Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Известна
формула безопасности, закрепленная
с 1992 года в Законе РФ «О безопасности»
как «состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества
и государства от внутренних и
внешних угроз». Исходя из этого, к
основным объектам безопасности относятся:
• личность (ее права и свободы);
• общество (его материальные и духовные ценности);
• государство
(его конституционный строй, суверенитет
и территориальная целостность)
Одновременно
с этим государство, организации
и граждане относятся и к основным
субъектам обеспечения
Таким образом,
национальная безопасность включает в
себя три составляющие: государственную
безопасность, общественную безопасность
и безопасность человека (личную безопасность).
Если первая прямо связана с
Взаимозависимость
этих трех coставляющих национальной безопасности
очевидна.
Отсюда возникает
следующая проблема в определении
национальных интересов — установление
соотношения интересов
общества
и государства. Ослабление любой
из этих составляющих — ущерб для
страны в целом и для конкретной
личности, в частности, но и перекос
в определении приоритетов
Государственная
безопасность тогда следовала политической
формуле: народ и общество для
государства. В конце 1980-х — начале
1990-х годов объявленный
Если проанализировать
эволюцию подхода к решению этого
вопроса, то можно выделить три основных
принципа в установлении соотношения
интересов личности, общества и государства:
приоритет интересов — паритет
интересов — баланс интересов. Очевидно,
более предпочтительным является принцип
баланса интересов как принцип,
позволяющий наиболее полно учитывать
интересы каждого субъекта в конкретных
исторических и иных условиях обстановки.
Уровни обеспечения
национальной безопасности
Предметная
область безопасности определяется
следующими первоочередными интересами
и целями:
• достижения
политической стабильности (управляемости,
поддержания порядка, необходимого
для нормального
• обеспечения
целостности государства (такой
его структуры и политического
режим, которые исключают угрозу
распада под воздействием внутренних
противоречий);
• обороны
(защиты независимости и
• техноэкологической
безопасности (предупреждения техногенных
катастроф, преодоления последствий стихийных
бедствий);
• экономической
безопасности (обеспечения экономической
самостоятельности страны как условия
выживания и развития народа);
• выбора внешнеполитических
приоритетов (способствующих созданию
максимально благоприятной для
России международной среды).
Указанные
цели могут быть распределены по уровням,
которые определяются в соответствии
с общим принципом взаимосвязи
личности, общества и государства.
На личностном
уровне — это надежная защита личной
и имущественной безопасности; обеспечение
научно обоснованного и
реальное
обеспечение конституционных
На уровне
гражданского общества — преодоление
конфронтационности в обществе, достижение
и поддержание национального согласия
по жизненно важным проблемам политического,
экономического, социального, этнонационального
развития страны; выход из кризисной демографической
и экологической ситуации и обеспечение
здоровья населения; ускорение процессов
формирования институтов самоорганизации
гражданского общества; повышение созидательной
активности населения; преодоление экономического
кризиса и обеспечение поступательного
экономического развития на началах рыночной
экономики; формирование политической
и правовой культуры населения, соответствующей
принципам гражданского общества; обеспечение
признанных международным правом интересов
и прав граждан России, проживающих в зарубежных
странах; обеспечение экономических, социальных,
политических, информационных условий
всестороннего развития личности.
На государственном
уровне — неуклонное обеспечение
суверенитета и территориальной
целостности России; обеспечение
социально-политической и экономической
стабильности страны; защита и обеспечение
законных прав, свобод и интересов
гражданина; совершенствование
развитие
эффективной системы
Если раньше
угрозы имели внешний и военный
характер, когда невоенные и военные
средства практически невозможно было
применять в комплексе, то сейчас
в условиях взаимозависимого мира и
новых технологий угроза национальной
безопасности носит,
как правило,
комплексный характер. В одних
случаях силовое воздействие
может включать военный компонент
(Ирак, Босния), в других — обходиться
практически без его применения
(Куба, Ливия, Иран). Наиболее яркий пример
тому — поражение СССР в «холодной
войне» и его устранение с мировой
арены без применения военных
мер.
В соответствии
с перечисленными уровнями в системе
обеспечения национальной безопасности
современной России реально действуют
несколько групп субъектов:
1. Государство,
осуществляющее функции в этой области
через органы законодательной, исполнительной,
судебной власти, органы прокурорского
надзора, через систему правоохранительных
органов и специальные службы (в настоящее
время здесь можно выделить такие первоочередные
проблемы, как разделение полномочий между
субъектами обеспечения безопасности
«по вертикали»: РФ — субъект РФ — муниципалитеты
и координация действий субъектов «по
горизонтали»).
2. Общество
(в лице негосударственных организаций,
представленных частными охранными и
детективными предприятиями и организациями,
службами безопасности, фондами, научными,
информационно-аналитическими центрами
и иными структурами — с одной стороны,
и криминальные структуры (другая часть
общества), создающие «крыши» (не те на
которых металлочерепица) для борющихся
за раздел сфер влияния и захвата собственности
мафиозных кругов — с другой).
3. Граждане,
вынужденные заниматься
Требует дальнейшего
совершенствования организация
взаимодействия между первым и вторым
уровнем — государственной и
негосударственной системами
Может наступить
отторжение органов общественной безопасности
от государства, при слабой осознанности
своей зависимости от общества, появляется
тенденция превращения этих органов
в самодовлеющую силу, концентрирующую
свое внимание на чисто профессиональных
аспектах деятельности, а долг перед
обществом все меньше осознается
как основа жизнедеятельности самой
системы, в конечном счете, происходит
пренебрежение судьбой личности
как объекта отношений уже
и в сфере общественной безопасности.
Личность, ощущая
свое бессилие и незащищенность, ищет
иные пути самозащиты (железные двери
и домофоны в квартирах, приемы самозащиты
и телохранители, оружие и помощь
представителей криминального мира
и т. п.). В результате система государственной
и общественной безопасности начинает
рассматриваться личностью либо
с равнодушием, либо как враждебная
сила.
В обществе
постепенно, под воздействием явлений
социального и духовного
Основные
угрозы безопасности России
Сегодня, по
оценке ученых из Отделения экономики
РАН, можно смоделировать несколько
сценариев существенного
1. Дезорганизация
национальной экономики —
2. Экономическая
блокада, или «мягкое эмбарго»
(в форме интенсивной,
3. Продовольственная
уязвимость. Россия рискует перейти
в импорте продуктов питания
«красную» черту: критический
для продовольственной
4. Технологическая
блокада. Россия пока остается
страной с образованным
Однако за
последние годы уровень образованности
и научно-технический
Вместе с
тем уже сейчас стала актуальной
проблема информационно-коммуникационной
безопасности, например, от целенаправленной
компьютерной агрессии либо «ползучей»
утраты действенного контроля над национальными
информационными и