Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

Вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в

целом – изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения,

продовольственная безопасность в глобальном масштабе.

Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных

специфичных направлений научных исследований и технологических разработок

(«чистая»  энергетика, геномная медицина, новые  технологии в сельском хозяйстве  и т.д.),

по многим из которых в России нет существенных заделов. Для того, чтобы ответить на

эти вызовы, России необходимо радикально более  глубоко интегрироваться в мировую

инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся  изоляцию.

Инновационная Россия – 2020 6

Неспособность России ответить на данные вызовы означает сужение «окна

возможностей» для перехода к инновационной  экономике, утрату сохраняющегося

научного  потенциала, ослабление геополитических  позиций, переход России в категорию

стран с инновационной  системой имитационного типа, не способных  к производству

нового знания и достижению глобального лидерства  по ключевым технологическим

направлениям, долговременное закрепление сырьевого  характера российской

экономики, низкие темпы экономического развития. Это означает невозможность

достижения  целей и задач долгосрочного  развития.

Инновационная Россия – 2020 7

Состояние инновационной сферы

Данная стратегия  – продолжение проводившейся  на протяжении последнего

десятилетия политики стимулирования инновационной  активности. В 2005 году были

приняты Основные направления политики Российской Федерации  в области развития

инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году – Стратегия развития науки

и инноваций  в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ

и стратегий  заложены основы действующей национальной инновационной системы,

предприняты существенные усилия по развитию сектора  исследований и разработок,

формирования  развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на

основе технологических  инноваций.

Прежде всего, за последние годы значительно увеличено  финансирование науки

за счет средств  государства – как в части  фундаментальной науки (в 1,6 раза за период

2006-2008 гг.), так  и в части прикладных разработок, в том числе через механизм

федеральных целевых программ, через государственные  фонды финансирования науки.

Создана современная  система институтов развития в сфере  инноваций, включающая

институты предпосевного  и посевного финансирования, венчурные  фонды с

государственным участием (через ОАО «Российская  венчурная компания»), Банк развития

и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк), Государственную  корпорацию

«Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий.

Значительные  усилия предприняты в стимулировании исследовательской

деятельности  и инновационного развития в высшем образовании. Реализована

финансовая  поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели

было выделено 30 млрд. рублей), почти трем десяткам университетов на конкурсной

основе был  присвоен статус национальных исследовательских  университетов,

получателям котороговыделены средства на реализацию программ развития, включая

создание  инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в

2009-2010 годах  на все программы развития  было выделено 8,42 млрд. рублей, всего  на

данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих  российских вузов). Реализуются меры

по привлечению  к исследовательской работе в  российских вузах ученых с мировым

именем, по поддержке  кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию

вузовской инновационной  инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в

течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет выделено 90 млрд. рублей).

Начата работа по формированию национальных исследовательских  центров (на

базе Курчатовского  института создан первый такой центр). Сформирована инфраструктура

поддержки инновационной  деятельности – технико-внедренческие  особые

экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным

компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий,

центры коллективного  пользования уникальным оборудованием  и др. Начата на

конкурсной  основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.

Положено  начало созданию новой российской «территории  инноваций» в

подмосковном  Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим,

минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-

резидентов.

Инновационная Россия – 2020 8

Создается система  софинансирования государством инновационных проектов

частных компаний – через управляющую организацию  проекта Сколково, а также, в

перспективе, через Российский фонд технологического развития после его

реорганизации. В отношении компаний с государственным  участием формируется

система поддержки  разработки и реализации ими программ инновационного развития.

Проведена значительная работа по совершенствованию правового  режима

инновационной деятельности – уже введены и  продолжают вводиться необходимые

налоговые льготы. Принят закон, разрешающий бюджетным  учреждениям образования и

науки создавать  малые инновационные предприятия, за первый год его применения уже

создано около 600 малых инновационных предприятий  при вузах и научных

организациях. Совершенствуется таможенное регулирование  экспорта инновационной

продукции.

Важно и то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций

вынесены  на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте

Российской  Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках

которой определены государственные научно-технологические  приоритеты, начато

финансирование  конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус

Правительственной комиссии по высоким технологиям  и инновациям. Тема

модернизации  и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства

страны.

В то же время, из запланированных в Стратегии  развития науки и инноваций в

Российской  Федерации до 2015 года результатов  на I этапе (2006-2007 г.) достигнуто лишь

менее трети  от запланированных показателей. При  этом, большинство показателей

оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим

мероприятия, проводимые в рамках Стратегии), а  некоторые демонстрировали

негативную  динамику.

Мировой экономический  кризис 2008-2009 годов серьезно усложнил для России

выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние

предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования

сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более

жесткой стала  бюджетная политика, что ограничивает возможности использования

государством  финансовых стимулов для наращивания  инновационной активности.

