Автор: m*********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 00:06, курс лекций
Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке. (или технологического процесса).
Цель НИОКР: создание новых товаров, услуг, которые впоследствии будут базой производительной деятельности инновационного предприятия в перспективе.
1.Понятие и виды инноваций.
2.Жизненный цикл инноваций.
3.Предмет дисциплины и её роль в подготовке менеджера.
1.Цель, задачи и этапы НИОКР.
2.Содержание и виды НИР (научно-исследовательских работ).
3.Прогнозирование обеспечения инноваций.
4.Методы экспертных оценок в организации НИОКР.
5.Государственное регулирование и финансирование ИП.
Тема 1. Понятие «инновации». Предмет дисциплины.
1. Инновация (лат. «обновление») как понятие относится к широкому кругу нововведений в разных сферах производства и обращения товаров:
- новые продукты, услуги;
- новые способы их производства;
- новшества в организационной, финансовой, сервисной сферах;
- любые усовершенствования,
обеспечивающие экономию
Важнейший признак инвестиции в рыночных условиях – улучшение приобретенных свойств нового товара в целях обеспечения и поддержания на высоком уровне конкурентоспособности предприятия.
Инновационная деятельность
- научные мероприятия
- технические и технологические мероприятия
- организационные мероприятия
- финансовые мероприятия
- коммерческие мероприятия
Новые продукты(услуги)
Новое сырье и материалы
Новые методы
Новые
технологии
Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке. (или технологического процесса)
Инновация считается осуществленной, если инновационный продукт освоен в производственном процессе и внедрен на рынок.
Формирование новейшего технологического, технического, научного и управленческого уклада (т. е. инновационная деятельность)
Конкурентоспособность предприятия
Наращивание экспортного потенциала
Подъём белорусской экономики
Экономическая
безопасность государства
Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций.
Инновация (нововведение)
– создаваемые (осваиваемые) новые
или усовершенствованные
Нововведение – прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым в организационной системе.
Инновация рассматривается как развивающийся, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, способствующий развитию и повышению эффективности.
Наибольший вклад в развитие теории инновации внёс австралийский экономист Й. Шумпетор. Он заложил основы такой науки, как инноватика. Инноватика – область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распределение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений.
Классификация инноваций
- радикальные (создающие новые потребности);
- модифицирующие
(решения, несущие
- псевдоинновации
(решения, несущие
2) в области управления:
- продукции;
- процессов;
- рабочей силы;
- управленческой деятельности.
(Наиболее распространенными и важными являются продуктовые инновации)
3) с точки зрения интенсивности:
- массовые;
- равномерные;
- слабые.
4) по степени использования научных знаний:
- основанные
на фундаментальных научных
- основанные
на научных исследованиях с
ограниченной областью
- основанные
на существующих научных
- основанные на комбинации различных типов знаний;
- основанные
на использовании одного
- основанные
на побочных результатах
- основанные на уже известной технологии.
5) по масштабам:
- крупнейшие;
- крупные;
- средние;
- мелкие.
6) по отношению
к предыдущему состоянию
- заменяющие;
- отменяющие;
- скрывающие;
- ретроинновации
(основанные на тенденциях
7) по структурной характеристике:
- на входе в предприятие;
- на выходе из предприятия;
- инновация
структуры предприятия как
8) по способу внедрения:
- экспериментальные;
- прямые.
9) по назначению – направленные на:
- эффективность реализации;
- эффективность производства;
- улучшение условий труда;
- повышение количества продукции.
10) по результативности:
- высокая;
- средняя;
- низкая.
11) по эффективности:
- экономические;
- экологические (экологический эффект);
- социальные;
- интегральные.
12) по целевому измерению:
- технологические;
- производственные;
- торговые;
- экономические;
- в области управления;
- социальные.
13) по уровню управления:
- народнохозяйственные;
- отраслевые;
- территориальные;
- первичного звена управления.
14) по сферам применения:
- трансконтинентальные;
- транснациональные;
- региональные.
15) по срокам выполнения:
- 20 и более лет;
- 15-20 лет;
- 5-10 лет;
- до 5 лет.
16) по источнику планирования:
- центральные;
- локальные;
- спонтанные.
17) в зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии:
- реактивные
(обеспечивают
- стратегические (даёт добавочные конкурентные преимущества фирм в будущем; направлены на создание исключительно новых потребностей);
- базисные (оригинальные решения, в результате которых создаются новые отрасли на основе научных открытий) направлены на освоение новых поколений техники на принципиально новых технологиях. Они имеют мировую новизну.
Инновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю;
- побуждать к формированию новых запросов.
Свойства инноваций:
- научно-техническая новизна;
- производственная применяемость;
- коммерческая реализуемость.
2. Жизненный
цикл инновации (ЖЦИ) –
Концепция ЖЦИ заключается в следующем:
Классифицируют ЖЦИ по видам инноваций. Наиболее важна продуктовая инновация.
Период времени
между моментами возникновения
и прекращения испытания
Фазы ЖЦТ:
Дисциплина относится к функционирующей экономической науки.
База дисциплины – экономическая теория.
В основе изучения
дисциплины положен диалектический
метод, который позволяет рассмотреть
организацию инновационных
Дисциплина
основывается на системном подходе, позволяющим
получить целостное представление о многообразии
явлений, происходящих в инновационном
процессе, раскрыть причинно-следственные
связи между ними.
Тема 2. Содержание инновационного процесса.
1. Инновационный цикл – период создания и освоения нововведений.
ИП определяют как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторско-технологических разработок, маркетинга, производства и сбыта - при коммерциализации технологии.
Простой ИП переходит в товарный за 2 фазы:
- создание новшества;
- диффузия (распространение) новшества.
Структура ИП создания нового продукта
Информация о работе Инновационные процессы на предприятии. Основы НИОКР