Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Если ценностные
ориентации выступают как категории
устойчивые, определяющие, то национальные
интересы и национальные цели —
как категории подвижные, изменчивые,
что обусловлено конкретными
геополитическими и стратегическими
условиями, внутренней и международной
ситуацией, характером имеющихся и
зарождающихся противоречий и порождаемыми
ими угрозами национальной безопасности
в конкретно-исторической обстановке.
Ряд теоретиков
считают, что основной национальный
интерес, стоящий перед современной
Россией, заключается в воссоздании
самобытного, уникального
При этом интеграцию
России в международное сообщество
следует рассматривать, прежде всего,
как средство обеспечения национальных
интересов, так как превращение
интеграции в самоцель (и это показал
короткий исторический опыт новой России,
примером тому может послужить "Русская
Германия") сопряжено с отказом
от основных ценностных ориентации российской
цивилизации, с потерей экономической
и политической независимости.
Российские
ученые по итогам проведенного в 1995—97-х
годах исследования, исходя из ценностных
ориентации и национальных целей, пришли
к следующим определениям.
Под национальными
интересами следует понимать «осознанные
и официально выраженные (на уровне
закона, государственной доктрины,
государственной политики) потребности
страны, соотнесенные с основными
ценностными ориентациями российской
цивилизации», под национальными
целями — «сформулированные в
соответствии с национальными интересами
властью и принятые народом установки
на достижение будущего состояния общества,
государства и личности, при котором
единственным и высшим критерием
оценки деятельности государства и
власти может и должно быть благополучие
народа».
В Концепции
национальной безопасности РФ (от 10 января
2000 года) на основе и с учетом результатов
проведенных исследований существенно
дополнены и конкретизированы положения,
ранее закрепленные в Законе РФ «О
безопасности» (1992), что предопределяет
необходимость их последующего подтверждения
в новом Федеральном законе «О национальной
безопасности».
Приведем
краткий сравнительный анализ этих
отличий и изменений, поскольку
они касаются как обеспечения
безопасности, так и отношений, возникающих
при этом.
Если в
Законе шла речь только о жизненно
важных интересах, как совокупности
потребностей, удовлетворение которых
надежно обеспечивает существование
и возможности прогрессивного развития
личности, общества и государства, то
в Концепции введено понятие
национальных интересов как совокупности
сбалансированных интересов личности,
общества и государства. При этом ограничен
(хотя и условно) перечень областей, национальные
интересы в которых определяют предмет
национальной безопасности: в экономической,
социальной, внутриполитической, международной,
информационной сферах, в области военной
(оборонной), пограничной и экологической
безопасности.
Интересы
личности определены в Концепции
как полное обеспечение конституционных
прав и свобод, личной безопасности,
повышения качества и уровня жизни
(одним людям нравятся новостройки
Подмосковья, а другим дом в центре
города), физического, духовного и
интеллектуального развития. Интересы
общества состоят в упрочении
демократии, создании правового, социального
государства, достижении и поддержании
общественного согласия, духовном обновлении
России. Интересы государства состоят
в незыблемости конституционного строя,
суверенитета и территориальной
целостности России, в политической,
экономической и социальной стабильности,
в безусловном обеспечении
В Концепции
предложен и несколько иной субъектный
состав национальной безопасности и
ее обеспечения. Если в соответствии с
Законом систему безопасности образуют
органы законодательной, исполнительной
и судебной властей, государственные,
общественные и иные организации, объединения,
граждане, принимающие участие в обеспечении
безопасности, то в Концепции основу системы
обеспечения национальной безопасности
РФ составляют органы, силы и средства
обеспечения национальной безопасности,
осуществляющие меры политического, правового,
организационного, экономического, военного
и иного характера, направленные на обеспечение
безопасности личности, общества и государства.
В другом положении Концепции указывается,
что национальные интересы России носят
долгосрочный характер и обеспечиваются
институтами государственной власти во
взаимодействии с общественными организациями,
то есть здесь граждане выступают лишь
как объект безопасности, а участие общества
ограничено лишь общественными организациями.
Кроме того,
существенно скорректированы
• своевременное
выявление и нейтрализация
• преодоление
научно-технической и
• обеспечение личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;
• обеспечение полноты и совершенствование законодательства Российской Федерации при обеспечении приоритета федерального законодательства;
• принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;
• разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;
• выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
• совершенствование
механизма предупреждения возникновения
политических партий и общественных
объединений, преследующих сепаратистские
и антиконституционные цели, и
пресечения их деятельности.
