Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

5. Угроза  дезинтеграции российского пространства как по этническому признаку, так и в результате «естественного сепаратизма». Например, существует возможность отпадения Дальнего Востока путем постепенного разрыва связей (при сохранении нынешнего состояния экономики) или стремительного отделения вследствие коллапса транспортной либо энергетической системы. 

6. Угроза  криминализации общества — утрата  государством контроля над экономической  и финансовой деятельностью. 

По некоторым  оценкам, криминальными группировками  в той или иной форме контролируется 60—80 % коммерческих и банковских структур. Проявлением этой угрозы является и крупномасштабная коррупция во всех эшелонах власти. 

В целом, по оценке российских ученых, в настоящее  время критические отметки по более чем десяти предельным показателям опасных социальных процессов, принятые в развитых странах, в России перекрываются в 1,5—3 раза. В то же время такие оценки «катастрофичности» российской практики в очередной раз ставят вопрос об ответственности не только руководителей страны, политиков, но и науки и ее представителей за результаты такой деятельности. 

По мнению ряда отечественных ученых, в XXI веке человека (в отношениях с властью) и западную цивилизацию ожидают  серьезные испытания. Иранская революция 1980 года и распад СССР в 1991 году —  суть лишь первые признаки того, что  мировая система вступает в период кризиса. Пока выбиваются слабые звенья, но придет черед и сильных, а затем  и целого блока звеньев — западной цивилизации с характерным для  нее типом отношений человека и власти. Уже сейчас следует готовиться к этому и прогнозировать возможные  варианты. Исключительно полезен  в этом отношении анализ отечественной  истории XIX—XX веков. 

В России и  СССР за этот период времени уже  проиграно (промоделировано) столько  вариантов отношений «человек—власть», что можно в какой-то степени  говорить о двух последних веках  русской истории как о «воспоминании  о будущем мира». 

Достаточно  вспомнить, что Россия только в последнем  столетии пережила три социальных взрыва, два из которых потрясли до основания государство и общество. Наверное, прав П. Я. Чаадаев, говоривший о том, что призвание России — преподнести миру какой-то важный урок. Урок преподнесен. Теперь в осмыслении новой ситуации перехода от стереотипов прежних интересов и угроз в практике важно максимально сократить дистанцию хаотичных, неорганизованных либо по инерции идущих социальных процессов как у нас в стране, так и за рубежом. 

По оценке известного «американиста» А. И. Уткина, российская политика США формируется  сегодня в столкновении трех концепций: примата идеологии (борьба с коммунизмом), примата геополитики (борьба с Россией  как сверхдержавой и нежелание  восстановления ее мощи), примата постепенного вовлечения (примирение). 

Мы же, считает  он: «живем сейчас в мире обратного  движения маятника — от "планетарного гуманизма" к осознанию мирового эгоизма, тщетности примиренческих потуг, наивности самовнушенных верований, железобетона национальных интересов, своекорыстия внешнего мира. Россия достаточно быстро обнаружила, что коммунизм не был единственной преградой на пути сближения ее с Западом. Православие, коллективизм, иная трудовая этика, отсутствие организации, иной исторический опыт, отличный от западного менталитет, различие взглядов элиты и народных масс — все это и многое другое смутило даже стопроцентных западников, увидевших трудности построения рационального капитализма в "нерациональном" обществе, свободного рынка в атмосфере вакуума власти и очага трудолюбия в условиях отторжения конкурентной этики». 

Информационная  безопасность 

Следующие факторы, наряду с задачами построения гражданского общества в Российской Федерации как информационного  общества с возрастанием роли информационных ресурсов и технологий в развитии граждан, общества и государства  в XXI веке, выводят вопросы информационной безопасности на первый план в системе  обеспечения национальной безопасности: 

• национальные интересы, угрозы им и обеспечение  защиты от этих угроз выражаются, реализуются  и осуществляются через информацию и информационную сферу;

• человек  и его права, информация и информационные системы и права на них —  это основные объекты не только информационной

безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;

• решение  задач национальной безопасности связано  с использованием информационного  подхода как основного научно-практического  метода;

• проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер. 

Укрепление  информационной безопасности названо  в концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе  важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место  в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что  государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной  политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему  информационной безопасности, где последняя  выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной  политики в единое целое. 

