Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:51, курсовая работа
Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образования совокупности системных принципов технического развития, формирования системы разнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов повышения работоспособности человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д..
Введение. 3
« Теория и основные направления инновационного управления 5
предприятием » 5
1.1. Развитие представлений об инновационных процессах. 5
1.2. Основные подходы в изучении инновации. 7
1.3. Типологии инновационных решений. 12
« Общие принципы и подходы в принятии и реализации инновационных решений » 15
2.1. Важнейшие характеристики инновации. 15
2.2. Источники инноваций. 20
2.3. Сопротивление нововведениям. 22
Заключение. 27
БИБЛИОГРАФИЯ: 29
Перцепция является ключевым процессом, определяющим интерпретацию инновации. Перцепция выступает в качестве посредника в связях агента нововведений и потенциального реципиента. Агент описывает реципиенту инновацию как комплекс особых признаков объекта, воспринимаемых в качестве нового. Реципиент принимает информацию в виде абстрактной концепции. Через процесс декодирования осуществляется содержательнаяяяняяряяеяяяяя яявяявяяеяяяяяРяяультаты интерпретации могут соответствовать или не соответствовать значению информации, переданной агентом нововведения. С перцептивными процессами тесно связана сочетаемость (совместимость) инновации, описывающая вероятность дополнения, усложнения или замещения уже существующего объекта новыми структурами. Символическая совместимость описывает то, что видит в инновации ее потенциальный пользователь. Функциональная совместимость описывает требования, предъявляемые потенциальному пользователю инновации для эффективного ее потребления. Чем сложнее операционный аспект инновации, тем медленнее будет осуществляться ее внедрение. Комплексность инновации заключается в том, что она может содержать сложные идеи, или же ее реализация может быть сложной .
В
зависимости от результатов интерпретации
может возникнуть побуждение к инновации
- процесс, происходящий в яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
Плодотворность процесса принятия решения часто обусловлена наличием обдуманных планов и стратегий, вырабатываемых другими агентами нововведений, определяется личностью, ее созидательными способностями и базовыми потребностями. Конкретизация этих положений позволяет сделать вывод о том, что инновация - это любая декларированная идея или система идей о том, как должна быть изменено поведение индивидов с тем, чтобы решить существующие в организации проблемы или улучшить качество ее функционирования. По мнению специалистов, цель нововведения заключается в стремлении к овладению механизмами соединения трудовой деятельности индивида с требованиями новых организационных технологий.
При определении инновации учитываются образцы потребительского поведения. Этот подход лежит в основе типологии, в соответствии с которой существуют: 1) вялотекущая (continuous) инновация (имеет минимальное воздействие на образцы поведения); 2) динамично развивающаяся инновация (новые и традиционные формы поведения содержатся в личностной структуре индивидов в равной мере): 3) скоротечная инновация (быстро утверждает новые образцы поведения). Потребительская ценность инновации заключается в том, что она формирует значительный объем ранее несуществовавших объектов и действий (или критических атрибутов, расширяющих альтернативное поведение индивидов), что характеризуется понятием ожидаемого относительного преимущества инновации. Быстрее всего внедряются инновации, обладающие значительным количеством наглядных преимуществ. Преимущества новшества показываются потенциальным потребителям в ходе его демонстрации. Выделяют два типа демонстрации: демонстрация использования (методическая демонстрация) - показ процесса эксплуатации инновации и демонстрация результата - показ благ, приобретенных в результате использования инновации .
У нововведений есть определенные источники, принципы успешной реализации и методы оценки эффективности. Выделяют семь основных источников инновационных идей (проранжированы П. Дракером в порядке убывания по критериям надежности и предсказуемости): 1) неожиданное событие (инновации, явяющиеся следствием неожиданных событий, наименее рискованны и требуют наименьших усилий. Неожиданная удача недооценивается по причине несовершенства отчетно-информационной системы и ограниченности кругозора руководителей организаций). 2) неконгруэнтнисть (несоответствие между имеющейся реальностью и нашими представлениями о ней (о том, какой она должна быть), 3) потребность процесса (наличие у него слабостей и недостатков), 4) внезапные нововведения в структуре отрасли или рынки, 5) демографические нововведения, 6) нововведения в восприятиях, настроениях и ценностных установках, 7) новые знания. Предложенная классификация источников инновации должна стать основой целенаправленной деятельности предпринимателей, хотя границы между этими источниками инновационных идей размыты и пересекаются.
