Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
В-четвертых,
теоретическое моделирование
Одним из средств
защиты национальной безопасности России
является подготовка к возможному нанесению
ответного или превентивного
массированного удара по мировому кибернетическому
пространству, воплощенному в Internet
и объединяющему десятки миллионов пользователей
во всем мире, и прежде всего, в потенциальных
странах-агрессорах.
Принципы, основные
задачи и функции обеспечения
информационной безопасности
Принципы. Поскольку
информационная безопасность, как было
сказано выше, должна быть связующим
звеном между политикой национальной
безопасности и информационной политикой
страны, то логично было бы проводить
ее по единым принципам, общим и для
национальной безопасности, и для
информационной политики. В то же время,
если сопоставить принципы обеспечения
национальной безопасности, закрепленные
в Законе РФ «О безопасности» и в Концепции
национальной безопасности, с принципами
государственной информационной политики
(ГИП), изложенными в парламентском варианте
Концепции ГИП, то прямо они не совпадают
друг с другом, а в ряде случаев взаимопротиворечивы
по своему содержанию (например, баланс
интересов — равенство, государственные
интересы — социальная ориентация).
Так в новой
Концепции национальной безопасности
по ряду принципов, закрепленных в Законе,
раскрыто их содержание (приведено
в скобках):
• законность
(соблюдение Конституции Российской
Федерации, законодательства Российской
Федерации и норм международного
права при осуществлении
• соблюдение
баланса жизненно важных интересов
личности, общества и государства (единство,
взаимосвязь и
• не допускается
ограничение прав и свобод граждан,
за исключением случаев, прямо предусмотренных
законом (уважение прав и свобод человека);
Ряд принципов
не нашел отражения в Концепции,
хотя закреплен в Законе (взаимная
ответственность личности, общества
и государства по обеспечению
безопасности; интеграция с международными
системами безопасности);
Добавлены
новые принципы обеспечения безопасности
(приоритет политических и экономических
мер обеспечения национальной безопасности
с опорой на военный потенциал
России; сочетание централизованного
управления силами и средствами обеспечения
безопасности с передачей в соответствии
с федеративным устройством России
части полномочий в этой области
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления).
Авторы Концепции
ГИП исходят же из того, что государственная
информационная политика должна опираться
на следующие базовые принципы:
• открытости
политики (все основные мероприятия
информационной политики открыто обсуждаются
обществом и государство
• равенства
интересов (политика в равной степени
учитывает интересы всех участников
информационной деятельности вне зависимости
от их положения в обществе, формы
собственности и
• системности (при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности);
• приоритетности
отечественного производителя (при
равных условиях приоритет отдается
конкурентоспособному отечественному
производителю информационно-
• социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России);
• государственной поддержки (мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством);
• приоритетности
права (развитие и применение правовых
и экономических методов имеет приоритет
перед любыми формами административных
решений проблем информационной сферы).
Таким образом,
можно сделать вывод, что необходима
как взаимная корректировка принципов
обеспечения национальной безопасности
и реализации информационной политики,
так и учет ряда приведенных принципов
ГИП при обеспечении
Исходя из
этого к принципам обеспечения
информационной безопасности можно
отнести:
• законность (соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности);
• сбалансированность (соблюдение баланса интересов субъектов, их взаимная ответственность);
• системность;
• открытость;
• реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств);
• сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеральным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
• интеграцию
с международными системами обеспечения
информационной безопасности.
Аналогичный
подход, по-видимому, необходимо применить
и при определении задач и
функций обеспечения
Основные
задачи в сфере обеспечения
. К основным
задачам в сфере обеспечения
информационной безопасности
• формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;
• совершенствование
законодательства Российской Федерации
в сфере обеспечения
• определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения информационной безопасности;
• координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;
• создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти;
• совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;
• развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем;
• развитие
отечественной индустрии
• защита государственных
информационных ресурсов, прежде всего
в федеральных органах
• духовное возрождение России; обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных объектов);
• сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий;
• пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности;
• повышение
роли русского языка как государственного
языка и языка
• создание
оптимальных социально-
• противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере;
• организация
международного сотрудничества по обеспечению
информационной безопасности при интеграции
России в мировое информационное
пространство.
Функции государственной
системы по обеспечению информационной
безопасности
Для реализации
указанных задач
• оценка состояния информационной безопасности, в стране, определение приоритетов по интересам в информационной сфере и установление их баланса в конкретных условиях;
• выявление и учет источников внутренних и внешних угроз, проведение их мониторинга и классификации;
• определение основных направлений предотвращения угроз или минимизации ущерба от их реализации;
• организация исследований в сфере обеспечения информационной безопасности;
• разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов;
• разработка
федеральных целевых и
• организация единой системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля в этой сфере;
• страхование информационных рисков;
• подготовка специалистов по обеспечению информационной безопасности, в том числе из работников правоохранительных и судебных органов;
• информирование
общественности о реальной ситуации
в сфере обеспечения
• изучение практики обеспечения информационной безопасности, обобщение и пропаганда передового опыта такой работы в регионах;
• правовая защита прав и интересов граждан, интересов общества и государства в сфере информационной безопасности;
• организация обучения способам и методам самозащиты физических лиц от основных угроз в информационной сфере;
• содействие разработке и принятию норм международного права в сфере обеспечения информационной безопасности;
• установление
стандартов и нормативов в сфере
обеспечения информационной безопасности.
Поскольку
от эффективности выполнения последней
указанной функции во многом напрямую
зависят сроки и возможности
организации системы
Отечественные
и зарубежные стандарты в области
информационной безопасности
В Российской
Федерации сейчас насчитывается
более 22 тысяч действующих стандартов.
Стандартизация начинается с основополагающего
стандарта, устанавливающего общие
положения. На сегодняшний день такого
стандарта в области