Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
5. Угроза
дезинтеграции российского
6. Угроза
криминализации общества —
По некоторым
оценкам, криминальными группировками
в той или иной форме контролируется
60—80 % коммерческих и банковских структур.
Проявлением этой угрозы является и крупномасштабная
коррупция во всех эшелонах власти.
В целом, по
оценке российских ученых, в настоящее
время критические отметки по
более чем десяти предельным показателям
опасных социальных процессов, принятые
в развитых странах, в России перекрываются
в 1,5—3 раза. В то же время такие оценки
«катастрофичности» российской практики
в очередной раз ставят вопрос об ответственности
не только руководителей страны, политиков,
но и науки и ее представителей за результаты
такой деятельности.
По мнению
ряда отечественных ученых, в XXI веке
человека (в отношениях с властью)
и западную цивилизацию ожидают
серьезные испытания. Иранская революция
1980 года и распад СССР в 1991 году —
суть лишь первые признаки того, что
мировая система вступает в период
кризиса. Пока выбиваются слабые звенья,
но придет черед и сильных, а затем
и целого блока звеньев — западной
цивилизации с характерным для
нее типом отношений человека
и власти. Уже сейчас следует готовиться
к этому и прогнозировать возможные
варианты. Исключительно полезен
в этом отношении анализ отечественной
истории XIX—XX веков.
В России и
СССР за этот период времени уже
проиграно (промоделировано) столько
вариантов отношений «человек—
Достаточно
вспомнить, что Россия только в последнем
столетии пережила три социальных взрыва,
два из которых потрясли до основания
государство и общество. Наверное, прав
П. Я. Чаадаев, говоривший о том, что призвание
России — преподнести миру какой-то важный
урок. Урок преподнесен. Теперь в осмыслении
новой ситуации перехода от стереотипов
прежних интересов и угроз в практике
важно максимально сократить дистанцию
хаотичных, неорганизованных либо по инерции
идущих социальных процессов как у нас
в стране, так и за рубежом.
По оценке
известного «американиста» А. И. Уткина,
российская политика США формируется
сегодня в столкновении трех концепций:
примата идеологии (борьба с коммунизмом),
примата геополитики (борьба с Россией
как сверхдержавой и нежелание
восстановления ее мощи), примата постепенного
вовлечения (примирение).
Мы же, считает
он: «живем сейчас в мире обратного
движения маятника — от "планетарного
гуманизма" к осознанию мирового
эгоизма, тщетности примиренческих
потуг, наивности самовнушенных верований,
железобетона национальных интересов,
своекорыстия внешнего мира. Россия достаточно
быстро обнаружила, что коммунизм не был
единственной преградой на пути сближения
ее с Западом. Православие, коллективизм,
иная трудовая этика, отсутствие организации,
иной исторический опыт, отличный от западного
менталитет, различие взглядов элиты и
народных масс — все это и многое другое
смутило даже стопроцентных западников,
увидевших трудности построения рационального
капитализма в "нерациональном" обществе,
свободного рынка в атмосфере вакуума
власти и очага трудолюбия в условиях
отторжения конкурентной этики».
Информационная
безопасность
Следующие
факторы, наряду с задачами построения
гражданского общества в Российской
Федерации как информационного
общества с возрастанием роли информационных
ресурсов и технологий в развитии
граждан, общества и государства
в XXI веке, выводят вопросы информационной
безопасности на первый план в системе
обеспечения национальной безопасности:
• национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;
• человек и его права, информация и информационные системы и права на них — это основные объекты не только информационной
безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;
• решение
задач национальной безопасности связано
с использованием информационного
подхода как основного научно-
• проблема
национальной безопасности имеет ярко
выраженный информационный характер.
Укрепление
информационной безопасности названо
в концепции национальной безопасности
Российской Федерации в числе
важнейших долгосрочных задач. Роль
информационной безопасности и ее место
в системе национальной безопасности
страны определяется также тем, что
государственная информационная политика
тесно взаимодействует с
Государственная
информационная политика (ГИП) представляет
собой совокупность целей, отражающих
национальные интересы России в информационной
сфере, стратегических направлений
их достижения (задач) и систему мер
их реализующих, она является важной
составной частью внешней и внутренней
политики государства и охватывает
все сферы жизнедеятельности
общества.
В рамках такой
политики должны быть заложены основы
для решения таких крупных
задач, как формирование единого
информационного пространства России
и ее вхождение в мировое
В целом, сегодня
сложились две тенденции в
органах государственной власти
в определении понятия и
Истина, как
всегда, лежит посередине.
Под информационной
безопасностью (ИБ) понимается состояние
защищенности национальных интересов
страны (жизненно важных интересов
личности, общества и государства
на сбалансированной основе) в информационной
сфере от внутренних и внешних
угроз. Это соответствует логике
Закона РФ «О безопасности» и содержанию
Концепции национальной безопасности.
Перечислим
основные составляющие и аспекты
информационной безопасности (которые
не следует отождествлять с ИБ
в целом):
• защита информации
(в смысле охраны персональных данных,
государственной и служебной
тайны и других видов информации
ограниченного распространения)
• компьютерная
безопасность или безопасность данных
— набор аппаратных и программных
средств для обеспечения
При этом достигаются
следующие цели: конфиденциальность
критической информации, целостность
информации и связанных с ней
процессов (создания, ввода, обработки
и вывода); доступность информации,
когда она нужна; учет всех процессов,
связанных с информацией.
• защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры;
• защищенность
потребностей граждан, отдельных групп
и социальных слоев, массовых объединений
людей и населения в целом
в качественной (ценной) информации,
необходимой для их жизнедеятельности
(функционирования), образования и
развития, то есть
информационно-психологическая
удовлетворенность потребностей граждан
и защищенность от негативных (преднамеренных
и случайных) информационно-психологических
и информационно-технических воздействий.
Жизненно
важные интересы в информационной сфере
и угрозы жизненно важным интересам
в информационной сфере
По общей
направленности угрозы информационной
безопасности Российской Федерации
подразделяются на:
• угрозы конституционным правам и свободам граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, духовному возрождению России;
• угрозы развитию
отечественной индустрии
• угрозы безопасности
информационных ресурсов, нормальному
функционированию информационных и
телекоммуникационных систем как развернутых,
так и создаваемых на территории
России.
В Концепции
национальной безопасности особое значение
для обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации придается
использованию возможностей разведки
и контрразведки в целях
По уровням
угрозы ИБ могут быть классифицированы
следующим образом:
а) для личности:
• нарушение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;
• лишение права граждан на неприкосновенность частной жизни;
• нарушение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;
• посягательства
на объекты интеллектуальной собственности;
б) для общества:
• препятствия в построении информационного общества;
• лишение права на духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганду национального, культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;
• манипулирование массовым сознанием;
• создание
атмосферы, препятствующей приоритетному
развитию современных
в) для государства:
противодействие:
• защите интересов личности и общества;
• построению правового государства;
• формированию институтов общественного контроля за органами государственной власти;
• формированию системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;
• защите государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов;