Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

• селекционные достижения;

• фирменные  наименования и коммерческие обозначения  правообладателя;

• товарные знаки и знаки обслуживания;

• наименования мест происхождения товаров;

• другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, на которые в соответствии с законом могут признаваться или закрепляться исключительные права. 

Правовые  основы защиты информации 

В целях  охраны и защиты прав и свобод в  информационной сфере Конституция  РФ устанавливает гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственности. К основным конституционным гарантиям  относятся: 

• признание  прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (статья 17), равными (статья 19), непосредственно действующими (статья 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (статья 45);

• законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15);

• права  и свободы «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием» (статья 18);

• органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом (часть 2 статьи 24);

• механизмы  защиты наряду с государственной  защитой предусматривают право  каждого на самозащиту «всеми способами, не запрещенными законом» (часть 2 статьи 45), судебную защиту (части 1 и 2 статьи 46), международно-правовую защиту (часть 3 статьи 46);

• сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и  здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным  законом (часть 3 статьи 41). 

Важной сферой безопасности информации является защита прав собственности на нее. Информация (несмотря на ряд существенных особенностей) должна рассматриваться законом  как объект права собственности. В первой части Гражданского кодекса  РФ (ст. 128), принятого Государственной  Думой (21.10.94 г.), впервые в России информация определена в качестве объекта  права (рис. 1.1 и 1.2). 

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 года определено, что информационные ресурсы, т. е. отдельные документы или  массивы документов, в том числе  и в информационных системах, являясь  объектами отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите как материальное имущество собственника. 

Источники права на доступ к информации 

Наряду с  нормами Конституции РФ источниками  права о доступе к информации являются: 

• законы (Основы законодательства РФ о культуре, Основы законодательства РФ об Архивном фонде  и архивах; Федеральные законы «Об  информации, информатизации и защите информации», «О порядке опубликования  и вступления в силу Федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания», «О библиотечном деле», «Об  участии в международном информационном обмене» и др.);

• подзаконные  нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ);

• международные  правовые акты, международные договоры и соглашения;

• судебная практика. 

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» для реализации права на доступ к информации провозглашает  следующие дополнительные государственные  гарантии. 

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес (пункт 1 статьи 13). При этом для формирования таких ресурсов закон предусматривает, что граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. 

Перечни представляемой в обязательном порядке документированной  информации и перечни органов  и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных  информационных ресурсов, должно утверждать Правительство РФ (пункт 1 статьи 8). Оно же должно установить перечень информационных услуг (бесплатных или  с частичной оплатой для пользователя) с компенсацией затрат из средств  государственного бюджета (пункт 4 статьи 13). 

2. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения  обладают равными правами на  доступ к государственным информационным  ресурсам и не обязаны обосновывать  перед владельцем этих ресурсов  необходимость получения запрашиваемой  ими информации. Исключение составляет  информация с ограниченным доступом (пункт 1 статьи 12). При этом декларируется,  что доступ физических и юридических  лиц к государственным информационным  ресурсам является основой осуществления  общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. 

3. Органы  государственной власти и организации,  ответственные за формирование  и использование информационных  ресурсов, 

обеспечивают  условия для оперативного и полного  предоставления , пользователю документированной информации в соответствии е, обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (пункт 4 статьи 12). 

При этом перечни  информации и информационных услуг, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам должны предоставляться пользователям  бесплатно (пункт 3 статьи 12). 

4. Граждане  и организации имеют право  на доступ к документированной  информации о них, на уточнение  этой информации в целях обеспечения  ее полноты и достоверности,  имеют право знать, кто и  в каких целях использует или  использовал эту информацию. Ограничение  доступа граждан и организаций  к информации о них допустимо  лишь на основаниях, предусмотренных  федеральными законами (пункт 1 статьи 14). Владелец документированной информации  о гражданах обязан предоставить  информацию бесплатно по требованию  тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в  случаях, предусмотренных законодательством  РФ (пункт 2 статьи 14). 

5. Информация, полученная на законных основаниях  из государственных информационных  ресурсов гражданами и организациями,  может быть использована ими  для создания производной информации  в целях ее коммерческого распространения  с обязательной ссылкой на  источник информации (пункт 2 статьи 12). 

6. Отказ  в доступе к открытой информации  или предоставление. Пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. 

Во всех случаях Лица, которым отказано в  доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного  ими ущерба (пункт 1 статьи 24). 

7. Руководители, другие служащие органов государственной  власти, организаций, виновные в  незаконном ограничении доступа  к информации и нарушении режима  защиты информации, несут ответственность  в соответствии с уголовным,  гражданским законодательством  и Кодексом об административных  правонарушениях Российской Федерации  (статьи 5.29, 13.12). 

Уровни доступа  к информации с точки зрения законодательства 

Вся информация с точки зрения права делится  на несколько основных сегментов: 

1) Информация  без ограничения права доступа.  К такого рода информации, например, относится: 

• информация общего пользования, Предоставляемая  пользователям бесплатно (сюда не относится  возможность скачать фильмы бесплатно);

• информация о состоянии окружающей природной  среды, ее загрязнении — сведения (данные), полученные в результате мониторинга  окружающей природной среды, ее загрязнения (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического  оружия»);

• информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия — сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды  в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической  и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. 

№ 76-ФЗ «Об  уничтожении химического оружия», статья 1.2). 

Информация, содержащая сведения об обстоятельствах  и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан, не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне. 

2) Информация  с ограниченным доступом —  государственная тайна, служебная  тайна, коммерческая тайна, банковская  тайна, профессиональная тайна  и персональные данные как  институт охраны права неприкосновенности  частной жизни. 

3) Информация, распространение которой наносит  вред интересам общества, законным  интересам и правам граждан,  — порнография; информация, разжигающая  национальную, расовую и другую  рознь; пропаганда(в т.ч. печать листовок) и призывы к войне, ложная реклама, реклама со скрытыми вставками и т. п. — так называемая «вредная» информация. 

4) Объекты  интеллектуальной собственности  (то, что не может быть отнесено  к информации с ограниченным  доступом, но охраняется особым  порядком через институты интеллектуальной  собственности — авторское право,  патентное право, средства индивидуализации  и т. п. Исключение составляют  ноу-хау, которые охраняются в  режиме коммерческой тайны). 

5) Иная общедоступная  информация, среди которой ученые  выделяют более 20 видов открытой  общедоступной информации. 

К ограничениям и запретам следует отнести следующие  перечни: 

1. Перечень  оснований для ограничения информационных  прав: 

• защита основ  конституционного строя;

• защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов  других лиц;

• обеспечение  обороны страны и безопасности государства;

• обеспечение  общественного спокойствия в  целях предотвращения беспорядков  и борьбы с преступностью;

• предотвращение разглашения конфиденциальной информации;

• обеспечение  авторитета и беспристрастности  правосудия;

• условия  чрезвычайного положения, установленные  по закону (на определенный период). 

2. Перечень  случаев прямого ограничения  информационных прав: 

• использование  прав в целях насильственного  изменения конституционного строя;

Информация о работе Общие проблемы безопастности