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений  их достижения (задач) и систему мер  их реализующих, она является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности  общества. 

В рамках такой  политики должны быть заложены основы для решения таких крупных  задач, как формирование единого  информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. 

В целом, сегодня  сложились две тенденции в  органах государственной власти в определении понятия и структуры  информационной безопасности. Представители  гуманитарного направления связывают  информационную безопасность только с  институтом тайны. Представители силовых  структур предлагают распространить сферу  информационной безопасности практически  на все вопросы и отношения  в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Эти два взаимоисключающих  подхода порождают путаницу, причем не только в журнальных статьях, но даже в законодательных актах. 

Истина, как  всегда, лежит посередине. 

Под информационной безопасностью (ИБ) понимается состояние  защищенности национальных интересов  страны (жизненно важных интересов  личности, общества и государства  на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних  угроз. Это соответствует логике Закона РФ «О безопасности» и содержанию Концепции национальной безопасности. 

Перечислим  основные составляющие и аспекты  информационной безопасности (которые  не следует отождествлять с ИБ в целом): 

• защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной  тайны и других видов информации ограниченного распространения); иногда ошибочно, скорее по инерции, отождествляют два разных понятия — защита информации и информационная безопасность, хотя это сегодня совсем не одно и то же; 

• компьютерная безопасность или безопасность данных — набор аппаратных и программных  средств для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциальности данных в компьютерных сетях, меры по защите информации от неавторизованного  доступа, разрушения модификации, раскрытия  и задержек в доступе, при этом используется термин «критические данные», под которыми понимают данные, требующие  защиты из-за вероятности нанесения (риска) ущерба и его величины в  том случае, если произойдет случайное или умышленное раскрытие, изменение или разрушение данных. Целью является обезопасить систему, защитить и гарантировать - точность и целостность информации, минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. 

При этом достигаются  следующие цели: конфиденциальность критической информации, целостность  информации и связанных с ней  процессов (создания, ввода, обработки  и вывода); доступность информации, когда она нужна; учет всех процессов, связанных с информацией. 

• защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или  искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям  информации и поддерживающей инфраструктуры;

• защищенность потребностей граждан, отдельных групп  и социальных слоев, массовых объединений  людей и населения в целом  в качественной (ценной) информации, необходимой для их жизнедеятельности (функционирования), образования и  развития, то есть 

информационно-психологическая  удовлетворенность потребностей граждан  и защищенность от негативных (преднамеренных и случайных) информационно-психологических и информационно-технических воздействий. 

Жизненно  важные интересы в информационной сфере  и угрозы жизненно важным интересам  в информационной сфере 

По общей  направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации  подразделяются на: 

• угрозы конституционным  правам и свободам граждан в области  духовной жизни и информационной деятельности, духовному возрождению  России;

• угрозы развитию отечественной индустрии средств  информатизации, телекоммуникаций и  связи, обеспечению потребностей внутреннего  рынка, выходу ее продукции на мировые  рынки, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования  отечественных информационных ресурсов;

• угрозы безопасности информационных ресурсов, нормальному  функционированию информационных и  телекоммуникационных систем как развернутых, так и создаваемых на территории России. 

В Концепции  национальной безопасности особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации придается  использованию возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения  их источников. 

По уровням  угрозы ИБ могут быть классифицированы следующим образом: 

а) для личности: 

• нарушение  конституционных прав и свобод граждан  на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной  информации;

• лишение  права граждан на неприкосновенность частной жизни;

• нарушение  права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной  информации;

• посягательства на объекты интеллектуальной собственности; 

б) для общества: 

• препятствия  в построении информационного общества;

• лишение  права на духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов  высокой нравственности, патриотизма  и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганду национального, культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

• манипулирование  массовым сознанием;

• создание атмосферы, препятствующей приоритетному  развитию современных телекоммуникационных технологий, сохранению и развитию отечественного научного и производственного  потенциала; 

в) для государства: 

противодействие: 

• защите интересов  личности и общества;

• построению правового государства;

• формированию институтов общественного контроля за органами государственной власти;

• формированию системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной  власти, обеспечивающей баланс интересов  личности, общества и государства;

• защите государственных  информационных систем и государственных  информационных ресурсов;

Информация о работе Общие проблемы безопастности