Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

Если ценностные ориентации выступают как категории  устойчивые, определяющие, то национальные интересы и национальные цели —  как категории подвижные, изменчивые, что обусловлено конкретными  геополитическими и стратегическими  условиями, внутренней и международной  ситуацией, характером имеющихся и  зарождающихся противоречий и порождаемыми ими угрозами национальной безопасности в конкретно-исторической обстановке. 

Ряд теоретиков считают, что основной национальный интерес, стоящий перед современной  Россией, заключается в воссоздании  самобытного, уникального многонационального, демократического государственного образования  на собственной цивилизационной  основе, способного вобрать в себя достижения иных цивилизаций, но не подменить  ими свою самобытность. 

При этом интеграцию России в международное сообщество следует рассматривать, прежде всего, как средство обеспечения национальных интересов, так как превращение  интеграции в самоцель (и это показал  короткий исторический опыт новой России, примером тому может послужить "Русская  Германия") сопряжено с отказом  от основных ценностных ориентации российской цивилизации, с потерей экономической  и политической независимости. 

Российские  ученые по итогам проведенного в 1995—97-х  годах исследования, исходя из ценностных ориентации и национальных целей, пришли к следующим определениям. 

Под национальными  интересами следует понимать «осознанные  и официально выраженные (на уровне закона, государственной доктрины, государственной политики) потребности  страны, соотнесенные с основными  ценностными ориентациями российской цивилизации», под национальными  целями — «сформулированные в  соответствии с национальными интересами властью и принятые народом установки  на достижение будущего состояния общества, государства и личности, при котором  единственным и высшим критерием  оценки деятельности государства и  власти может и должно быть благополучие народа». 

В Концепции  национальной безопасности РФ (от 10 января 2000 года) на основе и с учетом результатов  проведенных исследований существенно  дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе РФ «О безопасности» (1992), что предопределяет необходимость их последующего подтверждения в новом Федеральном законе «О национальной безопасности». 

Приведем  краткий сравнительный анализ этих отличий и изменений, поскольку  они касаются как обеспечения  безопасности, так и отношений, возникающих  при этом. 

Если в  Законе шла речь только о жизненно важных интересах, как совокупности потребностей, удовлетворение которых  надежно обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, то в Концепции введено понятие  национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен (хотя и условно) перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в экономической, социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности. 

Интересы  личности определены в Концепции  как полное обеспечение конституционных  прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни (одним людям нравятся новостройки  Подмосковья, а другим дом в центре города), физического, духовного и  интеллектуального развития. Интересы общества состоят в упрочении  демократии, создании правового, социального  государства, достижении и поддержании  общественного согласия, духовном обновлении России. Интересы государства состоят  в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в  развитии международного сотрудничества. 

В Концепции  предложен и несколько иной субъектный состав национальной безопасности и  ее обеспечения. Если в соответствии с Законом систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, то в Концепции основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. В другом положении Концепции указывается, что национальные интересы России носят долгосрочный характер и обеспечиваются институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями, то есть здесь граждане выступают лишь как объект безопасности, а участие общества ограничено лишь общественными организациями. 

Кроме того, существенно скорректированы основные задачи по обеспечению национальной безопасности РФ, а также направления  деятельности и полномочия государственных  органов по формированию и реализации политики обеспечения национальной безопасности (Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ, Совет  Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ). Приведем лишь некоторые из них, имеющие прямое отношение к теме информационной безопасности: 

• своевременное  выявление и нейтрализация внешних  и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

• преодоление  научно-технической и технологической  зависимости Российской Федерации  от внешних источников;

• обеспечение  личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;

• обеспечение  полноты и совершенствование  законодательства Российской Федерации  при обеспечении приоритета федерального законодательства;

• принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных  государств против Российской Федерации;

• разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и  национальных интересов России;

• выработка  и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

• совершенствование  механизма предупреждения возникновения  политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и  пресечения их деятельности. 

Национальная  безопасность, ее определения 

• В недавнем прошлом под безопасностью понимали защищенность страны от нападения извне, шпионажа, покушения на государственный  и общественный строй. До последнего времени само понятие безопасности было слабо разработано, так как  исследователи мало внимания уделяли  методологическим проблемам безопасности как определенного социального  явления, что объяснялось, в свою очередь, закрытостью темы для ученых, когда обращение ученых к этим проблемам считалось деянием  просто опасным. 

