационного процесса состоит из трех
стадий (процесс принятия решения являяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
II. Принятие решения: 1) выработка альтернатив: 2) прогнозирование следствий каждой альтернативы: 3) уточнение критериев отбора альтернативы: 4) выбор альтернативы, в наибольшей степени удовлетворяющей минимальным стандартам эффективности, среди других альтернатив;
Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различные стадии инициирования процесса принятия решений. В фазе решения оценивается информация о потенциале инновации. Решающее значение обретает качество каналов передачи информации. Выделяют:
1) административные (authority) решения (члены организации не влияют на процесс принятия решений) и
2) коллективные (партисипативные) решения (члены организации определяют процесс принятия решений). Административное решение принимается индивидом/небольшой группой индивидов (доминантной коалицией), коллективное решение - всеми/ большинством членов организации-реципиента нововведений. Стимулом к инновации может служить реакция агента принятия решения на свое актуально или потенциально неудовлетворительное состояние. Считается, что решения первого типа эффективнее, поскольку сокращают масштабы сопротивления нововведениям, и увеличивается поток новых предложений об улучшении качества нововведений (Л. Коч и Дж. Р.П. Френч, Джей Ар, 1948; А. Мэрроу, Д. Бауэре и С. Сишор, 1967; Г. Уатсон, 1971).9
В этом случае значительно возрастает способность организации в области сбора и обработки валидной информации. Партисипативный тип принятия решений обеспечивает реализацию инновации, если члены организации чувствуют, что будут вознаграждены за свои усилия. Коллективным считают такое решение, когда индивиды социальной системы-реципиинта нововведений принимают или отвергают инновацию через консенсус и где все должны согласиться с решением системы во имя стабильности группы. Решение в группе принимается по правилам большинства. Меньшинство, чувствуя обиду от проигрыша, переходит в оппозицию .
Состояние агента принятия решения Марч и Саймон классифицируют следующим образом: 1) уверенность (функция обладания полной информацией о следствиях принятия решения); 2) риск (функция обладания информацией о вероятном распределении последствий выбора той или иной альтернативы): 3) неопределенность (функция невозможности определения вероятности наступления того или иного следствия решения или сложность в установлении приблизительной вероятности). Исследователи отмечают, что инновация -это процесс превращения неопределенности в риск. Риск и неопределенность являются функцией восприятия индивидом инновации в контексте сложившейся социальной ситуации. Выделяют два типа рисков: а) политические (функция действия факторов институционального уровня макросистемы и прогнозируемого субъектом состояния релевантной социальной системы в долгосрочной перспективе); б) ситуативные (связанные с действием случайных факторов, большинство которых не поддается контролю). Действие факторов динамической окружающей среды, конституирующих феномены риска и неопределенности, заметным образом может влиять на процесс диффузии инновации и его конечные результаты. В связи с этим исследователи настаивают на том, что вопрос - в совершенствовании методов определения результатов инновационных процессов. Самой высокой степенью риска характеризуются нововведения, связанные с новыми областями знаний. Неопределенность может быть онтологической ("в чем новизна данного объекта?"), технической ("можно ли это произвести?") и маркетинговой ("можно ли будет продать это новшество?") Неопределенность порождает борьбу интересов социальных групп, а любой процесс социальных нововведений - явление политическое. Вот почему фаза инициирования социальных нововведений и инновационного процесса часто связана с феноменами соцнильного конфликта и коллективного торга .
В
данном контексте чрезвычайно существенной
представляется характеристика радикальности
- рутинности инновации: чем больше риска
и новизны несут предлагаемые преобразования,
тем выше степень их радикальности. Эмпирические
ситуации содержат как радикальные, так
и рутинные элементы. Радикальность может
быть выражена в терминах существующих
альтернатив: чем больше инновация отличается
от существующих альтернатив, тем выше
уровень ее радикаляяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
При анализе типов инновации часто используются понятия "вариации" и "реориентации". Новый товар или услуга - это вариация, поскольку их элементы, как правило, подобны ранее существовавшим товарам или услугам организации, хотя в них есть улучшения и модификации (это результат преемственности технологических и культурных аспектов организации в темпоральном измерении). Реориентация включает фундаментальные нововведения, в рамках которых какой-либо товарно-технологический комплекс может быть полностью элиминирован. Только реориентация может иметь значительное влияние на установленные образцы поведения. Реориентация бывает трех видов: 1) систематическая, 2) идиосинкретическая, 3) маргинальная.. Первый вид представляет собой легитимную часть процесса организационного развития и является фазой долгосрочной ориентации на нововведения. Второй не является результатом постоянно происходящего комплекса событий - это ответная реакция одного из обладателей власти, который способен инициировать нововведения при отсутствии яяяласия в организации. Маргинальная реориентация состоит из относительно небольших проектов, касающихся сторонних областей знания, компетенции в организации и незначительно изменяющих цели и структуру организации; их проще легитимировать. Серия маргинальных реориентаций приводит к кумулятивным нововведениям и значительному преобразованию систем (эмерджентной революции в морфологии организации) .
Основной
особенностью моделей этих исследователей
яяяяяясяятяя яяояяяяяяяясяяаяя яяняяаяяюяяеяязяяяяяяяяпяяяяяс
2.
Важнейшая характеристика инновации заключается в том, что она не является по отношению к социальному субъекту неким внешним объектом, а представляет собой восприятие индивида или социальной системы, устанавливающих наличие новизны. Практика может быть инновационной не для всех индивидов и социальных систем.
Организационнное восприятие соотносится с явлением символической адаптации и представляет собой функцию перцептивных процессов индивидов и одновременно функцию восприятия других релевантных организаций. Символическая адаптация связана с ситуацией, когда одна организация (реципиент нововведений) идентифицирует себя с другой организацией, подвергшейся подобным нововведениям. Перцепция зависит от физического состояния индивидов, контекста сложившейся ситуации, в которой находится организация.
Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматривающийся объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения - потери социальных преимуществ. Этот феномен получил название инновационного восприятия. Инновационное восприятие может развиваться у индивида в процессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий. Инновационную возможность можно определить как особое представление субъекта, связанное с переживанием благоприятно складывающейся для него ситуации и субъективной оценкой вероятности нововведения своих социальных параметров в лучшую сторону. Благоприятные инновационные возможности формируются в контексте анализа конкретной социальной ситуации, которая не поддается четкому прогнозированию.
С точки зрения социальной структуры, преобразование инновационной возможности в социальное действие связано с явлениями социальной мобильности - с реализацией актуальной или потенциальной способности агента инновации занять новую нишу в социальной иерархии благодаря появлению особой, стимулирующей активность, ситуации. Следствием инновации может стать как появление ряда новых, так и эрозия ряда ранее существовавших статусных позиций социальной структуры.
Информация о работе Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием