Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Об Управлении
стратегического влияния до сих
пор известно крайне мало. Его бюджет,
сформированный из дополнительных 10 млрд.
долл., утвержденный Конгрессом в октябре
2001 года для чрезвычайных нужд Пентагона,
не раскрывается. Новое управление возглавил
бригадный генерал ВВС США Симон Уорден
(Simon P. Worden). Известно, что УСВ разрабатывает
планы тайных операций с использованием
иностранных СМИ и Интернет. Управление
«собирает в министерстве обороны все
инструменты влияния на иностранные аудитории»,
заявил на одной из конференций заместитель
начальника управления по оперативной
работе Томас Тиммс (Thomas A.
Timmes), бывший
армейский полковник и специалист по психологическим
операциям.
В помощь новому
управлению Пентагон нанял Rendon Group,
международную консалтинговую фирму со
штаб-квартирой в Вашингтоне, во главе
которой стоит Джон Рендон (John W. Rendon), бывший
помощник по проведению избирательной
кампании президента Джимми Картера. Эта
фирма, которой платят 100 тыс. долл. в месяц,
проделала большую работу в интересах
ЦРУ США, королевской семьи Кувейта и Иракского
национального конгресса — оппозиционной
группировки, стремящейся свергнуть президента
Саддама Хусейна. Сотрудники Rendon Group говорят,
что по условиям их контракта с Пентагоном
они не имеют права говорить об их работе
на это ведомство.
Принятая
в США концепция защиты от нападения
с любого направления означает способность
объединенных сил защитить свой личный
состав, боевые и материально-технические
средства, необходимые для выполнения
поставленных задач. Такой вид защиты
должен быть достигнут выбором и применением
«многослойных» активных и пассивных
мер защиты в воздушном, наземном, космическом
и информационном пространствах в любых
видах военных действий.
Как видим,
во всех разделах рассматриваемой концепции,
во всех намеченных элементах преобразования
ВС США, во всех их боевых возможностях
выделен один из самых мощных факторов
влияния — информация. Подтверждается
старая истина: кто владеет информацией,
тот владеет миром. Информационное
превосходство обеспечивает быстродействие
и возможность маневра.
Но информационную
работу нельзя рассматривать только
как составляющую различных направлений
военной сферы. Информационная работа
— большая самостоятельная
Сегодня информационные
операции играют существенную роль в
достижении военного превосходства. Американцы
в своей концепции ставят вопрос
об усилении работы по объединению
информационных операций как самостоятельного
вида боевых действий с другими операциями
вооруженных сил (от физического
устранения до психологической операции
против систем защиты компьютерных сетей).
В этом контексте отдельно рассматривается
проблема оценки военного ущерба, нанесенного
противнику информационными операциями,
что является довольно трудной задачей.
Но руководство Пентагона намерено тщательно
исследовать этот вопрос в ходе учений
и экспериментов, в том числе, очевидно,
и в «полевых условиях».
Более того,
рассматривая информационные операции
как перспективный
Необходимость
развития информационных технологий,
повышения форм и методов самой
информационной работы и так никогда
не ставилась под сомнение, но наступило
время, когда и Минобороны РФ, ГРУ,
а также другие специальные ведомства
должны более внимательно взглянуть
на это направление работы, перейти
на качественно новый уровень
в этой сфере деятельности.
Информационное
оружие
Информационное
оружие, как и информационное противоборство,
по мере развития общества и информационных
технологий претерпевало изменения.
Информационное
оружие (далее — ИО) — это средства
уничтожения, искажения или хищения
информационных массивов, добывания
из них необходимой информации после
преодоления систем защиты, ограничения
или воспрещения доступа к
ним законных пользователей, дезорганизации
работы технических средств, вывода
из строя телекоммуникационных сетей,
компьютерных систем, всех средств высокотехнологического
обеспечения жизни общества и функционирования
государства.
Информационное
оружие от обычных средств поражения
отличает:
• скрытность
— возможность достигать цели
без видимой подготовки и объявления
войны;
• масштабность
— возможность наносить невосполнимый
ущерб, не признавая национальных границ
и суверенитета, без ограничения
пространства во всех сферах жизнедеятельности
человека;
• универсальность
— возможность многовариантного
использования как военных, так и гражданских
структур страны нападения против военных
и гражданских объектов страны поражения.
По оценкам
Службы внешней разведки Российской
Федерации;
сфера применения
ИО включает как военную, так и
экономическую, банковскую, социальную
и иные области потенциального противника
в целях:
• дезорганизации деятельности управленческих структур, транспортных потоков и средств коммуникации;
• блокирования
деятельности отдельных предприятий
и банков, а также базовых отраслей
промышленности путем нарушения
многозвенных технологических связей
и системы взаиморасчетов, посредством
осуществления валютно-
• инициирования крупных техногенных катастроф на территории противника в результате нарушения штатного управления технологическими процессами и объектами, имеющими дело с большими количествами опасных веществ и высокими концентрациями энергии;
• массового распространения и внедрения в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов;
• вызова недовольства
или паники среди населения, а
также провоцирования деструктивных
действий различных социальных групп.
