Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:58, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработка проекта по совершенствованию системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления на примере администрации Верхнебуреинского муниципального района для более эффективного использования этой системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, обеспечивающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;
- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;
- анализ современного состояния и деятельности администрации Верхнебуреинского муниципального района по совершенствованию информационного обеспечения за период 2007-2011 гг.;
- разработка комплекса проектной программы совершенствования системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………….7
1.1 Теоретические основы совершенствования информационного обеспечения управленческой деятельности…………………………………7
1.2 Нормативно-правовая база обеспечения органов местного самоуправления…………………………………………………………………..14
1.3 Анализ деятельности администрации района по совершенствованию информационного обеспечения обеспечения управления………………..19
2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РАЙОНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 30
2.1 Обоснование проекта, мониторинг состояния, выявление проблем и обоснование необходимости их решения 30
2.2 Основная цель и задачи проекта 39
2.3 Этапы и механизм реализации проектных мероприятий 40
2.4 Сроки реализации проекта 61
2.5 Ресурсное обеспечение проекта 61
2.6 Ожидаемые результаты 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
где ### - номер документа с лидирующими нулями (пример – Rsd_015, Pg_087, Rg_0235р)
2.3. При размещении документов в банке данных запрещается использовать в качестве реквизитов электронного документа графические изображения гербов Российской Федерации, Хабаровского края, Верхнебуреинского муниципального района, а также подписей руководителей и исполнителей.
3. Использование материалов структурными подразделениями и предоставление материалов из банка данных сторонним организациям и населению должно осуществляться по следующим требованиям:
3.1. Работники структурных подразделений администрации Верхнебуреинского муниципального района имеют право свободно пользоваться материалами из банка данных в служебных целях.
Доступ
к материалам банка данных работников
структурных подразделений
3.2. Предоставление текстов документов из банка данных гражданам и сторонним организациям осуществляется на основании распоряжения главы Верхнебуреинского муниципального района, заместителей главы и управляющего делами администрации района, председателя Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района.
Документы из банка данных могут предоставляться на бумажном носителе, в электронном виде на внешних носителях информации или по электронной почте.
При поступлении запроса на предоставление текстов документов в электронном виде они передаются на внешних носителях информации заказчика информации или по адресу электронной почты, указанному в запросе.
При
поступлении запроса на предоставление
документов из банка данных на бумажном
носителе печать документа выполняет
отдел информатики
Положительными эффектами после вступления распоряжения главы в силу можно считать:
1. Систематизацию предоставления электронных копий документов, что позволило сократить время обработки документов: наличие вида документа, регистрационных данных (дата, номер), скомпонованность текстов и приложений в один файл, уменьшение количества предоставления неполных объемов текстов документов (отсутствие приложений) посредством сверки зарегистрированного оригинала и предоставленной копии, оперативность подачи структурными подразделениями копий документов в банк данных с использованием ЛВС администрации района и электронной почты.
2. Ежемесячную сверку зарегистрированных МПА с банком данных, а также предъявление требований по предоставлению выявленных недобросовестных структурных подразделений, позволило повысить объем предоставленных документов в банк данных, эту тенденцию можно отследить на Рисунке 2.1.
Рисунок
2.1 - Наполнение банка данных в период 2007-2011
гг. в процентах.
3. Качество и полноту содержания документов, что позволило использовать копии электронных документов:
- для формирования официального печатного издания администрации района «Вестник Верхнебуреинского муниципального района». В соответствии с утвержденной адресной рассылкой Вестник направляется в Правительство Хабаровского края, во все структурные подразделения администрации муниципального района, городскую прокуратуру и суд, в администрации муниципальных образований района и во все библиотеки города и района.
- для отбора и направления копий МПА района и дополнительных сведений о них в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Хабаровского края, которые осуществляются на основании и в соответствии с Законом Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. № 218 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Хабаровского края», постановлением Правительства Хабаровского края от 12 декабря 2008 г. № 291-пр «О порядке формирования и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Хабаровского края»17.
4. Доступность банка данных структурным подразделениям, подключенным в ЛВС администрации района, возможность самостоятельно производить поиск необходимых электронных копий муниципальных правовых актов, что позволило повысить оперативность в их работе.
5. Возможность работы структурных подразделений с электронной копией МПА в банке данных упростила технологию получения зарегистрированных документов для работы, особенно тех, которые на данный момент находятся в муниципальном архиве и подшиты к архивному делу. Причины оптимизации в том, что для получения требуемого документа из архивного фонда необходимы точные регистрационные реквизиты, после составить запрос на имя руководителя муниципального архива и в случае удачного поиска, если документ находится в потребном состоянии, возможна работа с ним, но, как правило, только в стенах муниципального архива. Подшитые документы к архивному делу, как правило, очень неудобны при работе, одна из причин - невозможность расшивать архивные дела. Обобщая все эти недостатки при работе с архивным документом, следует отметить положительное удобство в сохранении электронной копии документа в банке данных муниципальных правовых актов для работы структурным подразделениям администрации района.
Но, несмотря на большое количество положительного эффекта от созданного банка данных, как и во многих инновациях, невозможно сразу учесть все возможные проблемы. В работе с банком данных был выявлен ряд недочетов, появившихся за время существования электронного банка данных. Их можно разделить по следующим блокам:
1. Юридический. При работе с электронными копиями муниципальных правовых актов, в которых впоследствии вносились изменения (утрата силы, приостановление, отмена, исключение или дополнение отдельных пунктов), необходимо обращаться к субъекту правотворческой инициативы. Это отражается на оперативности в работе структурных подразделений, возможно, в этом случае можно при исправлении недочета оптимизировать рабочее время, затрачиваемое при выяснении статуса МПА.
