Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)
 
 

Общие проблемы безопасности. Роль и место информационной безопасности

Национальные  интересы и безопасность

Основанием  для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой  практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.

Под интересом  понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Интересы  различают:

а) по степени  общности (индивидуальные, групповые, общественные);

б) по направленности (экономические, политические, духовные);

в) по степени  осознанности (реализующиеся стихийно или на основе программы);

г) по возможности  осуществления (реальные и мнимые);

д) по отношению  к объективной тенденции общественного  развития (прогрессивные, реакционные, консервативные);

е) по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

ж) по характеру  субъекта (классовые, национальные, профессиональные).

Предпосылкой  идеи национальных интересов стало  обособление племенных, а затем  государственных и национальных общностей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше —  не наше.

Но  ее современное понимание начало формироваться лишь на рубеже XVI II и XIX столетий. Особое значение в этом плане имело становление институтов гражданского общества и демократических  механизмов, способствующих выявлению народной (национальной) воли и ее определяющему воздействию на политику государств. 

Выработанные  европейской цивилизацией концепции  национальных интересов как совокупности общих интересов граждан национального  государства и национальной безопасности, как системы государственной  защиты этих интересов, личности, собственности, основываются на реально существующем в развитых странах гражданском  обществе. Признанные к концу XX века практически во всем мире демократические  институты обеспечивают приближение  к такому порядку, при котором  народ если и не полновластно распоряжается  своей судьбой, то, по крайней мере, не целиком лишен такой возможности. 

В дореволюционной  России концепция национальных интересов  имела форму утверждения монархического строя. Тогда сущность государства  определялась формулой «самодержавие  — православие — народность». После Октябрьской революции 1917 года концепция национальных интересов  оказалась невостребованной уже  из-за ориентации на интернационализм. Таким образом, можно считать, что  к моменту распада СССР в 1991 году в России отсутствовала целостная  концепция национальных интересов  и их защиты. 

В идеологии  Советского государства доминирующее положение среди всех интересов  занимали классовые интересы, что  объяснялось известным положением марксистско-ленинской философии  об объяснении всех интересов, исходя из классовых: «люди всегда были и  всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными  фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать  интересы тех или иных классов». 

Следует отметить, что даже с появлением таких понятий, как «новая социальная и интернациональная  общность людей — советский народ», национальные интересы как общенародные интересы не были определены, хотя это логично бы вытекало из изначального понимания «интереса» (нужды, потребности) и «нации» (лат. natio — народ). Предполагалось, что «после полной победы коммунизма всестороннее сближение наций приведет к постепенному исчезновению национальных различий». 

Нация понималась только исходя из значения в узком  смысле, как «исторически сложившаяся  форма общности людей, которая приходит на смену народности», и рассматривалась  лишь как составная часть народа наряду с народностями. Вместо национальных интересов руководством правящей партии и страны на этапе горбачевской перестройки  были предложены «общечеловеческие  ценности» в качестве главного национального  приоритета. 

Центральной проблемой в определении национальных интересов является установление их объектного состава. Характерно, что  в отличие от английского языка, допускающего употребление понятия  Nation в качестве синонима понятия State, в русском языке два эти понятия — нация и государство — четко различаются. И многие теоретики при определении понятия национальных интересов исходили из потребностей страны, но в дальнейшем понимали под национальными интересами наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых обеспечивает их существование и развитие и которые поэтому являются важнейшими целями внутренней и внешней политики. 

В то же время  в этом понятии национальных интересов  отсутствуют потребности личности как основа интересов человека. Следует  признать, что это достаточно распространенная ошибка, когда забывают включать этот элемент в структуру национальных интересов. Производным такого подхода  является понимание национальной безопасности как совокупности только государственной  и общественной безопасности. 

Таким образом, исходя из предложенных определений  и классификации интересов, национальный интерес возникает только тогда, когда его субъектом выступает  нация, что не равнозначно общенародному  интересу. Поэтому необходимо рассматривать  понятие «нация» в широком  смысле как равнозначное «народу», а национальные интересы определять исходя из степени их общности. Некоторые  ученые предлагают решение этой проблемы за счет введения понятия «общенациональные  интересы». 

Существует  различие между государственными и  общественными потребностями людей, влияющими на формирование национальных интересов. Повсюду в мире, в том  числе в странах, обладающих многовековыми  демократическими традициями, существует большая или меньшая степень  расхождения между тем, как понимают национальные интересы элита и «простой народ», правящие круги и оппозиция. У бюрократического аппарата, составляющего  костяк государственного механизма, имеются  собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с потребностями  общества и интересами граждан. В  России больше, чем где-либо, государственный  интерес издавна доминировал  над общественным, первое место среди приоритетов однозначно отдавалось могуществу российской державы, а не благосостоянию ее граждан. 

Такой подход сохранялся и в советское время. Демократические реформы 80—90-х годов, положив начало формированию гражданского общества, создали предпосылки для того, чтобы в понимании национальных интересов, а значит в формулировании задач внутренней и внешней политики, достигался разумный баланс между непосредственно «державными» и общественными потребностями, принимались во внимание интересы различных социальных групп, частные интересы и права граждан в их совокупности. 

