Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

В-четвертых, теоретическое моделирование спектра  вариантов и методов применения «информационного оружия» и разработка прогноза его развития в связи  с обычным военным оружием  и выработка соответствующих  средств защиты. 

Одним из средств  защиты национальной безопасности России является подготовка к возможному нанесению  ответного или превентивного  массированного удара по мировому кибернетическому пространству, воплощенному в Internet и объединяющему десятки миллионов пользователей во всем мире, и прежде всего, в потенциальных странах-агрессорах. 

Принципы, основные задачи и функции обеспечения  информационной безопасности 

Принципы. Поскольку  информационная безопасность, как было сказано выше, должна быть связующим  звеном между политикой национальной безопасности и информационной политикой  страны, то логично было бы проводить  ее по единым принципам, общим и для  национальной безопасности, и для  информационной политики. В то же время, если сопоставить принципы обеспечения национальной безопасности, закрепленные в Законе РФ «О безопасности» и в Концепции национальной безопасности, с принципами государственной информационной политики (ГИП), изложенными в парламентском варианте Концепции ГИП, то прямо они не совпадают друг с другом, а в ряде случаев взаимопротиворечивы по своему содержанию (например, баланс интересов — равенство, государственные интересы — социальная ориентация). 
 

Так в новой  Концепции национальной безопасности по ряду принципов, закрепленных в Законе, раскрыто их содержание (приведено  в скобках): 

• законность (соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности);

• соблюдение баланса жизненно важных интересов  личности, общества и государства (единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение  их приоритетности в зависимости  от ситуации);

• не допускается  ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных  законом (уважение прав и свобод человека); 

Ряд принципов  не нашел отражения в Концепции, хотя закреплен в Законе (взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению  безопасности; интеграция с международными системами безопасности); 

Добавлены новые принципы обеспечения безопасности (приоритет политических и экономических  мер обеспечения национальной безопасности с опорой на военный потенциал  России; сочетание централизованного  управления силами и средствами обеспечения  безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области  органам государственной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления). 

Авторы Концепции  ГИП исходят же из того, что государственная  информационная политика должна опираться  на следующие базовые принципы: 

• открытости политики (все основные мероприятия  информационной политики открыто обсуждаются  обществом и государство учитывает  общественное мнение);

• равенства  интересов (политика в равной степени  учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости  от их положения в обществе, формы  собственности и государственной  принадлежности);

• системности (при реализации принятых решений  по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться  его последствия для состояния  других и всех в совокупности);

• приоритетности отечественного производителя (при  равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг);

• социальной ориентации (основные мероприятия ГИП  должны быть направлены на обеспечение  социальных интересов граждан России);

• государственной  поддержки (мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются  преимущественно государством);

• приоритетности права (развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы). 

Таким образом, можно сделать вывод, что необходима как взаимная корректировка принципов  обеспечения национальной безопасности и реализации информационной политики, так и учет ряда приведенных принципов  ГИП при обеспечении информационной безопасности. 

Исходя из этого к принципам обеспечения  информационной безопасности можно  отнести: 

• законность (соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской Федерации  при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности);

• сбалансированность (соблюдение баланса интересов субъектов, их взаимная ответственность);

• системность;

• открытость;

• реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся  ресурсов, сил и средств);

• сочетание  централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с  федеральным устройством России части полномочий в этой области  органам государственной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления;

• интеграцию с международными системами обеспечения  информационной безопасности. 

Аналогичный подход, по-видимому, необходимо применить  и при определении задач и  функций обеспечения информационной безопасности, учитывая при этом результаты сравнительного и системного анализа  других нормативных документов и  разработок по этим вопросам. 

Основные  задачи в сфере обеспечения информационной безопасности 
 

. К основным  задачам в сфере обеспечения  информационной безопасности относятся: 

• формирование и реализация единой государственной  политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных  прав и свобод граждан на информационную деятельность;

• совершенствование  законодательства Российской Федерации  в сфере обеспечения информационной безопасности;

• определение  полномочий органов государственной  власти Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в сфере  обеспечения информационной безопасности;

• координация  деятельности органов государственной  власти по обеспечению информационной безопасности;

• создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере  обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти;

• совершенствование  и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и  их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки  и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;

• развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных  стандартов и их внедрение для  всех видов информационных систем;

• развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами  распространение на внутреннем рынке;

• защита государственных  информационных ресурсов, прежде всего  в федеральных органах государственной  власти, на предприятиях оборонного комплекса;

• духовное возрождение России; обеспечение  сохранности и защиты культурного  и исторического наследия (в том  числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных объектов);

• сохранение традиционных духовных ценностей при  важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий;

• пропаганда средствами массовой информации элементов  национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности;

• повышение  роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного  общения народов России и государств — участников СНГ;

• создание оптимальных социально-экономических  условий для осуществления важнейших  видов творческой деятельности и  функционирования учреждений культуры;

• противодействие  угрозе развязывания противоборства в  информационной сфере;

• организация  международного сотрудничества по обеспечению  информационной безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство. 

Функции государственной  системы по обеспечению информационной безопасности 
 

Для реализации указанных задач государственной  системой обеспечения информационной безопасности должны осуществляться следующие  функции: 

• оценка состояния  информационной безопасности, в стране, определение приоритетов по интересам  в информационной сфере и установление их баланса в конкретных условиях;

• выявление  и учет источников внутренних и внешних  угроз, проведение их мониторинга и  классификации;

• определение  основных направлений предотвращения угроз или минимизации ущерба от их реализации;

• организация  исследований в сфере обеспечения  информационной безопасности;

• разработка и принятие законов и иных нормативных  правовых актов;

• разработка федеральных целевых и ведомственных  программ обеспечения информационной безопасности, координация работ  по их реализации;

• организация  единой системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля в этой сфере;

• страхование  информационных рисков;

• подготовка специалистов по обеспечению информационной безопасности, в том числе из работников правоохранительных и судебных органов;

• информирование общественности о реальной ситуации в сфере обеспечения информационной безопасности и работе государственных  органов в этой сфере;

• изучение практики обеспечения информационной безопасности, обобщение и пропаганда передового опыта такой работы в  регионах;

• правовая защита прав и интересов граждан, интересов общества и государства  в сфере информационной безопасности;

• организация  обучения способам и методам самозащиты физических лиц от основных угроз  в информационной сфере;

• содействие разработке и принятию норм международного права в сфере обеспечения  информационной безопасности;

• установление стандартов и нормативов в сфере  обеспечения информационной безопасности. 

Поскольку от эффективности выполнения последней  указанной функции во многом напрямую зависят сроки и возможности  организации системы обеспечения  информационной безопасности, то рассмотрим ее содержание подробнее. 

Отечественные и зарубежные стандарты в области  информационной безопасности 
 

В Российской Федерации сейчас насчитывается  более 22 тысяч действующих стандартов. Стандартизация начинается с основополагающего  стандарта, устанавливающего общие  положения. На сегодняшний день такого стандарта в области информационной безопасности нет. Девять ГОСТов: ГОСТ 28147—89, ГОСТ Р 34.10—94, ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ 29. 339-92, ГОСТ Р 50752-95, ГОСТ РВ 

Информация о работе Общие проблемы безопастности