2. Организационный. Поиск электронной копии документа в настоящее время можно осуществлять только по году издания, виду муниципального правового акта и регистрационному номеру вследствие отсутствия прямой связи банка данных с регистрационной базой. Это не способствует оперативности в работе структурных подразделений, им приходится обращаться в структурное подразделение, осуществляющее регистрацию и контроль исполнения.
Электронные копии МПА хранятся в банке данных с именами файлов в виде уникальных индексов (обозначающих вид и регистрационный номер документа) с разбивкой по годам. Это затрудняет поиск интересующего муниципального правового акта, так как не все специалисты одинаково грамотны в использовании информационных технологий, а также отсутствие поисковой системы, позволяющей расширить поисковой запрос и сгладить непрофессионализм работников.
Это отражается на оперативности в работе структурных подразделений, возможно, в этом случае можно при исправлении недочета оптимизировать рабочее время, затрачиваемое на поиск муниципальных правовых актов.
3. Технический. Часть структурных подразделений не имеет доступа к ЛВС администрации района в связи с удаленностью от здания администрации района и существующими ограничениями, в том числе и законодательно. Это отражается в отсутствии возможности работы с ЭБД с рабочих мест.
Подводя определенный итог анализа состояния работы структурных подразделений с банком данных МПА администрации района, стоит дополнить, что, существуют компании, предлагающие свои программные продукты, которые могли бы удовлетворить потребность в эффективном использовании банка данных МПА администрации района. Но в связи с тем, что данные компании работают на коммерческой основе и ввиду недостатка бюджетных средств, администрация района, имея собственные технические и кадровые ресурсы, способна обеспечить выполнение комплекса мероприятий по созданию автоматизированной информационно-поисковой системы муниципальных правовых актов района структурными подразделениями администрации района.
При
этом следует учесть, что в администрации
района существует программный комплекс
«АРМ «Канцелярия» (далее – регистрационная
база), возможности которого позволят,
объединив с банком данных, реализовать
проектные мероприятия по созданию поисковой
системы. В регистрационной базе ведется:
учет и регистрация принятых муниципальных
правовых актов; контроль исполнения;
правовое состояние документа. Специфика
регистрационной базы не позволяет применять
ее для широкого круга пользователей,
вследствие этого необходимо разработать
программный продукт, позволяющий объединить
возможности банка данных и регистрационной
базы.
Основной целью проекта является разработка комплекса проектных мероприятий по созданию автоматизированной информационно-поисковой системы муниципальных правовых актов района (далее - поисковая система) для обеспечения оперативности управления в рамках совершенствования системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений администрации района (далее - проект) и внесение предложений главе Верхнебуреинского муниципального района по внедрению данного проекта мероприятий.
Задачи, отражающие основную цель:
- создание и внедрение поисковой системы в деятельность администрации района и ее структурных подразделений;
- совершенствование эффективности деятельности структурных подразделений в решении своих задач возможностями информационных технологий;
- совершенствование электронного документооборота администрации района;
- повышение компьютерной грамотности структурных подразделений;
- экономия бюджетных средств путем минимизации расходов на реализацию проектных мероприятий и дальнейшее использование поисковой системы;
- оптимизация доступа структурных подразделений к информационным материалам, находящимся в банке данных администрации района.
Для реализации поставленных целей и задач предлагается разработать поэтапный комплекс проектных мероприятий, направленный на создание поисковой системы для оптимизации использования банка данных муниципальных правовых актов администрации района в деятельности структурных подразделений администрации района, который предположительно будет иметь следующий вид:
I Подготовка проекта муниципального правового акта, отражающего совокупность действий, необходимых для разработки проектных мероприятий;
II Проведение мониторинга существующего аппаратного и программного обеспечения администрации района. При необходимости внесение предложений;
III Описание действий подразделений в рамках реализации проекта;
IV Подготовка плана мероприятий, отражающего реализацию основных этапов проекта;
V Разработка автоматизированной информационно-поисковой системы муниципальных правовых актов района;
VI Внедрение в деятельность администрации района и ее структурных подразделений;
VII Завершение реализации проектных мероприятий.
I ЭТАП
Отдел
информатики администрации
1 Обоснование необходимости разработки проекта, учитывая текущее использование банка данных МПА, здесь предполагается отразить опыт работы с банком данных за период 2007-2009 годов, текущее состояние и выявленные проблемы, а также пути устранения и улучшения;
2 Обоснование выбора средств разработки, ресурсное обеспечение, сроки реализации, последующие ожидаемые результаты для подтверждения необходимости разработки поисковой системы.
3 Обозначение состава рабочей группы участников разработки проекта, куда должны войти заинтересованные структурные подразделения и те, чье участие просто необходимо. Назначить ответственных на основании данного МПА, рекомендовать структурным подразделениям - участникам разработки проекта учесть и внести изменения в текущие календарные планы работы подразделения, а также последующие до окончания проектных мероприятий.
4 Назначение руководителя проектных мероприятий в лице главы Верхнебуреинского муниципального района, контролирующего последующие этапы реализации проекта.
II ЭТАП