Инновационные процессы на предприятии. Основы НИОКР

Автор: m*********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 00:06, курс лекций

Описание работы

Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке. (или технологического процесса).
Цель НИОКР: создание новых товаров, услуг, которые впоследствии будут базой производительной деятельности инновационного предприятия в перспективе.

Содержание

1.Понятие и виды инноваций.
2.Жизненный цикл инноваций.
3.Предмет дисциплины и её роль в подготовке менеджера.

1.Цель, задачи и этапы НИОКР.
2.Содержание и виды НИР (научно-исследовательских работ).
3.Прогнозирование обеспечения инноваций.
4.Методы экспертных оценок в организации НИОКР.
5.Государственное регулирование и финансирование ИП.

Работа содержит 1 файл

Инновационные процессы.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Тема 1. Понятие «инновации». Предмет дисциплины.

  1. Понятие и виды инноваций.
  2. Жизненный цикл инноваций.
  3. Предмет дисциплины и её роль в подготовке менеджера.

    1. Инновация (лат. «обновление») как понятие относится к широкому кругу нововведений в разных сферах производства и обращения товаров:

    - новые продукты, услуги;

    - новые способы  их производства;

    - новшества  в организационной, финансовой, сервисной  сферах;

    - любые усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат  или создающие условия для  такой экономии.

    Важнейший признак инвестиции в рыночных условиях – улучшение приобретенных свойств нового товара в целях обеспечения и поддержания на высоком уровне конкурентоспособности предприятия.

    Инновационная деятельность

     

    - научные  мероприятия

    - технические  и технологические мероприятия

    - организационные  мероприятия

    - финансовые  мероприятия

    - коммерческие  мероприятия

    Создание и распределение инноваций

     

    Новые продукты(услуги)

    Новое сырье и материалы

    Новые методы

    Новые технологии 

    Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке. (или технологического процесса)

    Инновация считается  осуществленной, если инновационный  продукт освоен в производственном процессе и внедрен на рынок.

    Формирование  новейшего технологического, технического, научного и управленческого уклада (т. е. инновационная деятельность)

    Конкурентоспособность предприятия

    Наращивание экспортного потенциала 

    Подъём белорусской  экономики

    Экономическая безопасность государства 

    Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций.

    Инновация (нововведение) – создаваемые (осваиваемые) новые  или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологии, товаров и услуг на рынок.

    Нововведение  – прогрессивное новшество, задействованное  в динамике, которое является новым в организационной системе.

    Инновация рассматривается  как развивающийся, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, способствующий развитию и повышению эффективности.

    Наибольший  вклад в развитие теории инновации  внёс австралийский экономист Й. Шумпетор. Он заложил основы такой науки, как инноватика. Инноватика – область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распределение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений.

    Классификация инноваций

  1. по уровню новизны:

    -  радикальные  (создающие новые потребности);

    -  модифицирующие (решения, несущие существенные  изменения основных целей, они  не изменяют принципов, но совершенствуют показатели пионерских моделей);

    - псевдоинновации  (решения, несущие незначительные  изменения основных инноваций).

    2) в области управления:

    - продукции;

    - процессов;

    - рабочей силы;

    - управленческой  деятельности.

    (Наиболее  распространенными и важными  являются продуктовые инновации)

    3) с точки  зрения интенсивности:

    - массовые;

    - равномерные;

    - слабые.

    4) по степени  использования научных знаний:

    - основанные  на фундаментальных научных знаниях;

    - основанные  на научных исследованиях с  ограниченной областью применения;

    - основанные  на существующих научных знаниях;

    - основанные  на комбинации различных типов  знаний;

    - основанные  на использовании одного продукта  в различных отраслях;

    - основанные  на побочных результатах крупных  программ;

    - основанные на уже известной технологии.

    5) по масштабам:

    - крупнейшие;

    - крупные;

    - средние;

    - мелкие.

    6) по отношению  к предыдущему состоянию процесса (системы):

    - заменяющие;

    - отменяющие;

    - скрывающие;

    - ретроинновации (основанные на тенденциях предыдущих  инноваций).

    7) по структурной характеристике:

    - на входе  в предприятие;

    - на выходе  из предприятия;

    - инновация  структуры предприятия как системы.

    8) по способу  внедрения:

    - экспериментальные;

    - прямые.

