Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Общие проблемы безопасности. Роль и место информационной безопасности
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Интересы различают:
а) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
б) по направленности (экономические, политические, духовные);
в) по степени осознанности (реализующиеся стихийно или на основе программы);
г) по возможности осуществления (реальные и мнимые);
д) по отношению
к объективной тенденции
е) по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
ж) по характеру субъекта (классовые, национальные, профессиональные).
Предпосылкой идеи национальных интересов стало обособление племенных, а затем государственных и национальных общностей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше — не наше.
Но
ее современное понимание начало
формироваться лишь на рубеже XVI II и
XIX столетий. Особое значение в этом
плане имело становление
Выработанные
европейской цивилизацией концепции
национальных интересов как совокупности
общих интересов граждан
В дореволюционной
России концепция национальных интересов
имела форму утверждения
В идеологии
Советского государства доминирующее
положение среди всех интересов
занимали классовые интересы, что
объяснялось известным
Следует отметить,
что даже с появлением таких понятий,
как «новая социальная и интернациональная
общность людей — советский народ»,
национальные интересы как общенародные
интересы не были определены, хотя это
логично бы вытекало из изначального понимания
«интереса» (нужды, потребности) и «нации»
(лат. natio — народ). Предполагалось, что
«после полной победы коммунизма всестороннее
сближение наций приведет к постепенному
исчезновению национальных различий».
Нация понималась
только исходя из значения в узком
смысле, как «исторически сложившаяся
форма общности людей, которая приходит
на смену народности», и рассматривалась
лишь как составная часть народа
наряду с народностями. Вместо национальных
интересов руководством правящей партии
и страны на этапе горбачевской перестройки
были предложены «общечеловеческие
ценности» в качестве главного национального
приоритета.
Центральной
проблемой в определении
В то же время
в этом понятии национальных интересов
отсутствуют потребности
Таким образом,
исходя из предложенных определений
и классификации интересов, национальный
интерес возникает только тогда,
когда его субъектом выступает
нация, что не равнозначно общенародному
интересу. Поэтому необходимо рассматривать
понятие «нация» в широком
смысле как равнозначное «народу»,
а национальные интересы определять
исходя из степени их общности. Некоторые
ученые предлагают решение этой проблемы
за счет введения понятия «общенациональные
интересы».
Существует
различие между государственными и
общественными потребностями
Такой подход
сохранялся и в советское время.
Демократические реформы 80—90-х годов,
положив начало формированию гражданского
общества, создали предпосылки для того,
чтобы в понимании национальных интересов,
а значит в формулировании задач внутренней
и внешней политики, достигался разумный
баланс между непосредственно «державными»
и общественными потребностями, принимались
во внимание интересы различных социальных
групп, частные интересы и права граждан
в их совокупности.
Во второй
половине 1990-х годов было проведено
множество исследований, конференций,
семинаров, слушаний, итогом которых
стали проекты, программы и концепции
по этой теме. Среди них можно
выделить проект «Политика национальной
безопасности Российской Федерации» (1996—2000),
подготовленный в Российском научном
фонде. В научном докладе, подводящем итоги
исследований, авторы проекта предложили
решение на основе своего понимания общенациональной
идеи, национальных интересов, ценности,
целей и приоритетов. В качестве общенациональной
идеи предложено считать «возрождение
российского государства, обустройство
России, живущей в согласии с собой и с
окружающим ее миром», высшим национальным
интересом и социальным идеалом России
— «обеспечение развития человека, устойчивого
роста уровня его жизни и благополучия
на основе соблюдения его прав и свобод»,
которые в свою очередь названы «высшей
ценностью», как общенациональная цель
— обеспечить «достойный уровень и качество
жизни каждого», как главный приоритет
государства — развитие его граждан.
Как видно
даже из этого перечисления, главной
особенностью проекта является заявленный
приоритет интересов человека перед
общественными и государственными.
В то же время
авторы другого проекта концепции
обеспечения безопасности личности,
общества, государства считают, что
«определение общенациональных интересов
России должно основываться на признании
жизненно важных интересов личности,
общества и государства в их динамике
и необходимости их реализации на
сбалансированной основе».
К числу
нерешенных пока проблем следует
отнести и соотношение
К важным проблемам
относится соотношение
В то же время
в условиях кризисного характера
развития общественных процессов в
нашей стране существует реальная опасность
слияния предметов национальных
интересов и собственно национальной
безопасности. В результате возникла
тенденция включать в это понятие
едва ли не всю проблематику жизни
и деятельности современного общества.
Национальные
интересы и безопасность России
Формирование
системы взглядов и подходов по определению
государственной политики национальной
безопасности в условиях становления
новой государственности России
началось при следующих исходных
условиях, предопределивших как особенности,
так и трудности этого
В национальном
отношении Россия представляет собой
уникальную общность. С одной стороны,
ее можно считать
Таким образом,
несмотря на, безусловно, ведущую и
интегрирующую роль русского народа,
Россия не стала «нацией-государством»
как некоторые развитые страны мира.
У русского
и других народов, населяющих нашу страну,
есть свои специфические потребности,
которые должны быть согласованы
и учтены во внутренней (особенно национальной)
и внешней политике Российского
государства. В силу этих обстоятельств
существует точка зрения, что общие
интересы России как целостного социально-политического
образования выражают интересы всех
россиян, которые и должны быть положены
в основу национальных интересов
государства.
Особенностью
современной России является и переходное
состояние российского
еще начавшегося
и встречающего все нарастающие
осложнения процесса перехода от системы
распределения материальных и трудовых
ресурсов к рыночной системе обмена
в условиях начала становления гражданского
общества требует неординарных подходов.
Демократические реформы далеки
от завершения. Все еще остро стоит
проблема перехода от сверхцентрализованной
к рыночной экономике, к интегрированию
в международные экономические структуры.
Десять лет реформ, местами разрушив, а
местами основательно подорвав господствовавшую
в течение семидесяти лет систему ценностей,
не построили на ее месте иной. Безбрежный
плюрализм, близкий к анархии, до крайности
затруднил достижения общественного согласия
по ключевым вопросам, а значит и четкое
формулирование национальных интересов.
Разработке целостной доктрины национальной
безопасности серьезно препятствовало
отсутствие политического согласия между
элитами общества по базовым концептуальным
вопросам в этой сфере.
В то же время
концепция национальных интересов
могла бы выполнить функцию консолидации
общества вокруг базовых ценностей,
которые разделяло бы подавляющее
большинство граждан, несмотря на имеющиеся
между ними идейные, социальные, национальные
и конфессиональные различия.
При определении
национальных интересов и национальной
безопасности России учитывают следующие
предпосылки:
а) объективную
слабость России, перешедшей в состав
«средних держав»;
б) потерю стратегического
интереса Запада к России, обусловленную
как слабостью, так и «замкнутостью
на себе» развитых стран Европы.
Достаточно ясно, что финансовые ограничения,
отсутствие серьезных иностранных инвестиций
и в то же время высокая ресурсная самообеспеченность
диктуют необходимость возврата к традиционной
для России континентальной стратегии,
частичный отказ от навязанного коммунистическим
мессианством и случайностями истории
глобального вовлечения России в дела
всего мира.