Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:58, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработка проекта по совершенствованию системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления на примере администрации Верхнебуреинского муниципального района для более эффективного использования этой системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, обеспечивающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;
- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;
- анализ современного состояния и деятельности администрации Верхнебуреинского муниципального района по совершенствованию информационного обеспечения за период 2007-2011 гг.;
- разработка комплекса проектной программы совершенствования системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………….7
1.1 Теоретические основы совершенствования информационного обеспечения управленческой деятельности…………………………………7
1.2 Нормативно-правовая база обеспечения органов местного самоуправления…………………………………………………………………..14
1.3 Анализ деятельности администрации района по совершенствованию информационного обеспечения обеспечения управления………………..19
2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РАЙОНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 30
2.1 Обоснование проекта, мониторинг состояния, выявление проблем и обоснование необходимости их решения 30
2.2 Основная цель и задачи проекта 39
2.3 Этапы и механизм реализации проектных мероприятий 40
2.4 Сроки реализации проекта 61
2.5 Ресурсное обеспечение проекта 61
2.6 Ожидаемые результаты 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Третья особенность муниципального образования - корпоративность. Несмотря на стремление единичных организационных структур к независимости и к монополии на «свою информацию», существует объективная заинтересованность в создании и использовании единой системы данных. Корпоративность информационных ресурсов означает, что каждая служба, предоставляя в общее пользование «свои» данные, может пользоваться информацией других служб. Корпоративность также является пороговой характеристикой. То есть существует некоторый пороговый перечень данных, при превышении которого достигается баланс между потребностями в информации, которую можно получить из корпоративного поля данных для «своих» задач, и данными, которые каждый из участников может вложить в корпоративный информационный банк. Корпоративность достигается на сети взаимодействующих по телекоммуникационным каналам информационных подсистем отдельных органов администрации муниципальных образований. При этом положительные стороны корпоративности проявляются в полном объеме только благодаря электронным технологиям.
Четвертой особенностью муниципальных образований является их доступность для рядового пользователя-непрограммиста. Среднее время обновления для муниципальных органов управления составляет полтора-два года. Поэтому любая статичная АИС органа местного самоуправления просуществует лишь до тех пор, пока не произойдут существенные изменения в работе этого органа. После этого либо нужно внедрять новую разработку, либо заказывать переработку уже созданной системы. Поэтому АИС станут неотъемлемой частью органов местного самоуправления в том случае, если пользователь будет иметь возможность самостоятельно модернизировать информационную систему по мере появления изменений в административной системе.
Пятая особенность касается условий востребования АИС. Востребование АИС зависит от ее полезности и удобства работы с системой. Пользователь должен применять те же приемы и ту же логику работы с данными, которые присущи неавтоматизированному органу управления.
Шестая особенность муниципальных образований - разнообразие типов данных при малой интенсивности потоков информации. Количество полей данных, фиксируемых в первичной документации (карточках, книгах, актах, справках, балансах, статистических отчетах) и, следовательно, в АИС является очень большим - до 800 форм. Однако потоки обмена не столь значительны. Это практически означает, что не следует допускать принципиальной ошибки начинать дело информатизации с прокладки дорогостоящих кабелей.
Седьмая особенность муниципальных образований проявляется при обмене данными с вышестоящими органами, когда происходит передача сводных отчетов, которые формируются низовым органом на основании первичной информации. 5
Обозначим некоторые общие подходы к делу информатизации на муниципальном уровне:
Во-первых, приходу «новой команды» управления предшествует деятельность «старой команды», которую невозможно, а чаще не имеет смысла подвергать оппозиции и отторжению. Однако практика показывает, что смена управленческого персонала как на руководящем, так и на среднем уровнях - весьма заметное явление на протяжении 1,5 - 2 лет от времени проведения выборов.
Во-вторых, во многих регионах (муниципальный уровень) созданы и действуют многочисленные информационные компьютерные системы, общим недостатком которых являются слабая интеграция накопленных информационных ресурсов (сведений о населении и ресурсах территории) и отсутствие реального взаимодействия между органами управления, использующими эти информационные системы.
