Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
• селекционные достижения;
• фирменные наименования и коммерческие обозначения правообладателя;
• товарные знаки и знаки обслуживания;
• наименования мест происхождения товаров;
• другие результаты
интеллектуальной деятельности и средства
индивидуализации, на которые в соответствии
с законом могут признаваться
или закрепляться исключительные права.
Правовые
основы защиты информации
В целях
охраны и защиты прав и свобод в
информационной сфере Конституция
РФ устанавливает гарантии, обязанности,
механизмы защиты и ответственности.
К основным конституционным гарантиям
относятся:
• признание прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (статья 17), равными (статья 19), непосредственно действующими (статья 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (статья 45);
• законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15);
• права
и свободы «определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и
• органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны обеспечивать
каждому возможность
• механизмы защиты наряду с государственной защитой предусматривают право каждого на самозащиту «всеми способами, не запрещенными законом» (часть 2 статьи 45), судебную защиту (части 1 и 2 статьи 46), международно-правовую защиту (часть 3 статьи 46);
• сокрытие
должностными лицами фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни и
здоровья людей, влечет за собой ответственность
в соответствии с федеральным
законом (часть 3 статьи 41).
Важной сферой
безопасности информации является защита
прав собственности на нее. Информация
(несмотря на ряд существенных особенностей)
должна рассматриваться законом
как объект права собственности.
В первой части Гражданского кодекса
РФ (ст. 128), принятого Государственной
Думой (21.10.94 г.), впервые в России
информация определена в качестве объекта
права (рис. 1.1 и 1.2).
Федеральным
законом «Об информации, информатизации
и защите информации» от 20.02.95 года
определено, что информационные ресурсы,
т. е. отдельные документы или
массивы документов, в том числе
и в информационных системах, являясь
объектами отношений
Источники
права на доступ к информации
Наряду с
нормами Конституции РФ источниками
права о доступе к информации
являются:
• законы (Основы
законодательства РФ о культуре, Основы
законодательства РФ об Архивном фонде
и архивах; Федеральные законы «Об
информации, информатизации и защите
информации», «О порядке опубликования
и вступления в силу Федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального
Собрания», «О библиотечном деле», «Об
участии в международном
• подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);
• международные правовые акты, международные договоры и соглашения;
• судебная
практика.
Федеральный
закон «Об информации, информатизации
и защите информации» для реализации
права на доступ к информации провозглашает
следующие дополнительные государственные
гарантии.
1. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
создают доступные для каждого информационные
ресурсы по вопросам деятельности этих
органов и подведомственных им организаций,
а также в пределах своей компетенции
осуществляют массовое информационное
обеспечение пользователей по вопросам
прав, свобод и обязанностей граждан, их
безопасности и другим вопросам, представляющим
общественный интерес (пункт 1 статьи 13).
При этом для формирования таких ресурсов
закон предусматривает, что граждане,
органы государственной власти, органы
местного самоуправления и общественные
объединения обязаны представлять документированную
информацию органам и организациям, ответственным
за формирование и использование государственных
информационных ресурсов.
Перечни представляемой
в обязательном порядке документированной
информации и перечни органов
и организаций, ответственных за
сбор и обработку федеральных
информационных ресурсов, должно утверждать
Правительство РФ (пункт 1 статьи 8).
Оно же должно установить перечень
информационных услуг (бесплатных или
с частичной оплатой для
2. Граждане,
органы государственной власти,
органы местного
3. Органы
государственной власти и
обеспечивают
условия для оперативного и полного
предоставления , пользователю документированной
информации в соответствии е, обязанностями,
установленными уставами (положениями)
этих органов и организаций (пункт 4 статьи
12).
При этом перечни
информации и информационных услуг,
сведения о порядке и условиях
доступа к информационным ресурсам
должны предоставляться пользователям
бесплатно (пункт 3 статьи 12).
4. Граждане
и организации имеют право
на доступ к документированной
информации о них, на
5. Информация,
полученная на законных
6. Отказ
в доступе к открытой
Во всех
случаях Лица, которым отказано в
доступе к информации, и лица,
получившие недостоверную информацию,
имеют право на возмещение понесенного
ими ущерба (пункт 1 статьи 24).
7. Руководители,
другие служащие органов
Уровни доступа
к информации с точки зрения законодательства
Вся информация
с точки зрения права делится
на несколько основных сегментов:
1) Информация
без ограничения права доступа.
• информация общего пользования, Предоставляемая пользователям бесплатно (сюда не относится возможность скачать фильмы бесплатно);
• информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении — сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»);
• информация
в области работ по хранению, перевозке,
уничтожению химического оружия
— сведения о состоянии здоровья
граждан и объектов окружающей среды
в районах размещения объектов по
хранению химического оружия и объектов
по уничтожению химического
№ 76-ФЗ «Об
уничтожении химического
Информация,
содержащая сведения об обстоятельствах
и фактах, представляющих угрозу жизни,
здоровью граждан, не подлежит засекречиванию,
не может быть отнесена к тайне.
2) Информация
с ограниченным доступом —
государственная тайна,
3) Информация,
распространение которой
4) Объекты
интеллектуальной
5) Иная общедоступная
информация, среди которой ученые
выделяют более 20 видов открытой
общедоступной информации.
К ограничениям
и запретам следует отнести следующие
перечни:
1. Перечень
оснований для ограничения
• защита основ конституционного строя;
• защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц;
• обеспечение обороны страны и безопасности государства;
• обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью;
• предотвращение разглашения конфиденциальной информации;
• обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;
• условия
чрезвычайного положения, установленные
по закону (на определенный период).
2. Перечень
случаев прямого ограничения
информационных прав:
• использование прав в целях насильственного изменения конституционного строя;