Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

рушении режима защиты информации, несут ответственность  в соответствии

с уголовным, гражданским законодательством  и законодательством об административных правонарушениях. 

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ - нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации, а также исключительные права на информацию.

Классификация правовых режимов информации:

1) Режим свободного доступа:

- режим исключительных прав;

- режим информации, отнесенной к общественному достоянию;

- режим массовой информации.

2) Режим ограниченного доступа:

- режим конфиденциальной информации

- режим информации, отнесенной к государственной тайне

2. Режим свободного доступа

Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько  режимов:

1) режим исключительных прав.

Главнейшей  функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом  интеллектуальной деятельности. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов. Посредством института  исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.

2) режим общественного достояния.

В таком режиме может находиться информация, которая незаменима и по своей  природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п.

Принципы, на которых основывается режим общественного  достояния:

а) общедоступность. Реализуется посредством  создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования  соответствующих сведений;

б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии  оправданного к тому интереса предоставляются  единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному  достоянию, и ее получения;

в) обеспеченность информации особой охраной  государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.

3) режим массовой информации.

Роль  института массовой информации характеризуется  необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы  массовой информации, гарантируемой  Конституцией Российской Федерации.

Потребитель массовой информации не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений  возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к  сфере правовой регламентации. Действующие  нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для  неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и  иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Российской Федерации в отношении  массовой информации, является недопущение  пропаганды или агитации, разжигающей  социальную, расовую, национальную или  религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.

3. Режим ограниченного доступа

Законодательство  ссылается на множество видов  информации с ограниченным доступом. Наиболее часто встречаемые понятия: "конфиденциальная информация", "нераскрытая  информация", "деловой (производственный) секрет", "тайна исповеди", "тайна  нотариальных действий", "врачебная  тайна", "коммерческая тайна", "государственная  тайна", "служебная тайна", "тайна  личной жизни", "тайна голосования", "тайна телефонных переговоров", "тайна почтовых отправлений" и т.д. В то же время нормативные  акты не дают четкой классификации  указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются  разным содержанием.

Для построения системы информации с  ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который  преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:

1) публичный интерес - охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. государственных секретов);

2) коммерческий интерес - интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции;

3) защита личных прав - неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а также неимущественные права, не связанные с имуществом.

Виды  режима ограниченного доступа:

1) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна.

Коммерческая тайна - это информация, которая обладает тремя следующими признаками:

- имеет действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу  неизвестности ее третьим лицам;

- к ней нет свободного доступа;

- обладатель этой информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности.

б) банковская тайна.

Банковская тайна - это сведения о счетах и вкладах, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению.

в) персональные данные.

Персональные данные - это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является составляющей информации о гражданах.

2) режим информации, отнесенной к  государственным секретам.

Государственные секреты подразделяются на две категории:

. государственная тайна;

. служебная тайна.

2) режим информации, отнесенной к государственным секретам.

Государственные секреты подразделяются на две категории:

. государственная тайна;

. служебная тайна.

Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности страны, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности страны, а также конституционным правам и свободам граждан.

  1. Правовой режим банковской тайны.

 

Правовой режим банковской тайны  определен ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ "О  банках и банковской деятельности". В соответствии со ст. 857 ГК банки  гарантируют тайну банковского  счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Статья 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" определяет объем  информации, охраняемой банковской тайной, несколько шире. Так, кредитная организация  гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а так же об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией.

Рассмотрим  более подробно, что понимать под  «иными сведениями».

Иные  сведения, устанавливаемые кредитной  организацией

Вопрос  о том, что российский законодатель имел в виду под «иными сведениями, устанавливаемыми кредитной организацией», входящими в объем банковской тайны не получил однозначного разрешения в литературе.

Большинство специалистов согласны с утверждением, что сведения, в отношении которых  действует режим банковской тайны, должны касаться непосредственно клиентов кредитной организации. Возникает  вопрос, какие дополнительные («иные») сведения подлежат охране в режиме банковской тайны. Законодательством  не предусмотрены ни порядок, ни основания  отнесения банком сведений к банковской тайне. Распространение на банковскую тайну норм, регулирующих коммерческую тайну, не представляется возможным  ввиду существенных различий между  этими видами конфиденциальной информации. При установлении перечня кредитная  организация должна исходить исключительно  из интересов клиента и необходимости  предотвращения возможности причинения ущерба клиенту.

  1. Правовой режим служебной тайны.

 

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной  тайны. Вместе с тем анализ нормативных  актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне. 

 

Попросту говоря, служебная  тайна - это информация, доступ к  которой ограничен органами государственной  власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан  в различного рода банки, характере  заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными  органами. 

 

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня  сведений конфиденциального характера» разница между служебной и  коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна - это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные  сведения, доступ к которым ограничен  органами государственной власти. Для  того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к  утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению  о порядке обращения со служебной  информацией ограниченного распространения  в федеральных органах исполнительной власти. 

 

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах  исполнительной власти, а также в  подведомственных им предприятиях, в  учреждениях и организациях. Определен  гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения  относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение  которой диктуется служебной  необходимостью. 

 

Положение предписывает руководителям  федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции  определять категорию должностных  лиц, уполномоченных относить служебную  информацию к разряду ограниченного  распространения, обеспечивать ее защиту и т. д. 

 

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной  тайны являются, как минимум, все  служащие, которые работают в государственных  органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.  

 

В государственных и негосударственных  структурах установлен определенный порядок  реализации целей и задач, своя система  планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести  к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

 

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

  • информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);
  • информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;
  • информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;
  • информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к  служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных  сделок, однако их разглашение может  причинить имущественный ущерб  организации и вред ее деловой  репутации. 

 

Как видно из примеров, служебная  тайна относится к негосударственной  тайне (ввиду того, что служебная  тайна не является государственной  тайной), однако ее правовой режим устанавливается  государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации. 

 

Таким образом, к служебной  тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится  информация о деятельности государственных  органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный  интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным  органом в пределах своей компетенции  для выполнения возложенных на него функций. 

Информация о работе Лекции по "Информационное право"