Во второй половине 1990-х годов было проведено  множество исследований, конференций, семинаров, слушаний, итогом которых  стали проекты, программы и концепции  по этой теме. Среди них можно  выделить проект «Политика национальной безопасности Российской Федерации» (1996—2000), подготовленный в Российском научном фонде. В научном докладе, подводящем итоги исследований, авторы проекта предложили решение на основе своего понимания общенациональной идеи, национальных интересов, ценности, целей и приоритетов. В качестве общенациональной идеи предложено считать «возрождение российского государства, обустройство России, живущей в согласии с собой и с окружающим ее миром», высшим национальным интересом и социальным идеалом России — «обеспечение развития человека, устойчивого роста уровня его жизни и благополучия на основе соблюдения его прав и свобод», которые в свою очередь названы «высшей ценностью», как общенациональная цель — обеспечить «достойный уровень и качество жизни каждого», как главный приоритет государства — развитие его граждан. 

Как видно  даже из этого перечисления, главной  особенностью проекта является заявленный приоритет интересов человека перед общественными и государственными. 

В то же время  авторы другого проекта концепции  обеспечения безопасности личности, общества, государства считают, что  «определение общенациональных интересов  России должно основываться на признании  жизненно важных интересов личности, общества и государства в их динамике и необходимости их реализации на сбалансированной основе». 

К числу  нерешенных пока проблем следует  отнести и соотношение интересов  по срокам их реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) — об актуальности этой проблемы говорит  то обстоятельство, что пока ни один из заявленных национальных интересов  в современной России не реализован в установленные сроки; и отношение  интереса к информации, о чем писал  еще К. Маркс: «идея неизменно  посрамляла себя, как только она  отделялась от интереса» и на что  указывает само понятие «интерес»  во втором его значении — желании  вникнуть в суть, узнать, понять, то есть здесь требует осмысления возможность  использования организующей— внешней информации как средства организации социальных систем. 

К важным проблемам  относится соотношение национальных интересов и национальной безопасности. С одной стороны, безопасность понимается как защищенность самих национальных интересов. С другой стороны, безопасность сама может быть определена как наиболее важный национальный интерес, поскольку  обеспечение безопасности — непременное  условие выживания страны, без  чего невозможно достижение любых других целей. 

В то же время  в условиях кризисного характера  развития общественных процессов в  нашей стране существует реальная опасность  слияния предметов национальных интересов и собственно национальной безопасности. В результате возникла тенденция включать в это понятие  едва ли не всю проблематику жизни  и деятельности современного общества. 

Национальные  интересы и безопасность России 

Формирование  системы взглядов и подходов по определению  государственной политики национальной безопасности в условиях становления  новой государственности России началось при следующих исходных условиях, предопределивших как особенности, так и трудности этого процесса. 

В национальном отношении Россия представляет собой  уникальную общность. С одной стороны, ее можно считать мононациональной, поскольку более 40% населения —  русские. С другой, в ней насчитывается  более 100 народностей, проживающих в  основном компактно на своих исторических землях и сохранивших, несмотря на мощное притяжение русского языка и культуры, свои языки, культуру, обычаи, традиции, сознание самобытности. Многие народности сохранили собственную субгосударственность или приобрели различные формы политической автономии в составе России. При доминирующей роли православного христианства около 20 % населения исповедуют ислам, существуют крупные общины приверженцев буддизма, иудаизма, т. е. практически всех основных конфессий. 

Таким образом, несмотря на, безусловно, ведущую и  интегрирующую роль русского народа, Россия не стала «нацией-государством»  как некоторые развитые страны мира. 

У русского и других народов, населяющих нашу страну, есть свои специфические потребности, которые должны быть согласованы  и учтены во внутренней (особенно национальной) и внешней политике Российского  государства. В силу этих обстоятельств  существует точка зрения, что общие  интересы России как целостного социально-политического  образования выражают интересы всех россиян, которые и должны быть положены в основу национальных интересов  государства. 

Особенностью  современной России является и переходное состояние российского общества. Концептуализация национальных интересов  и национальной безопасности России в условиях только 

еще начавшегося  и встречающего все нарастающие  осложнения процесса перехода от системы  распределения материальных и трудовых ресурсов к рыночной системе обмена в условиях начала становления гражданского общества требует неординарных подходов. Демократические реформы далеки от завершения. Все еще остро стоит  проблема перехода от сверхцентрализованной к рыночной экономике, к интегрированию в международные экономические структуры. Десять лет реформ, местами разрушив, а местами основательно подорвав господствовавшую в течение семидесяти лет систему ценностей, не построили на ее месте иной. Безбрежный плюрализм, близкий к анархии, до крайности затруднил достижения общественного согласия по ключевым вопросам, а значит и четкое формулирование национальных интересов. Разработке целостной доктрины национальной безопасности серьезно препятствовало отсутствие политического согласия между элитами общества по базовым концептуальным вопросам в этой сфере. 

В то же время  концепция национальных интересов  могла бы выполнить функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые разделяло бы подавляющее  большинство граждан, несмотря на имеющиеся  между ними идейные, социальные, национальные и конфессиональные различия. 

При определении  национальных интересов и национальной безопасности России учитывают следующие  предпосылки: 

а) объективную  слабость России, перешедшей в состав «средних держав»; 

б) потерю стратегического  интереса Запада к России, обусловленную  как слабостью, так и «замкнутостью  на себе» развитых стран Европы. Достаточно ясно, что финансовые ограничения, отсутствие серьезных иностранных инвестиций и в то же время высокая ресурсная самообеспеченность диктуют необходимость возврата к традиционной для России континентальной стратегии, частичный отказ от навязанного коммунистическим мессианством и случайностями истории глобального вовлечения России в дела всего мира. 

Информация о работе Общие проблемы безопастности