Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

Известна  формула безопасности, закрепленная с 1992 года в Законе РФ «О безопасности»  как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз». Исходя из этого, к  основным объектам безопасности относятся: 

• личность (ее права и свободы);

• общество (его материальные и духовные ценности);

• государство (его конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность). 

Одновременно  с этим государство, организации  и граждане относятся и к основным субъектам обеспечения безопасности. Главную роль из них в этом играет государство, которое в соответствии с действующим законодательством  должно обеспечивать безопасность каждого  гражданина, а также социальную и  правовую защиту гражданам и организациям, оказывающим содействие в обеспечении  безопасности в соответствии с законом. В то же время закрепленные в этом законе положения нельзя назвать  полными и достаточными, так как  они не раскрывают механизмов определения  интересов, их соотношения и реализации, что обусловлено рядом нерешенных проблем, в том числе методологического  порядка. 

Таким образом, национальная безопасность включает в  себя три составляющие: государственную  безопасность, общественную безопасность и безопасность человека (личную безопасность). Если первая прямо связана с противодействием угрозам, независимости и территориальной  целостности страны, оборонному потенциалу, конституционному строю и связана  с защитой институтов, обеспечивающих безопасность этих ценностей, то вторая отражает потребность защиты общественного  порядка, собственности во всех ее формах, безопасности личности; третья же характеризует  защищенность интересов, прав и свобод человека. 

Взаимозависимость этих трех coставляющих национальной безопасности очевидна. 

Отсюда возникает  следующая проблема в определении  национальных интересов — установление соотношения интересов личности. 

общества  и государства. Ослабление любой  из этих составляющих — ущерб для  страны в целом и для конкретной личности, в частности, но и перекос  в определении приоритетов также  не менее опасен. Превращение, например, в 1930-е годы государственной безопасности в абсолютную величину (тождественно равную национальной безопасности) привело  страну к террору, к массовому  уничтожению граждан, подавлению общества и личности, оценке их интересов  лишь через призму интересов государства. 

Государственная безопасность тогда следовала политической формуле: народ и общество для  государства. В конце 1980-х — начале 1990-х годов объявленный приоритет  общественной безопасности, обусловленный  приоритетом целей и задач  построения гражданского общества, сопровождался  разрушением структуры органов  государственной безопасности, что (осознанно или неосознанно) оправдывалось  стремлением утвердить принцип  правового государства: государство  для личности и общества. 

Если проанализировать эволюцию подхода к решению этого  вопроса, то можно выделить три основных принципа в установлении соотношения  интересов личности, общества и государства: приоритет интересов — паритет  интересов — баланс интересов. Очевидно, более предпочтительным является принцип  баланса интересов как принцип, позволяющий наиболее полно учитывать  интересы каждого субъекта в конкретных исторических и иных условиях обстановки. 

Уровни обеспечения  национальной безопасности 

Предметная  область безопасности определяется следующими первоочередными интересами и целями: 

• достижения политической стабильности (управляемости, поддержания порядка, необходимого для нормального функционирования всех общественных и государственных  институтов, защиты конституционной  законности, прав и свобод граждан); 

• обеспечения  целостности государства (такой  его структуры и политического  режим, которые исключают угрозу распада под воздействием внутренних противоречий); 

• обороны (защиты независимости и территориальной  целостности страны от вооруженной  агрессии извне); 

• техноэкологической безопасности (предупреждения техногенных катастроф, преодоления последствий стихийных бедствий); 

• экономической  безопасности (обеспечения экономической  самостоятельности страны как условия  выживания и развития народа); 

• выбора внешнеполитических приоритетов (способствующих созданию максимально благоприятной для  России международной среды). 

Указанные цели могут быть распределены по уровням, которые определяются в соответствии с общим принципом взаимосвязи  личности, общества и государства. 

На личностном уровне — это надежная защита личной и имущественной безопасности; обеспечение  научно обоснованного и гарантированного государством минимума материальных и  экологических условий существования  при тенденции к их улучшению; 

реальное  обеспечение конституционных прав и свобод личности. 

На уровне гражданского общества — преодоление  конфронтационности в обществе, достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным проблемам политического, экономического, социального, этнонационального развития страны; выход из кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения; ускорение процессов формирования институтов самоорганизации гражданского общества; повышение созидательной активности населения; преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на началах рыночной экономики; формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества; обеспечение признанных международным правом интересов и прав граждан России, проживающих в зарубежных странах; обеспечение экономических, социальных, политических, информационных условий всестороннего развития личности. 

На государственном  уровне — неуклонное обеспечение  суверенитета и территориальной  целостности России; обеспечение  социально-политической и экономической  стабильности страны; защита и обеспечение  законных прав, свобод и интересов  гражданина; совершенствование федеративного  государственного устройства: повышение  эффективности защиты конституционного строя, правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией; 

развитие  эффективной системы международных  связей на основе партнерства и сотрудничества; создание надежного оборонного потенциала, способного к отражению любой  внешней агрессии; развитие всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ, участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе. 

