Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
• защите единого
информационного пространства страны.
По происхождению основные угрозы жизненно
важным интересам личности, общества
и государства в информационной
сфере включают:
а) внутренние:
• отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;
• ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
• размывание единого правового пространства страны вследствие принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
• разрушение
единого информационного и
• отсутствие
четко сформулированной информационной
политики, отвечающей национальным целям,
ценностям и интересам;
б) внешние:
• целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем Российской Федерации;
• стремление
сократить использование
• попытки не допустить участия России на равноправной основе в международном информационном обмене;
• подготовка
к информационным войнам и использование
информационного оружия.
Информационная
война
В Концепции
национальной безопасности РФ отмечено
усиление угроз безопасности Российской
Федерации в информационной сфере
и стремление ряда стран к доминированию
в мировом информационном пространстве,
вытеснению России с внешнего и внутреннего
информационного рынка, а также
сделан вывод о том, что «серьезную
опасность представляет разработка
рядом государств концепции информационных
воин, предусматривающих создание средств
опасного воздействия на информационные
сферы других стран мира, нарушения
нормального функционирования информационных
и телекоммуникационных систем, сохранности
информационных ресурсов или получения
несанкционированного доступа к ним».
С учетом того,
что угроза ведения информационной
войны и применения информационного
оружия носит многоплановый и
актуальный характер, рассмотрим подробнее
содержание этой угрозы и особенности
ее реализации.
Информационное
противоборство присутствовало практически
во всех войнах в таких основных
формах, как ведение разведки и
противодействие ей, распространение
дезинформации, слухов и борьба с
ними (в том числе при помощи
цензуры) и т. п. С появлением новых
информационных технологий и организацией
международного информационного обмена
на новом уровне информационная составляющая
в стратегии обеспечения
По данным
ФАПСИ, за последние 15 лет расходы
на приобретение средств информационной
борьбы увеличились в США в
четыре раза и занимают сейчас там
первое место среди всех программ
по вооружению. В интересах обеспечения
информационной безопасности США Пентагон
выделяет ежегодно более 90 млн. долл. для
проведения экспериментальных исследований
по ряду направлений, в том числе
по созданию новых технологий распознавания
образов, формированию электронного образа
'боевого пространства, автоматическому
поиску, сбору и обработки информации
с помощью спутников. Информационное
противоборство в ходе ведения обычной
войны начало переходить на новую, более
высокую стадию — информационной
войны.
Термин «информационная
война» (далее — ИВ) появился в
середине 80-х годов в связи
с новыми задачами Вооруженных сил
США после окончания «холодной
войны» (разработка группы военных
теоретиков США в составе Г. Экклз,
Г. Саммерз и других); начал активно употребляться
после проведения операции «Буря в пустыне»
в 1991 году, когда новые информационные
технологии впервые были использованы
как средства ведения войны; официально
впервые закреплен в директиве Министерства
обороны США от 21 декабря 1992 года. В военных
кругах США под информационной войной
понимаются действия, предпринимаемые
для достижения информационного превосходства
в поддержке национальной военной стратегии
посредством воздействия на информацию
и информационные системы противника,
при одновременном обеспечении безопасности
и защиты собственной информации и информационных
систем.
К особенностям
информационной войны можно отнести
следующие:
• информационная война охватывает в качестве самостоятельных объектов все виды информации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования;
• объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты;
• информационная война расширяет территорию и пространство ведения войн, ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности;
• информационная
война ведется как
Концепция
«информационной войны», по оценкам
российских спецслужб, предусматривает:
• подавление
(в военное время) элементов инфраструктуры
государственного и военного управления
(поражение центров
• электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);
• получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);
• осуществление несанкциониронного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника) с последующим их искажением,
уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих систем («хакерная война»);
• формирование
и массовое распространение по информационным
каналам противника или глобальным
сетям дезинформации или
• получение
интересующей информации путем перехвата
и обработки открытой информации,
передаваемой по незащищенным каналам
связи, циркулирующей в информационных
системах, а также публикуемой
в средствах массовой информации.
Оценка основных
направлений ведения
В целях
реализации этой концепции (как в
наступательном, так и в оборонительном
плане) в США проведены и
1. Создана
объединенная (Министерством обороны
и ЦРУ) комиссия по
Политика
обеспечения национальной безопасности
и процедура ее реализации должны
быть направлены на защиту возможностей
по ведению информационных войн и
на создание всех необходимых условий
для воспрещения
2. Начата
разработка стратегии
3. Во всех
видах Вооруженных сил США
созданы спецподразделения
4. В Вооруженных
силах США проводятся учения
и штабные игры по этой
5. Проведено
пять международных
6. Принимаются
меры по ежегодному
Администрация
Клинтона в феврале 1998 года приняла
решение о развертывании
7. Ежегодно
увеличиваются ассигнования на
разработку новых видов
Информационное
превосходство в обычных и
информационных войнах
Американские
аналитики утверждают, что преобразование
вооруженных сил с целью
Информационное
превосходство — возможность
сбора, обработки и распространения
непрерывного потока информации при
воспрещении использования (получения)
информации противником. Информационное
превосходство достигается в
небоевой обстановке или в обстановке,
в которой еще нет четко
обозначившихся противников, в то время,
когда свои войска получают информацию,
необходимую им для выполнения оперативных
задач. Аналитики рассматривают
информационное превосходство как
новый уровень боеготовности, необходимость
в котором возникла за последнее
время. Расстановка таких акцентов
не бывает случайной.
Безусловно,
активная позиция Соединенных Штатов
в международной политике породила
ситуацию, в которой американская
система безопасности не может четко
ответить на вопросы: «кто?», «когда?»
и «как?» В США теперь знают,
что им приходится ожидать удара
отовсюду, ведь у многих стран мира
(в том числе и у союзников
по НАТО) есть серьезные противоречия
с ними.
Пентагон
в условиях стремительного развития
информационных возможностей отдает себе
отчет, что «информационное