Теоретический анализ бизнес-планирования как основы инновационного развития организаций и разработка рекомендаций по развитию нового на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

В результате финансово-экономического кризиса предприятия российской экономики оказалась в принципиально новом состоянии, требующем от хозяйственных субъектов в жесткой конкурентной борьбе отстоять свое право на существование. Далеко не всем это удалось. Одна из причин этого - невосприимчивость российских предприятий к инновациям, отягощенная крайней скудностью инвестиционных ресурсов [12].
Нынешняя кризисная ситуация снова поставила российские предприятия в условия выживания. Для запуска механизма самовоспроизводства экономики необходим новый подход - на инновационной базе [24, с. 5].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы бизнес-планирования инновационной деятельности предприятий……………………………………………………………………………….7
Роль инновационной деятельности в современной экономике России…………..7
Бизнес-план как метод осуществления инвестиционной деятельности по развитию новых видов бизнеса……………………………………………………..11
Показатели эффективности инвестиционного проекта по развитию новых видов бизнеса………………………………………………………………………………..18
Организационно-экономические основы проектирования по развитию нового направления бизнеса ООО «Потенциал»…………………………………………..26
Краткая характеристика организации……………………………………………...26
Оценка кадрового потенциала организации……………………………………….27
Анализ финансового потенциала организации……………………………………29
Инвестиционный проект по развитию нового направления ООО «Потенциал».33
Характеристика бизнес-плана по развитию нового направления бизнеса………33
Оценка эффективности инновационного проекта………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………………….46
Список используемой литературы……………………………………………………...48
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Теорет. анализ бизнес-план. как основы инновац. развития орган..doc

— 289.00 Кб (Скачать)

     Процесс создания, освоения и распространения  инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

     «Инновация (нововведение) - конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [6].

     «Инновационная  деятельность - деятельность, направленная на использование результатов научных  исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение  качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках [18].

     В основе инновационной деятельности лежит научно- техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники.

     «К  инновационной деятельности относится  вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые  исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений в области обеспечения качества и эффективности организационных бизнес-процессов; а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта» [18].

     Понятием  «инновация», как экономической  категорией, одним из первых стал пользоваться австрийский экономист Й. Шумпетер [27], который исходил из того, что  двигателем развития выступает предприимчивость, выражающаяся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства. Сущность инновации не заключается в практическом использовании научно- технических разработок и изобретений. Инноватор - не изобретатель, не человек техники, инноватор - это предприниматель, человек бизнеса.

     Из  такого определения следует, что  инновационная деятельность - это  не вид, и тем более не сфера, а  характер деятельности [27].

     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают внедрение новыхвидов бизнеса, новых технологий и новые методы организации производства.

     Процессы  нововведений многообразны и различны по своему характеру.

     Таким образом, в рыночной экономике инновации  представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы, так  как ведут к созданию новых  потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов (услуг), к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

     В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях.

     Инновационная деятельность способствует повышению  выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.

     Инвестиционная  деятельность по обеспечению инновационного развития является одной из форм реальных инвестиций. Инвестиционно-инновационной  деятельность осуществляется на основе бизнес-плана. Это своеобразная реакция предприятия на требования рынка, и осуществляется эта деятельность не только в производственной сфере, но и в сфере услуг.

     Инвестиционная  деятельность начинается с установления необходимых характеристик новой  вида бизнеса или услуги, которые предъявляют соответствующие требования к ее качеству и конкурентности. Затем анализируются имеющееся ресурсы, и разрабатывается бизнес-план ее внедрения. На основании этих данных оценивается необходимый объем финансирования, его источники и другие экономические характеристики проекта.

     Система управления инвестиционным обеспечением инновационной деятельности - это  искусство координации трудовых и материальных ресурсов на основе современных методов управления на протяжении жизненного цикла усовершенствованной (инновационной) продукции. В самом общем виде целью этого управления, по мнению Н.М. Черкасова [24], можно считать достижение оптимальных показателей объема, времени и затрат ресурсов для производства продукции с усовершенствованными характеристиками или новой услуги.

     Таким образом, для того, чтобы сформировать потенциал инновационного развития отечественных предприятий, необходимо сначала создать необходимые  условия для инвестиций в инновационную  деятельность. Важная роль в этом принадлежит государственному регулированию и стратегическому планированию на основе бизнес-плана. 

     1.2 Бизнес-план как метод осуществления  инвестиционной деятельности по  развитию новых видов бизнеса

     Для того чтобы инновационные процессы осуществлялись в полной мере, необходимо не только наличие макроэкономических факторов развития и сбалансированной экономической политики государства, но и рациональное управление инвестициями и инновационной деятельностью на уровне предприятия, основанное на теоретических подходах современного менеджмента и обоснованном методическом инструментарии. Таким инструментарием является бизнес-план.

     Бизнес-план - это финансовый документ, планирующий  предпринимательскую деятельность в определенном периоде и устанавливающий  показатели, которые необходимо достичь за этот период [10].