В-третьих, скорость накопления изменений в сведениях, характеризующих объект управления (население и территории), только кажется незаметной. На самом деле эти изменения весьма и весьма существенны
Следует отметить, что «исходные условия информатизации» свойственны очень и очень многим муниципальным образованиям, хотя все большее и большее число муниципальных образований субъектов Российской федерации уже преодолели или успешно преодолевают уровень «потери управления» (Новгородская, Ярославская, Московская, Томская и другие области). Задача состоит в том, чтобы этот ценный опыт был использован максимально большим числом муниципальных образований.
В рамках реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия» производится разработка методов и средств для взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами. Пока речь идет об упомянутом «взаимодействии» по линии налоговой, таможенной, патентно-лицензионной и некоторых других видов деятельности органов государственной власти. Взаимодействие понимается в широком смысле и предусматривает обмен электронными документами в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов по различным направлениям деятельности на всем жизненном цикле того или иного предприятия (организации). При этом разрабатывается нормативно-техническая и правовая база, включающая регламенты и протоколы взаимодействия, первичная документация, процедуры доступа к информации, технологии доступа (интернет, электронная почта, прямое взаимодействие) и т.д. Все это вполне может существенно повлиять и на государственную научно-техническую политику в области территориальной информатизации, так как любое муниципальное образование тоже является хозяйствующим субъектом, только с более широкими полномочиями и масштабами деятельности, чем обычное юридическое лицо.
Итак, вывод, касающийся возможностей и потенциала современной информатизации (как особой сферы деятельности), состоит в том, что они достаточны для преобразований таких управленческих объектов как органы местного самоуправления муниципальных образований с целью повышения эффективности их деятельности во всех сферах ответственности.
Администрация района в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Хабаровского края, Уставом Хабаровского края, иными нормативными правовыми актами Хабаровского края, Уставом муниципального района, правовыми актами Собрания депутатов, главы района.6
Формирование конкретных видов информационных ресурсов регулируется рядом видовых федеральных законов, к которым в первую очередь следует отнести:
- Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
- Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
-
Основы законодательства
- «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.92 № 3517-1;
- Закон Российской Федерации от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации».
Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов местного самоуправления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.
Информатизация органов местного самоуправления ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. В настоящее время начато формирование единого информационного пространства России, которое позволило существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.
Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики7.
Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию всех необходимых условий для удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти. Для осуществления этого ведутся работы в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлен проект федеральной целевой программы "Информатизация России", предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем информатизации различного назначения.
С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства необходимо создать федеральный и региональные центры информатизации. Эти центры могут также выполнять на соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно-справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензированию информационной деятельности. Общие затраты на формирование и развитие единого информационного пространства России будут складываться из затрат на программы развития отдельных направлений и составляющих этого пространства8.
Работы по информатизации Хабаровского края были начаты в 1994 году. Постановлением Хабаровской краевой Думы № 61 от 28.07.1994 года был принят документ «О концепции информатизации Хабаровского края», в котором были изложены основные принципы и цели комплексной информатизации Хабаровского края, основные направления информатизации и первоочередные задачи (документ опубликован не был).
В настоящее время информационно-коммуникационный комплекс Хабаровского края находится в процессе развития. Создается нормативно-правовая база, информационные технологии внедряются во все сферы общественной жизни и экономики края.
Создан совет по внедрению информационных и коммуникационных технологий при Губернаторе Хабаровского края.
Для того, чтобы объединить усилия всех органов государственной власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан на территории края в области информатизации региона, Правительством Хабаровского края принято постановление № 75-пр от 25.10.2004 года «О состоянии и перспективах развития средств массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий в Хабаровском крае»9. Данным постановлением была утверждена концепция развития средств массовых коммуникаций, ИКТ в Хабаровском крае на 2005-2010 годы, перечень первоочередных мероприятий по развитию средств ИКТ в крае на 2005-2008 годы.
Разработка Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» необходима по следующим причинам:
-
информация становится
-
оценка состояния
-
создание территориальных информационных
систем, территориальных информационных
ресурсов для органов управления муниципальным
образованием должно осуществляться в
рамках единого информационного пространства
субъекта Российской Федерации, в составе
региональной информационно-
-
на территории муниципального
образования находятся