В универсальных  энциклопедических изданиях, включая  Новый иллюстрированный энциклопедический  словарь научного издательства БРЭ (1999), это понятие отсутствует. В Большой советской энциклопедии раскрывается лишь понятие «безопасность международная», которое трактуется как «состояние экономических, политических и других отношений между государствами, утверждающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, национальную независимость и самостоятельность народов, а также их свободное развитие на демократической основе». Этим понятие «безопасность» сводилось только к противодействию внешним опасностям и угрозам, утверждая тем самым официальную позицию того времени об отсутствии внутренних угроз для безопасности страны. 

В восьмитомной Советской военной энциклопедии и в Военном энциклопедическом словаре, изданных в 1970-80-е годы дается лишь трактовка сугубо прикладных военно-технических видов безопасности: «безопасность полетов», «безопасность плавания», «безопасное удаление», «безопасный временной интервал» и т. д. Применение общих понятий «безопасность», «военная безопасность», «безопасность внешняя и внутренняя» почти исключалось, так как было принято считать более точным понятие «оборона», «защита государства». 

В. Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С. Ожегову, безопасность — это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Сегодня  появилось множество других определений  безопасности, авторы которых исходят  из разных критериев. 

Иногда полагают, что «безопасность есть состояние, тенденции развития (в том числе  латентные) и условия жизнедеятельности  социума, его структур, институтов и  установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями  и свободное, соответствующее собственной  природе и ею определяемое функционирование». 

Столь широкое  определение безопасности как состояния  или тенденций развития не раскрывает ее специфики как социального  явления. Кроме того, если безопасность призвана ограничивать прогресс инновациями  в рамках какой-то одной качественной определенности, то она может стать  фактором застоя, консерватизма и  регресса. Система безопасности не только не должна препятствовать ни количественным (эволюционным), ни качественным (революционным) изменениям (если они объективно назрели), но, напротив, способствовать преодолению  без ущерба для общества и граждан устаревших форм жизни. При этом раскрытие понятия «безопасность» через термины «защита», «защищенность», «защитить» суживает его смысл. Защитить — значит, оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом приуменьшаются, и даже игнорируются, важнейшие свойства и функции безопасности — снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. 

Таким образом, смысл слова «защищать» отражает одну из важнейших функций безопасности, но не исчерпывает их. 

Представители Института социально-политических исследований РАН считают, что безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению  опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания  и развития. 

Другие исследователи  рассматривают безопасность страны не как состояние, а как ее системное  свойство, позволяющее развиваться  и процветать в условиях конфликтов, неопределенности и рисков на основе самоорганизации и управления, и  предлагают включить в структуру  безопасности страны социальную безопасность (в том числе государственную, национальную), безопасность культуры (в том числе интеллектуальную и информационную), политическую, военную, экономическую, экологическую безопасность и др. 

В начале 1990-х  годов комиссией союзного парламента, созданной для проработки вопросов по совершенствованию системы безопасности страны, были определены необходимые  задачи государственных структур по выработке и реализации такой политики национальной безопасности, которая учитывала бы: 

• интересы личности, общества и государства;

• угрозы, оценку возможностей парирования угроз  и защиты интересов;

• задачи, функции, структуры и органы, меры противодействия;

• доктрину, концепцию национальной безопасности, концепцию информационной безопасности. 

Комиссия  пришла к выводу, что общенациональная безопасность реализуется в двух измерениях: общественном и государственном, и подразделяется на внутреннюю и внешнюю в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных интересов. Первоосновой безопасности является безопасность личности, что предопределяет безопасность гражданского общества и легитимность государства. 

Для обеспечения  национальной безопасности необходима система, включающая; совокупность законодательных  актов и созданных на их основе структур и механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. При этом устойчивость системы должна основываться на общенациональном согласии. Одной из основных составляющих системы  обеспечения национальной безопасности была названа информационная безопасность. В качестве условий реализации указанных алгоритмов и задач построения безопасного гражданского общества в информационной сфере были предложены: переход от идеологизированного общества к информационному, научное прогнозирование и моделирование решения возникающих проблем на альтернативной основе, законодательное регулирование и защита информационной деятельности при обеспечении достоверности, открытости и свободы информации, освобождение сознания людей от стереотипов тоталитаризма и прекращение психологической войны политического руководства против народа в любых формах ее проявления. 

Информация о работе Общие проблемы безопастности