Необходимость поддержания достигнутого уровня социальной защиты населения,

пенсионного обеспечения в условиях снизившихся  доходов бюджета, негативных

демографических трендов, связанных со значительным сокращением численности

экономически  активного населения, обусловила определенный рост нагрузки на бизнес в

части социальных платежей. Это дополнительно ограничивает для бизнеса возможность

инвестирования  в инновационное развитие.

На втором этапе (2008-2010 гг.) выполнения Стратегии  развития науки и

инноваций в  Российской Федерации до 2015 годасредний уровень достижения

запланированных показателей составил около 40 процентов, а большинство показателей

по-прежнему не достигают даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, по

отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика.

В целом, не удалость переломить ряд значимых для  инновационного развития

тенденций. Не удалость кардинально повысить инновационную  активность и

Инновационная Россия – 2020 9

эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную

среду, стимулирующую  использование инноваций. Еще многое нужно сделать для

налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации

научных разработок в России до уровня развитых стран  ОЭСР. Государственные средства,

выделяемые  на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, в

большинстве секторов экономики расходуются  недостаточно эффективно. Не удалось

решить проблему старения научных кадров, хотя для  улучшения ситуация государство

предприняло значительные усилия.

Ключевой  проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской

экономике, а также его неэффективная  структура – избыточный перекос  в сторону закупки

готового  оборудования за рубежом в ущерб  внедрению собственных новых  разработок.

Ни частный, ни государственный сектор не проявляют  достаточной

заинтересованности  во внедрении инноваций. Уровень  инновационной активности

предприятий значительно уступает показателям  стран-лидеров в этой сфере. Расходы  на

НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в

странах ОЭСР , 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.

Баланс платежей за технологии с положительного в 2000 г. (20 млн. долл.)

поступательно снижался и в 2009 году составил -1000,8 млн. долл. При этом примерно за

это же время, страны-лидеры в области инноваций  достигли существенного увеличения

профицита технологического баланса (США в 1,5 раз, Великобритания в 1,9 раз, Япония в

2,5 раза)2.

Одновременно  начинает формироваться новая неблагоприятная  тенденция

отставания  в достижении показателей, предусмотренных  Основными направлениями

деятельности  Правительства РФ на период до 2012 года3 в части науки и инноваций.

Эти тенденции  определяют необходимость корректировки  проводившейся до сих

пор политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов

поддержки по всем составляющим национальной инновационной  системы на

радикальное повышение эффективности, концентрацию усилий государства на решении

критических для инновационного развития проблем.

Человеческий  потенциал

Одно из важнейших  сохраняющихся у России конкурентных преимуществ России

с точки зрения инновационного развития – человеческий капитал. Охват всего населения

базовым образованием, одно из первых мест в мире по доле населения  с высшим

образованием (23,4% от численности занятых в  экономике, что соответствует уровню ряда

ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает

уровень таких  стран, как Германия, Италия, Франция), высокий уровень высшего

образования по естественнонаучным и инженерно-техническим  специальностям – все это

2 Росстат, “Группа восьми” в цифрах – 2009 г.

3 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

№ 1663-р

Инновационная Россия – 2020 10

создает основу для выстраивания эффективной инновационной  системы. В то же время,

ситуация  в этой сфере характеризуется  рядом негативных тенденций, которые  в

перспективе могут фактически девальвировать это  конкурентное преимущество.

Во-первых, продолжает снижаться качество образования  на всех уровнях – от

базового, начального и среднего профессионального образования  до вузовского и

поствузовского.

На этом фоне важным исключением является резкий рывок в качестве чтения и

понимания текста в начальной школе – по результатам PIRLS-2006 (Progress in International

Reading Literacy Study) Россия заняла первое место (вместе с Сингапуром и Гонконгом)

поднявшись  по сравнению с 2001 годом сразу  на 13 мест, при этом российские

четвероклассники  демонстрируют практически одинаково  высокий уровень чтения и

понимания как  литературного, так и научно-популярного  текста. Это значит, что стартовые

позиции российских школьников «на выходе» из дошкольного  и семейного образования

лучше, чем  у большинства сверстников в  других странах. Базовое образованиеследующих

уровней эти  преимущества фактически нивелирует. Так, российские школьники более

старших классов  уступают своим зарубежным сверстникам  из развитых стран по

большинству показателей уровня знаний – математике (34-е место из 57 стран), тем же

навыкам работы с текстом (39 из 56), знаниям в области  точных наук (35 из 57)4.

В отличие  от ряда развитых стран (США), где недостатки базового образования в

определенной  части «выправляются» в системе  высшего образования, в России и  в

вузовском образовании  до последнего времени наблюдались  тенденции деградации.

Согласно международным рейтингам (Times Higher Education, Shanghai Jiao Tong ARWU,

рейтинг результативности научных работ вузов HEEACT), российские вузы не попадают в

первые две  сотни.

Российские  учреждения образовании и, в частности, вузы в целом пока не стали

для учащихся «школой инноваций». Целенаправленная работа по развитию компетенций

в сфере исследований и разработок, мотиваций к инновациям в вузах начата только в

Информация о работе Инновационная Россия – 2020