Если раньше угрозы имели внешний и военный  характер, когда невоенные и военные  средства практически невозможно было применять в комплексе, то сейчас в условиях взаимозависимого мира и  новых технологий угроза национальной безопасности носит, 

как правило, комплексный характер. В одних  случаях силовое воздействие  может включать военный компонент (Ирак, Босния), в других — обходиться практически без его применения (Куба, Ливия, Иран). Наиболее яркий пример тому — поражение СССР в «холодной  войне» и его устранение с мировой  арены без применения военных  мер. 

В соответствии с перечисленными уровнями в системе  обеспечения национальной безопасности современной России реально действуют  несколько групп субъектов: 

1. Государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной, судебной власти, органы прокурорского надзора, через систему правоохранительных органов и специальные службы (в настоящее время здесь можно выделить такие первоочередные проблемы, как разделение полномочий между субъектами обеспечения безопасности «по вертикали»: РФ — субъект РФ — муниципалитеты и координация действий субъектов «по горизонтали»). 

2. Общество (в лице негосударственных организаций, представленных частными охранными и детективными предприятиями и организациями, службами безопасности, фондами, научными, информационно-аналитическими центрами и иными структурами — с одной стороны, и криминальные структуры (другая часть общества), создающие «крыши» (не те на которых металлочерепица) для борющихся за раздел сфер влияния и захвата собственности мафиозных кругов — с другой). 

3. Граждане, вынужденные заниматься самозащитой  своих прав и законных интересов  от посягательств представителей как криминальных, так, порой, и государственных структур. 

Требует дальнейшего  совершенствования организация  взаимодействия между первым и вторым уровнем — государственной и  негосударственной системами обеспечения  безопасности, и определение степени  и правил участия граждан в  обеспечении национальной безопасности, их взаимодействия с государством и  обществом. Сегодня государство  в лице своих органов рассматривает  человека, в основном, как объект своей деятельности и весьма слабо  оценивает его как субъекта отношений  в сфере общественной и личной безопасности, что может привести к негативным последствиям. 

Может наступить  отторжение органов общественной безопасности от государства, при слабой осознанности своей зависимости от общества, появляется тенденция превращения этих органов  в самодовлеющую силу, концентрирующую  свое внимание на чисто профессиональных аспектах деятельности, а долг перед  обществом все меньше осознается как основа жизнедеятельности самой  системы, в конечном счете, происходит пренебрежение судьбой личности как объекта отношений уже  и в сфере общественной безопасности. 

Личность, ощущая свое бессилие и незащищенность, ищет иные пути самозащиты (железные двери  и домофоны в квартирах, приемы самозащиты и телохранители, оружие и помощь представителей криминального мира и т. п.). В результате система государственной  и общественной безопасности начинает рассматриваться личностью либо с равнодушием, либо как враждебная сила. 

В обществе постепенно, под воздействием явлений  социального и духовного характера, пренебрежения жизнью и безопасностью  личности, начинает утверждаться культ  жестокости и насилия. 

Основные  угрозы безопасности России 

Сегодня, по оценке ученых из Отделения экономики  РАН, можно смоделировать несколько  сценариев существенного подрыва  безопасности России в результате враждебных действий (без применения военных  средств): 

1. Дезорганизация  национальной экономики — вплоть  до ее банкротства (в результате  проведения целенаправленных и  масштабных спекуляций на рынке  ценных бумаг либо массированного  предъявления платежных требований, которые РФ как страна-должник  окажется не в состоянии выполнить,  с последующим арестом зарубежного  имущества и замораживанием банковских  счетов и прочими негативными  последствиями). 

2. Экономическая  блокада, или «мягкое эмбарго» (в форме интенсивной, целенаправленной  конкуренции). 

3. Продовольственная  уязвимость. Россия рискует перейти  в импорте продуктов питания  «красную» черту: критический  для продовольственной независимости  страны уровень порядка 30 %, в  то время как в ряде промышленных  областей доля зарубежного продовольствия  составляет до 60 %. К этому сценарию  примыкает проблема биологической  деградации населения вследствие  последовательного ухудшения структуры  питания и качества продуктов  массового потребления. 

4. Технологическая  блокада. Россия пока остается  страной с образованным населением  и высокотехнологичным потенциалом. 

Однако за последние годы уровень образованности и научно-технический потенциал  существенно понизились. За десятилетие (1991—2001) финансирование науки сократилось  в 15 раз, численность научных сотрудников  — в 5 раз, а финансирование такой  специфической научно-технологической  среды как наукограды — приблизительно в 100 раз. Имело место также существенное сокращение доли расходов на НИОКР в резко уменьшившемся российском оборонном бюджете. При этом утрата научно-технического потенциала может носить необратимый характер. 

Вместе с  тем уже сейчас стала актуальной проблема информационно-коммуникационной безопасности, например, от целенаправленной компьютерной агрессии либо «ползучей» утраты действенного контроля над национальными  информационными и коммуникационными  ресурсами. Существует не только вероятность  деградации российской экономики до уровня природно-сырьевого анклава  мирового хозяйства, но и возможная  перспектива поэтапного выведения  страны из мировой торговли ресурсами. 

Информация о работе Общие проблемы безопастности