Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

• лицо, которому доверена информация, не состоит на государственной или муниципальной  службе (в противном случае информация считается служебной тайной) (например, вызов ветеринара на дом относится  к служебной тайной);

• запрет на распространение доверенной или  ставшей известной информации, которое  может нанести ущерб правам и  законным интересам доверителя, установлен федеральным законом;

• информация не относится к сведениям, составляющим государственную и коммерческую тайну. 

В соответствии с этими критериями можно выделить следующие объекты профессиональной тайны: 

1. Врачебная  тайна — информация, содержащая: 

• результаты обследования лица, вступающего в  брак;

• сведения о факте обращения за медицинской  помощью, о состоянии здоровья, диагнозе заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина;

• сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора;

• сведения о доноре и реципиенте при трансплантации органов и (или) тканей человека;

• сведения о наличии психического расстройства, фактах обращения за психиатрической  помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также  иные сведения о состоянии психического здоровья гражданина;

• иные сведения в медицинских документах гражданина. 

2. Тайна  связи — тайна переписки, телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений.

3. Нотариальная  тайна — сведения, доверенные  нотариусу в связи с совершением  нотариальных действий.

4. Адвокатская  тайна — сведения, сообщенные  адвокату гражданином в связи  с оказанием ему юридической  помощи.

5. Тайна  усыновления — сведения об  усыновлении ребенка, доверенные  на законном основании иным  лицам, кроме судей, вынесших  решение об усыновлении, и должностных  лиц, осуществляющих государственную  регистрацию этого усыновления.

6. Тайна  страхования — сведения о страхователе, застрахован' ном лице и выгодоприобретателе,  состоянии их здоровья, а также  об имущественном положении этих  лиц, полученные страховщиком  в результате своей профессиональной  деятельности.

7. Тайна  исповеди — сведения, доверенные  гражданином священнослужителю  на исповеди. 

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в  государственных органах и органах  местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных  органов, доступ к которой ограничен  федеральным законом или в  силу служебной необходимости. 

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную  тайну выступает самостоятельным  объектом права. Для осуществления  ее правовой охраны и защиты необходим  специальный Федеральный закон  «О служебной тайне». 

Информация  может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права): 

• отнесена федеральным законом к служебной  информации о деятельности государственных  органов, доступ к которой ограничен  по закону или в силу служебной  необходимости (собственная служебная  тайна);

• является охраноспособной конфиденциальной информацией («чужой тайной») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);

• не является государственной тайной и не подпадает  под перечень сведений, доступ к  которым не может быть ограничен;

• получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом. 

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может  считаться служебной тайной и  не подлежит правовой охране. В действующем  законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: 

• акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных  органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности  граждан, порядок их реализации;

• сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных  природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения  безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения  в целом, а также производственных объектов;

• описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

• порядок  рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном  порядке;

• сведения об исполнении бюджета и использовании  других государственных ресурсов, о  состоянии экономики и потребностей населения;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые  для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. 

Таким образом, к основным объектам служебной тайны  можно отнести такие виды информации, как: 

1) служебная  информация о деятельности федеральных  государственных органов, доступ  к которой ограничен федеральным  законом в целях защиты государственных  интересов: военная, тайна; 

тайна следствия (данные предварительного расследования  либо следствия); судебная тайна (тайна  совещания судей, содержание дискуссий  и результатов голосования закрытого  совещания Конституционного суда Российской Федерации, материалы закрытого  судебного заседания, тайна совещания  присяжных заседателей или в  силу служебной необходимости, порядок  выработки и принятия решения, организация  внутренней работы и т. д.); 

2) охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица. 

Особенность правоотношений в этой области состоит  в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные  лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность «чужой» тайны, ставшей  известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны  и режим ее защиты. 

Охрана персональных данных. В Европе для охраны и  защиты права на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизированной обработки личных данных о гражданах  более 25 лет назад был введен особый институт правовой охраны личности —  институт защиты персональных данных. Более чем в 20 европейских государствах приняты национальные законы о персональных данных, в ряде стран введены независимые  уполномоченные по защите персональных данных, во всех странах Европейского Союза с 1998 года создана единая унифицированная  система защиты персональных данных, в том числе в секторе телекоммуникаций. 

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» вводит понятие  «персональные данные» (статья 2); 

относит персональные данные к конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни  персональных данных должны быть закреплены федеральным законом (статья 11); требует, чтобы деятельность негосударственных  организаций и частных лиц  по обработке и предоставлению персональных данных, равно как и по проектированию, производству средств зашиты информации и обработки персональных данных, обязательно лицензировалась в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статьи 11, 19); декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в отношении персональных данных устанавливается федеральным законом (статья 21). 

Кодекс РФ об административных правонарушениях  в статье 13.11 устанавливает ответственность  за нарушение порядка сбора, хранения и распространение информации о  гражданах. 

Объектом  правоотношений здесь выступает  право на персональные данные —  информация (зафиксированная на любом  материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. 

К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта персональных данных может  нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, 

доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным  интересам: 

• биографические и опознавательные данные (в том  числе об обстоятельствах рождения, усыновления, развода);

• личные характеристики (в том числе о личных привычках  и наклонностях);

• сведения о семейном положении (в том числе  о семейных отношениях);

• сведения об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо установленных  в законе);

• о состоянии  здоровья. 

Субъектами  права здесь выступают: 

• субъекты персональных данных — лица, к которым  относятся соответствующие данные, и их наследники;

• держатели  персональных данных — органы государственной  власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание, уничтожение персональных данных (баз  персональных данных). 

Персональные  данные и работа с ними должны соответствовать  следующим требованиям: 

1. Персональные  данные должны быть получены  и обработаны законным образом  на основании действующего законодательства.

2. Персональные  данные включаются в базы персональных  данных на основании свободного  согласия субъекта, выраженного  в письменной форме, за исключением  случаев, прямо установленных  в законе.

3. Персональные  данные должны накапливаться  для точно определенных и законных  целей, не использоваться в  противоречии с этими целями  и не быть избыточными по  отношению к ним. Не допускается  объединение баз персональных  данных, собранных держателями в  разных целях, для автоматизированной  обработки информации.

4. Персональные  данные, предоставляемые держателем, должны быть точными и в  случае необходимости обновляться.

5. Персональные  данные должны храниться не  дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются,  и подлежать уничтожению по  достижении этой цели или по миновании надобности.

6. Персональные  данные охраняются в режиме  конфиденциальной информации, исключающем  их случайное или несанкционированное  разрушение или случайную их  утрату, а равно несанкционированный  доступ к данным, их изменение,  блокирование или передачу.

7. Для лиц,  занимающих высшие государственные  должности, и кандидатов на  эти должности может быть установлен  специальный правовой режим для  их персональных данных, обеспечивающий  открытость только общественно  значимых данных. 

Охрана интеллектуальной собственности. К числу основных объектов интеллектуальной собственности отнесены: 

• произведения науки, литературы и искусства;

• результаты исполнительской деятельности артистов, режиссеров. дирижеров;

• сложные  результаты творчества;

• звукозаписи  и записи изображения;

• передача радио- и телевизионных сигналов;

• изобретения;

• полезные модели;

• промышленные образцы;

• профессиональные секреты (ноу-хау);

Информация о работе Общие проблемы безопастности