При этом в
качестве основных объектов применения
ИО как в мирное, так и в военное время
выступают:
• компьютерные
и коммуникационные системы, используемые
государственными организациями при
выполнении своих управленческих функций;
• военная
информационная инфраструктура, решающая
задачи управления войсками и боевыми
средствами, сбора и обработки
информации в интересах вооруженных
сил;
• информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;
• средства
массовой информации, в первую очередь
электронные (радио, телевидение и
т. д.).
По области
применения информационное оружие подразделяется
на ИО военного и невоенного назначения.
ИО, применение
которого возможно в условиях открытой
войны (радиоэлектронное подавление),
включает в себя средства, обеспечивающие:
• поражение объектов противника обычными боеприпасами по целеуказаниям собственных средств радио и радиотехнической разведки и частичным самонаведением на конечном участке траектории;
• поражение высокоточными боеприпасами нового поколения, интеллектуальными боеприпасами с самостоятельным поиском цели и самонаведением на ее уязвимые элементы;
• радиолокационное подавление средств связи маскирующими помехами;
• создание имитирующих помех, затрудняющих вхождение в связь, синхронизацию в каналах передачи данных, инициирующих функций переспроса и дублирования сообщений;
• подавление
с помощью средств силовой
радиоэлектронной борьбы (РЭБ) (с помощью
мощного электромагнитного
• выведение из строя радиоэлектронных компонентов за счет воздействия больших уровней электромагнитных или ионизирующих излучений;
• силовое воздействие импульсом .высокого напряжения через сеть питания;
• нарушение свойств среды распространения радиоволн (например, срыв КВ-радиосвязи за счет модификации параметров ионосферы);
• воздействие с помощью специальных методов систем связи на ЭВМ;
• генерацию
естественной речи конкретного человека.
Особую опасность
ИО представляет для информационных
компьютерных систем органов государственной
власти, управления войсками и оружием,
финансами и банками, экономикой
страны, а также для людей при
информационно-психологическом (психофизическом)
воздействии на них с целью изменения
и управления их индивидуальным и коллективным
поведением.
При этом, по
своей результативности информационное
оружие сопоставимо с оружием массового
поражения.
К информационному
оружию, применение которого возможно
как в военное, так и в мирное
время, могут быть отнесены средства
поражения информационных компьютерных
систем и средства поражения людей
(их психики).
Возможность
применения этих и других видов информационного
оружия в условиях открытости и роста
международного информационного обмена
определяет необходимость и особенности
защиты человека, общества, государства
и информационных систем от его воздействия.
По оценке руководителей ФАПСИ, «информационное
оружие» сейчас является одной из
основных угроз информационной безопасности
государства».
Особенностью
информационного оружия является то,
что оно поражает мозг человека,
разрушает способы и формы
идентификации личности по отношению
к фиксированным общностям, трансформирует
матрицу памяти индивида, создавая
личность с заранее заданными
параметрами (типом сознания, искусственными
потребностями, формами самоопределения
и т. д.), удовлетворяющими требования
агрессора, выводит из строя системы
управления государства-противника и
его вооруженных сил.
Доказано, что
наибольшие потери вооруженные силы несут
от воздействия поражающих элементов
ИО, действующих на системы управления
и психику человека.
В последние
годы ведущими организациями-разработчиками
в России интенсивно ведутся НИР
по созданию новых средств защиты
от информационного оружия. Однако
в связи с широтой научных
исследований, относящихся к различным
сферам жизнедеятельности человека,
актуальным становится снижение стоимости
разработки средств защиты в условиях
ограниченности финансов.
Организация
защиты от такого оружия предполагает
выполнение ряда условий.
Во-первых,
наличие разработанной базовой
концепции «информационного оружия»,
позволяющей определить те психофизиологические
и социокультурные средства и
механизмы, которые необходимы для
защиты российского социума, государства
и личности на основе 'рассмотрения
общества как организованной, автономной
и самоуправляемой системы с
вписанным в нее менталитетом
и набором социокультурных
Во-вторых,
создание классификации основных способов
и форм поражения и разрушения
органов управления государства
и сознания индивида в информационной
войне с учетом особенностей цивилизационно-культурного
контекста. Эта классификация позволит
на основе особенностей российской цивилизации
выработать психологические, культурные
и концептуальные установки, образующие
систему защитных фильтров от дезорганизации
противником общественного и
индивидуального сознания путем
размывания «смыслов» российской культуры,
подмены значений в системе принятых
ценностей, стирания различий между
добром и злом, истиной и заблуждением,
прекрасным и безобразным и пр.
В-третьих,
определение механизмов воздействия
так называемых «программных закладок»
(речи в речи, изображения в изображении)
с использованием компьютеров и
других аудиовизуальных средств
на нейрофизиологический субстрат психического
мира человека, нейролингвистического
программирования, действующего на левое
и правое полушария человеческого мозга,
и разработка мероприятий, направленных
на защиту индивида от поражающего воздействия
этих «программных закладок» на матрицу
памяти и психику индивида.