Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:58, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработка проекта по совершенствованию системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления на примере администрации Верхнебуреинского муниципального района для более эффективного использования этой системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, обеспечивающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;
- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;
- анализ современного состояния и деятельности администрации Верхнебуреинского муниципального района по совершенствованию информационного обеспечения за период 2007-2011 гг.;
- разработка комплекса проектной программы совершенствования системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………….7
1.1 Теоретические основы совершенствования информационного обеспечения управленческой деятельности…………………………………7
1.2 Нормативно-правовая база обеспечения органов местного самоуправления…………………………………………………………………..14
1.3 Анализ деятельности администрации района по совершенствованию информационного обеспечения обеспечения управления………………..19
2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РАЙОНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 30
2.1 Обоснование проекта, мониторинг состояния, выявление проблем и обоснование необходимости их решения 30
2.2 Основная цель и задачи проекта 39
2.3 Этапы и механизм реализации проектных мероприятий 40
2.4 Сроки реализации проекта 61
2.5 Ресурсное обеспечение проекта 61
2.6 Ожидаемые результаты 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. Главной целью деятельности всех органов государственного и местного управления является социально-экономическое развитие и повышение качества жизни населения. В современных условиях повышение эффективности управленческой деятельности на всех уровнях невозможно без развития и широкого применения информационных технологий.
В современных условиях динамичного развития общества и усложнения технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы. Уровень использования информации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Информационное
обеспечение управления – это
связь информации с системами
управления предприятием и управленческим
процессом в целом. Оно может
рассматриваться не только в целом,
охватывая все функции
Информационное обеспечение в муниципальных образованиях создается для упрощения управленческой деятельности и осуществляется на основе информационной системы организации путем использования недокументированной и документированной информации с помощью специальных технологий сбора, передачи, хранения, обработки и предоставления этой информации.
Анализ изученных источников и литературы. В настоящее время российский рынок в достаточной мере заполнен литературой по выбранной тематике, имеющей теоретический и рекомендательный характер. Методологические основы формирования политики информационного обеспечения нашли отражение в работах Титаренко Г.А., Гедримовича Г.В., Година В.В., Корнеева И.К., Клепцова М.Я., Шокина Ю.И., Федотова А.М.и ряда других авторов.
Основные
теоретические аспекты этой проблемы
исследованы в монографиях
Практические
аспекты информационного
Однако большое количество работ по этому вопросу не дает оснований для вывода об исчерпанности темы, избранной для дипломного проекта.
Цель дипломного проекта - разработка проекта по совершенствованию системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления на примере администрации Верхнебуреинского муниципального района для более эффективного использования этой системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ теоретико-методологических основ создания информационных систем, обеспечивающих административно-управленческую деятельность органов муниципальной власти;
- изучение современных взглядов на проблему создания и совершенствования систем информационно-аналитического обеспечения органов власти и местного самоуправления;
- анализ современного состояния и деятельности администрации Верхнебуреинского муниципального района по совершенствованию информационного обеспечения за период 2007-2011 гг.;
- разработка комплекса проектной программы совершенствования системы информационного обеспечения деятельности структурных подразделений администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Объектом исследования является администрация Верхнебуреинского муниципального района.
Предмет исследования – система информационного обеспечения деятельности структурных подразделений администрации Верхнебуреинского муниципального района.
При подготовке дипломного проекта теоретико-методологической и источниковой базой послужили:
- Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие общие положения по информационному обеспечению управления;
- нормативно-правовые акты Правительства Хабаровского края, регламентирующие деятельность в сфере информационного обеспечения управления;
- муниципальные правовые акты главы Верхнебуреинского муниципального района в сфере информационного обеспечения;
- литература и периодические издания.
Рассматриваемая тема дипломного проекта потребовала применения разнообразных методов исследования: анализа документов, сравнения, исторического анализа, синтеза полученной информации, описательного и сравнительного.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2007 – 2011 гг., в течение которых осуществлялась работа по реформированию и совершенствованию информационного и материально-технического обеспечения администрации района.
Практическая значимость проекта заключается в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в предлагаемом проекте, могут быть использованы в процессе дальнейшего развития взаимодействия органов местного самоуправления между собой, с другими органами власти.
Система
информационного обеспечения
Правовой режим информационного обеспечения - это система прав, обязанностей и ответственности, связанная с его созданием, использованием и актуализацией (сопровождением).
Информационное обеспечение управления - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией.1
Информационная система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи (связей), собственно информации.