    9) по назначению  – направленные на:

    - эффективность  реализации;

    - эффективность производства;

    - улучшение  условий труда;

    - повышение  количества продукции.

    10) по результативности:

    - высокая;

    - средняя;

    - низкая.

    11) по эффективности:

    - экономические;

    - экологические  (экологический эффект);

    - социальные;

    - интегральные.

    12) по целевому измерению:

    - технологические;

    - производственные;

    - торговые;

    - экономические;

    - в области  управления;

    - социальные.

    13) по уровню  управления:

    - народнохозяйственные;

    - отраслевые;

    - территориальные;

    - первичного  звена управления.

    14) по сферам  применения:

    - трансконтинентальные;

    - транснациональные;

    - региональные.

    15) по срокам  выполнения:

    - 20 и более  лет;

    - 15-20 лет;

    - 5-10 лет;

    - до 5 лет.

    16) по источнику  планирования:

    - центральные;

    - локальные;

    - спонтанные.

    17) в зависимости  от рыночной ситуации и выбранной стратегии:

    - реактивные (обеспечивают конкурентоспособность  фирмы на рынке, сохраняют сегменты  рынка, но не организуют добавочные  преимущества);

    - стратегические (даёт добавочные конкурентные  преимущества фирм в будущем;  направлены на создание исключительно новых потребностей);

    - базисные (оригинальные решения, в результате которых создаются новые отрасли на основе научных открытий) направлены на освоение новых поколений техники на принципиально новых технологиях. Они имеют мировую новизну.

    Инновации должны:

    - обладать  новизной;

    - удовлетворять  рыночному спросу;

    - приносить  прибыль производителю;

    - побуждать  к формированию новых запросов.

    Свойства инноваций:

    - научно-техническая  новизна;

    - производственная  применяемость;

    - коммерческая  реализуемость.

    2. Жизненный  цикл инновации (ЖЦИ) – отрезок  времени, в течение которого  инновация обладает активной  жизненной силой и приносит  производителю и продавцу прибыль  или другую явную выгоду.

    Концепция ЖЦИ  заключается в следующем:

  1. руководитель вынужден анализировать хозяйственную деятельность с позиции реального времени и перспективы её развития;
  2. руководитель аргументирует необходимость систематических разработок по планированию выпуска инноваций, по приобретению инноваций;
  3. концепция является основой анализа и планирования инноваций.

    Классифицируют  ЖЦИ по видам инноваций. Наиболее важна продуктовая инновация.

    Период времени  между моментами возникновения  и прекращения испытания продукта называют жизненным циклом продукта (ЖЦТ). 

    Фазы ЖЦТ: 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Предмет дисциплины: изучение закономерностей развития инновационных процессов и методических подходов к организации инновационных  процессов с учётом требований потребителя.

    Дисциплина  относится к функционирующей  экономической науки.

    База дисциплины – экономическая теория.

    В основе изучения дисциплины положен диалектический метод, который позволяет рассмотреть  организацию инновационных процессов  как непрерывную творческую работу, результатом которой является повышение  эффективности производства.

    Дисциплина  основывается на системном подходе, позволяющим получить целостное представление о многообразии явлений, происходящих в инновационном процессе, раскрыть причинно-следственные связи между ними. 

    Тема 2. Содержание инновационного процесса.

  1. Содержание ИП.
  2. Фазы ИП.
  3. Специфика ИП.
  4. Модели ИП.
  5. Цикличность ИП.

    1. Инновационный цикл – период создания и освоения нововведений.

    ИП  определяют как процесс последовательного  превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторско-технологических разработок, маркетинга, производства и сбыта - при коммерциализации технологии.

    Простой ИП переходит в товарный за 2 фазы:

    - создание  новшества;

    - диффузия (распространение) новшества.

    Структура ИП создания нового продукта

  1. фундаментальные исследования
  2. прикладные исследования
  3. поисковые исследования
  4. опытно-конструкторские разработки
  5. проектирование новых производств
  6. конструкторская подготовка
  7. технологическая подготовка производства
  8. организационно-экономическая подготовка
  9. освоение производства
  10. подготовка реализации (сбыт)
  11. подготовка потребления продукции

Информация о работе Инновационные процессы на предприятии. Основы НИОКР