Национальная
безопасность, ее определения
• В недавнем
прошлом под безопасностью
В универсальных
энциклопедических изданиях, включая
Новый иллюстрированный энциклопедический
словарь научного издательства БРЭ
(1999), это понятие отсутствует. В Большой
советской энциклопедии раскрывается
лишь понятие «безопасность международная»,
которое трактуется как «состояние экономических,
политических и других отношений между
государствами, утверждающее мирное сосуществование
государств на началах равноправия, национальную
независимость и самостоятельность народов,
а также их свободное развитие на демократической
основе». Этим понятие «безопасность»
сводилось только к противодействию внешним
опасностям и угрозам, утверждая тем самым
официальную позицию того времени об отсутствии
внутренних угроз для безопасности страны.
В восьмитомной
Советской военной энциклопедии и в Военном
энциклопедическом словаре, изданных
в 1970-80-е годы дается лишь трактовка сугубо
прикладных военно-технических видов
безопасности: «безопасность полетов»,
«безопасность плавания», «безопасное
удаление», «безопасный временной интервал»
и т. д. Применение общих понятий «безопасность»,
«военная безопасность», «безопасность
внешняя и внутренняя» почти исключалось,
так как было принято считать более точным
понятие «оборона», «защита государства».
В. Даль указывал,
что безопасность есть отсутствие опасности,
сохранность, надежность. По С. Ожегову,
безопасность — это «состояние,
при котором не угрожает опасность,
есть защита от опасности». Сегодня
появилось множество других определений
безопасности, авторы которых исходят
из разных критериев.
Иногда полагают,
что «безопасность есть состояние,
тенденции развития (в том числе
латентные) и условия жизнедеятельности
социума, его структур, институтов и
установлений, при которых обеспечивается
сохранение их качественной определенности
с объективно обусловленными инновациями
и свободное, соответствующее собственной
природе и ею определяемое функционирование».
Столь широкое
определение безопасности как состояния
или тенденций развития не раскрывает
ее специфики как социального
явления. Кроме того, если безопасность
призвана ограничивать прогресс инновациями
в рамках какой-то одной качественной
определенности, то она может стать
фактором застоя, консерватизма и
регресса. Система безопасности не
только не должна препятствовать ни количественным
(эволюционным), ни качественным (революционным)
изменениям (если они объективно назрели),
но, напротив, способствовать преодолению
без ущерба для общества и граждан
устаревших форм жизни. При этом раскрытие
понятия «безопасность» через термины
«защита», «защищенность», «защитить»
суживает его смысл. Защитить — значит,
оборонять, закрывать, загораживать что-либо;
это вещь, предмет, явление, скрывающие,
охраняющие, ограждающие кого или что-либо,
наконец, просто щит в прямом и переносном
смысле. Примерно в таком смысле трактуется
это слово в энциклопедических словарях
нашего времени. При этом приуменьшаются,
и даже игнорируются, важнейшие свойства
и функции безопасности — снижать, ослаблять,
устранять и предупреждать опасности
и угрозы.
Таким образом,
смысл слова «защищать» отражает
одну из важнейших функций
Представители
Института социально-
Другие исследователи
рассматривают безопасность страны
не как состояние, а как ее системное
свойство, позволяющее развиваться
и процветать в условиях конфликтов,
неопределенности и рисков на основе
самоорганизации и управления, и
предлагают включить в структуру
безопасности страны социальную безопасность
(в том числе государственную,
национальную), безопасность культуры
(в том числе интеллектуальную
и информационную), политическую, военную,
экономическую, экологическую безопасность
и др.
В начале 1990-х
годов комиссией союзного парламента,
созданной для проработки вопросов
по совершенствованию системы
• интересы личности, общества и государства;
• угрозы, оценку возможностей парирования угроз и защиты интересов;
• задачи, функции, структуры и органы, меры противодействия;
• доктрину,
концепцию национальной безопасности,
концепцию информационной безопасности.
Комиссия
пришла к выводу, что общенациональная
безопасность реализуется в двух
измерениях: общественном и государственном,
и подразделяется на внутреннюю и внешнюю
в зависимости от источников угроз, опасностей
и рисков для жизненно важных интересов.
Первоосновой безопасности является безопасность
личности, что предопределяет безопасность
гражданского общества и легитимность
государства.
Для обеспечения
национальной безопасности необходима
система, включающая; совокупность законодательных
актов и созданных на их основе
структур и механизмов взаимодействия
по защите интересов субъектов