Управленческую информацию можно классифицировать по различным признакам:
1) по характеру управленческого реагирования (требующая срочных решений, предназначенная для будущих решений);
2) по форме представления (документированная, устная; компьютерная и т.д.);
3) по времени появления (текущая, суточная, месячная, годовая и т. д.);
4) по области распространения (секретная, внутренняя, внешняя);
5) по функциональной принадлежности (плановая, финансовая, техническая, маркетинговая и т. д.);
6) по принадлежности к объекту (рабочее место, отдел, управление, организация и т.д.);
7) по роли в управленческом процессе (первичная, производная, итоговая и т.д.)2.
Управленческая внутриорганизационная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия решений.
Информационное
обеспечение предполагает распространение
информации, т.е. предоставление пользователям
информации, необходимой для решения научно-производственных
задач; создание наиболее благоприятных
условий для распространения информации,
т.е. проведение административно-
Информационное обеспечение - одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента4.
Поскольку речь идет об информационном обеспечении управленческой деятельности, необходимо отметить, что в рамках любой организации информация для управления используется в двух видах: она либо оформлена как документ (план, отчет, приказ, заявка), либо имеет недокументированную форму (речевая информация и т.п.)
Таким образом, руководитель любого уровня, в отличие от рабочего или служащего, вынужден осуществлять свои функции, основываясь лишь на доступной ему информации об объекте управления. Осуществление таких действий называется информационным обеспечением управленческой деятельности. Информационное обеспечение управленческой деятельности осуществляется на основе информационной системы организации путем использования недокументированной и документированной информации с помощью специальных технологий сбора, передачи, хранения, обработки и предоставления этой информации.
На современном этапе исторического развития российского общества использование средств и систем информатизации в управлении муниципальными образованиями является хотя и не единственным, но главным рычагом достижения целей, которые стоят перед органами местного самоуправления. Дело в том, что современные методы и средства информатизации вполне доступны практически любому уровню структур местного самоуправления и имеются все возможности для эффективного использования этого инструментария для решения сложных управленческих задач и глубокого совершенствования управления.
Более того, какой бы комплекс мер по совершенствованию местного самоуправления не использовался - законодательный, организационный, политический, экономический, социальный - сами по себе эти меры не «заработают». Так или иначе, процесс реализации нововведений в управление всегда будет связан с использованием компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этом проявляется одно из важнейших свойств информатизации - ее универсализм и всепроникающая способность как инструментария, обеспечивающего процессы в деле совершенствования управления и поддержки систем управления на высоком уровне эффективности.
Доступность средств и систем информатизации для эффективного управления муниципальными образованиями не должна ассоциироваться с упрощенным пониманием сути проблемы. Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, когда компьютер имеется практически у каждого работника аппарата местного самоуправления, а документооборот как внутри организаций, так и при межведомственном взаимодействии был и остается полностью бумажным. При этом, как правило, уровень информированности руководства и аналитической деятельности администрации территории не претерпевает заметных изменений.
Такое состояние информатизации является прямым следствием нарушения известных принципов информатизации, сформулированных основоположником информатизации управления академиком В.М.Глушковым, и недостаточным вниманием к учету некоторых особенностей региональной информатизации теми, кто борется за информатизацию органа местного самоуправления.
Первая особенность состоит в том, что муниципальное образование как социально-экономическая категория - это обобщенная динамическая система. Это означает, что компьютерные информационные системы должны создаваться с учетом расширяемости их функций (состава задач, информационной базы, прикладных программ и т.д.) и постоянной готовности программно-технического комплекса и информационной системы в целом к возможным преобразованиям и/или модернизации отдельных подразделений органа местного самоуправления.
Второй особенностью является пороговая зависимость эффективности деятельности органа местного самоуправления от степени интеграции информационных ресурсов. Влияние информатизации на эффективность местного самоуправления становится заметным лишь тогда, когда преодолен некоторый пороговый уровень интеграции первичных информационных ресурсов, используемых для принятия управленческих решений. К примеру, это означает, что если внедрить АИС только по одному-двум функциональным направлениям (например, паспортный стол, ЖЭК и бюро технической инвентаризации - БТИ), то можно улучшить работу только этих органов, но накапливаемые ими информационные ресурсы по составу недостаточны для решения каких-либо серьезных задач на уровне администрации муниципального образования. Однако, если дополнительно внедрить АИС в органах земельного учета, в регистрационной палате, в органах регистрации юридических лиц, то тогда можно решать задачи, связанные с учетом населения, с налогообложением и налогооблагаемой базой, с контролем за обеспечением адресности социальной помощи действительно малоимущим гражданам.