Неожиданные
- как благоприятные, так и неблагоприятные
- события должны отслеживаться и анализироваться
в информационной системе организации.
Эффективность внеяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
Отдача инвестиций рассматривается как возможность отсрочки возвращения финансовых (прежде всего) и иных материальных ресурсов. Отсрочка возвращения зависит от типа культуры, в которой происходит инновационный процесс, а в контексте культуры -от класса (социальной страты), образования, уровня дохода, мотивации на достижения и степени космополитизма индивидов, вовлеченных в инновационный процесс . Чем современнее общество по критерию технологического потенциала, тем дольше может ожидаться возврат ресурсов. Противниками нововведений с большей степенью вероятности могут быть индивиды, обладающие низкими социальными статусами - в силу невозможности получить немедленную отдачу от участия в процессе .
Несоответствие качества процесса предъявляемым к нему требованиям называется несовершенством процесса. Термин ввел Э. Даунс в 1966 г. С установления этого факта начинается поиск альтернатив действия. Критерием оценки качества процесса служит экономическая эффективность, выражающаяся в успехе на рынке - удовлетворенности потребителей. Несоответствие процесса порождается: 1) неверными ожиданиями агента принятия решения; 2) появлением иных критериев удовлетворенности; 3) технологическими нововведениями; 4) нововведениями в распределении власти между индивиуами и группами; 5) нововведениями рыночной конъюнктуры: 6) нововведениями технологии в макросреде; 7) нововведениями статуса организации в иерархии власти в контексте окружающей среды .
Социальное
изменение создает ситуацию несовершенства
(отставания) процесса деятельности, который
является противоречием между яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя
Нововведения в отраслевой структуре также являются источником инноваций. С точки зрения отраслевой структуры экономики, необходимость в осуществлении постоянных нововведений связана с потребностью стать лидером или же сохранить достигнутый субъектом успех на том или ином рынке. Показателями приближающихся нововведений могут быть: 1) быстрый рост отрасли; 2) консервация представлений имеющихся лидеров о рынке; 3) сближение технологий конкурентов .
Влияющим на формирование инноваций фактором выступают демографические нововведения. Анализ демографических нововведений начинается с оценки данных о составе населения. Важнейшими аспектами демографических явлений представляются половозрастное распределение и профессиональная сегментация.
Основная проблема управления преобразованиями, чрезвычайно сильно взаимосвязанная с факторами организационной культуры, заключается в возникновении феномена сопротивления нововведениям, агентом которого становится определенная социальная группа (ведь принятие инновации - результат группового решения, т.е. функция коллективного действия, выражающаяся в формировании группового консенсуса в отношении предлагаемого новшества). Причины неприятия нововведений кроются в сфере сознания индивидов, вовлеченных в процесс нововведений, а состояние сознания и, следовательно, решение о качестве предпринимаемых субъектом действий, является функцией объективного положения индивида в организации. Сопротивление нововведениям может быть результатом как влияния ситуативных установок, так и действия культурных, социальных и коммуникационных переменных .
Под сопротивлением нововведениям понимается любое поведение члена организации, направленное на срыв и дискредитацию осуществляемых преобразований. Нововведение дифференцирует структуру реципиента нововведений и формирует две подсистемы - потенциального сторонника и агента сопротивления новшеству. Данный феномен является прямым следствием фактора неопределенности, заключающегося в новшестве и воспринимаемого определенной частью индивидов как угрозу их стабильному положению в рамках существующей социальной системы. В качестве источника сопротивления часто выступают иллюзии индивида относительно собственной важности, а сопротивление нововведениям обратно пропорционально желанию индивида приобрести новый опыт и получить новое вознаграждение .