     В основе бизнес-плана лежит обоснование, которое является его технологической  платформой. По сравнению с ТЭО  в бизнес-плане значительно более  подробно освещены вопросы продвижения  продукции, ценовой политики, конкурентной политики, что должно обеспечить рыночный успех продукту.

     Бизнес-план - это подробный, четко структурированный  и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые  должен решить объект инвестирования, а также способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потенциальных покупателях товаров и услуг.

     При этом показатели (объем соответствующих работ, время их выполнения, количество необходимых ресурсов и уровень улучшения качества продукции, услуги), как правило, противоречат друг другу. Так, чем выше требования к характеристикам новой услуги, тем больший объем работ необходимо осуществить.

     Соответственно  возрастает необходимое время на их осуществление и стоимость  ресурсов для их реализации.

     Сократить время работ можно, если привлечь дополнительные ресурсы (технику, рабочих, повысить расценки за выполняемую в  короткий срок работу и т.д.). Экономия ресурсов может привести к снижению качества выполненных работ и как следствие - снижению качества новой услуги.

     Поэтому оптимизировать инновационную деятельность одновременно по всем четырем параметрам невозможно, и предприятию необходимо определить, какой из параметров является более важным, и за счет чего можно достичь его оптимизации [25, с. 14].

     В классическом инвестиционном проекте, для реализации которого привлекаются внешние ресурсы, чаще всего наиболее значимым является стоимость расходов на осуществление проекта.

     В инновационном проекте, более важным является период его реализации, так  как, чем раньше по сравнению с  аналогами конкурентов новая  услуга попадет на рынок, тем большее  преимущество получит предприятие.

     Для инвестиционной деятельности в сфере инноваций параметрами преимущественной оптимизации будут срок выполнения работ и стоимость [25, с. 15].

     Механизм  управления инновационной деятельности включает в себя составные части: неразрывного цикла планирования, анализа, принятия решения, контроля и регулирования, осуществляемые в каждой ее фазе.

     Первая  фаза - предпроектная - инвестиционное и инновационное исследование, на протяжении которой определяются возможности, проводится анализ вариантов, выбор  проекта, комплексное обоснование, исследовательское обеспечение. Вторая фаза - инвестиционная - проведение согласований, заключение контрактов, разработка проектно-сметной документации, строительство, реконструкция или переоснащение, кадровое обеспечение, исследовательское обеспечение. Третья - эксплуатационная фаза - введение в эксплуатацию обновленного оборудования, доведение до проектной мощности, расходы на поддержку производства, аккумулирование активов для следующего обновления основных производственных фондов [24, с. 12].

     Бизнес-план в инновационной сфере предприятий, предоставляющих услуги, отличается от аналогичного для промышленных предприятий, и имеет свои особенности. Поэтому  при составлении бизнес-плана  необходим учет этого обстоятельства [22].

     Он  представлен в виде последовательной реализации комплекса мероприятий, объединенных в четыре крупных блока.

     Бизнес-план - это подробный, четко структурированный  и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые  должен решить объект инвестирования, а также способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потенциальных покупателях товаров и услуг.

     Несмотря  на сферу деятельности хозяйствующей  единицы, бизнес-план инновационного проекта  должен содержать информацию о соответствующем  потенциале предприятия и системе  управления инновационной деятельностью.

     Для подтверждения соответствия методов управления поставленным целям необходимо представить результаты анализа финансового состояния предприятия, тем самым, оценить возможности вложения собственных средств и привлечение заемных.

     Необходимо  показать возможности работы предприятия  в условиях инвестиционной и инновационной инфраструктуры. Все показатели, содержащиеся в бизнес-плане проекта любого предприятия, подлежат систематизации.

     Особенностью  подачи информации в бизнес-плане  инновационного проекта консалтинговых предприятий, является то, что определяющим мотивом его разработки являются требования внешней среды (особенно законодательства) к характеристике услуги. Прогнозируемые объемы продаж новых услуг (направлений деятельности, видов бизнеса) консалтингового предприятия определяются на основании анализа инвестиционного и инновационного потенциалов развития рынка, потребляющей консалтинговые услуги [14, с. 65-70].

     Содержащаяся  в бизнес-плане информация должна быть:

· составлена на основе объективных данных;

· адекватна  реальному положению дел;

· своевременна;

· непротиворечива;

· не избыточна;

· полна  и достаточна для принятия решения  об инвестировании [10].

     Поэтому прежде, чем начать сбор маркетинговой  информации необходимо сформулировать основные гипотезы, подготовить техническое  задание с позициями, которые необходимы. Первоначально компания (руководство, менеджеры) должна для себя оценить, какие факторы внешней среды могут тем или иным образом потенциально повлиять на новый бизнес, описать возможные риски.

     В зависимости от специфики бизнеса  факторы влияния могут отличаться, некоторые оказывают большее или меньшее влияние на бизнес. Все это учитывается в виде приоритетов, расставляемых в техническом задании на исследование рынка [20].

     Бизнес-план коммерческой идеи или инновационного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

Информация о работе Теоретический анализ бизнес-планирования как основы инновационного развития организаций и разработка рекомендаций по развитию нового на