В этом плане чрезвычайно велика методологическая ценность исследований, инициированных К. Левиным, Характерным результатом стало появление понятия о силовом поле, складывающемся в организационной динамике в период интенсивных структурных преобразований. Структурное преобразование, цель которого - повышение эффективности функционирования системы, понимается как эволюционный процесс, состоящий из трех основных стадий: 1) "размораживания" (институционализация сомнения в эффективности существующих культурных стереотипов); 2) нововведения (овладение новой информацией, знаниями); 3) "замораживания" (интеграция знаний в образец деятельности, рутинизация навыков, переход на более эффективный уровень функционирования системы). Организация представлена здесь в виде некоего социального пространства, состояние которого в темпоральной перспективе зависит от баланса сил, ограничивающих и поддерживающих векторы возникающих нововведений. Для организационной структуры свойственны как фазы преобразований, так и фазы относительного равновесия взаимодействующих сил. Причины равновесия кроются в инерции индивидов и составляемых ими социальных систем. Структурное преобразование обеспечивается последовательностью действий системы управления: 1) формированием новых сил, поддерживающих нововведения; 2) постепенной трансформацией ограничивающих сил; 3) усилением мощности поддерживающих сил; 4) снижением мощности ограничивающих сил; 5) окончательным преобразованием ограничивающих сил в силы поддержки нововведений. Подчеркиваются социокультурные аспекты данных процессов: агент нововведений обеспечивает инновационный процесс постепенными нововведениями в области культурных норм - ценностей, принципов, ожиданий и установок, разделяемых членами организации .
По мнению исследователей, структура процесса принятия решения содержит потенциальную возможность сопротивления нововведениям, на организационном уровне является функцией индивидуальных процессов принятия решения. Процесс начинается с восприятия индивидом нужды, потребности и инновации. В данном случае временные аспекты процесса не имеют значения. В целом исследование этих процессов достаточно проблематично, поскольку на их результатах постоянно сказываются установки исследователей.
Прохождение реципиентом различных фаз адаптации меняет установки и поведение. Индивиды согласны с инновацией, когда: 1) ситуация релевантна их опыту (биографии); 2) они компетентны; 3) они обладают властью для реализации инновации. Сторонники, появившиеся на самых ранних этапах жизненного цикла нововведения, как правило, знакомы с предметом инновационного процесса.14
С точки зрения мотивационных аспектов, любая удобная форма поведения (привычка) и поведение, эффективно решающее данную проблему с первого раза, выступают в качестве фактора, формирующего сопротивление нововведениям. Действующие установки сами по себе являются фактором сопротивления, который определяет консервативный характер поведения. На стадии установки включаются три компонента - когнитивный, аффективный и поведенческий. Убеждения развиваются у индивида в результате получения информации в процессе социальных интеракций, чтения рекламных материалов, аналитических обзоров и т.д. Такие убеждения называются периферийными (вторичными). Они могут измениться, если подкрепляющий их авторитет изменяет свою статусно-ролевую позицию. Аффективный компонент на этой стадии выражен незначительно и четко проявляется на стадии активных действий (поведения).
Стадия легитимации - это период, когда индивид ищет поддержку действию, на которое решается. Приемлемость действия, имеющая первичное значение, достигается наблюдением за поведением других людей и поиском одобрения со стороны своей референтной группы. Важная составляющая процесса обретения легитимности - интеракция, недостаточность которой служит источником сопротивления. Последнее тесно связано с феноменом зависимости, когда индивид не может обойтись без поддержки других людей - как это было в детстве в его отношениях с родителями. Природа инновации и ситуация могут не позволять индивиду испытать инновацию в буквальном смысле слова - тогда мы сталкиваемся с явлением заменяющей инновации. Инновационный опыт индивида, не доверяющего своим способностям, имманентно содержит в себе отрицание нововведения .
Информация о работе Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием