Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

• законодательство о средствах массовой информации;

• законодательство о библиотечном деле;

• законодательство об архивном фонде и архивах;

• законодательство о государственной тайне;

• законодательство о коммерческой тайне;

• законодательство о персональных данных.

 

  1. Структура  информационного законодательства и его место в системе российского законодательства.

 

Законодательство в сфере  информационной деятельности и соответствующих  отношений только складывается и  ставить вопрос о его кодификации  или завершенной систематизации преждевременно. Систематизация нормативного материала в рассматриваемой  области затруднена еще и потому, что нормы, регулирующие эти отношения, рассредоточены в настоящее время  по разным отраслям законодательства, а специальных федеральных законов  в данной области пока немного. Большинство  субъектов Российской Федерации  активно формируют свои пакеты законодательства в данной области, порой обгоняя  темпы федерального уровня. 
 
В развитие конституционной основы информации и информатизации к настоящему времени принято и действует около десятка специальных федеральных законов. Это законы: об информации, информатизации и защите информации, об участии в международном информационном обмене, о государственной тайне, а также комплекс актов по архивным фондам и архивам РФ, по библиотекам страны, закон об обязательном экземпляре документов, ряд актов, связанных с определением правового статуса органов исполнительной власти, действующих в области информации. Достаточно громоздок пакет нормативных актов по СМИ, телерадиовещанию и средствам связи. Многие важные акты находятся пока в проектах. 
 
Кроме специальных законов, образующих основу информационного законодательства, активную роль в сфере информации играют все кодексы, в которых содержатся нормы о порядке работы с информацией как самостоятельным объектом (например, ст.779 ГК РФ об информационных услугах, ст.160 ГК РФ об использовании электронной подписи, гл. 38 ГК о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ст.744 о работе с документами при реализации строительного подряда). Аналогично можно выявить много статей УК РФ, относящихся к установлению ответственности за преступления, связанные с информацией и нарушением правил работы с ней (и это не ограничивается главой УК о компьютерных преступлениях). 
 
В большинстве законов РФ по другим (не чисто информационным) отношениям содержатся статьи и даже главы об информационном обеспечении соответствующей области отношений или о порядке сбора, хранения и использования информации. Это еще один пласт нормативных источников, слабо связанных и согласованных между собой с точки зрения методологии работы с информацией и правового регулирования соответствующих отношений. В значительной мере это касается проблем лицензирования, сертификации, права доступа к информации. 
 
Отсюда возникают великие трудности в практике правоприменения и исполнения законов. Каждая отрасль государственного строительства и управления, сфера экономической и иной деятельности разрабатывает правила в области информации и информатизации как бы самостоятельно, что приводит к увеличению затрат и несовместимости в процессе функционирования всего социального организма. 
 
Колоссальная работа проводится субъектами Российской Федерации в области формирования, упорядочения и использования информационных ресурсов. В большинстве субъектов РФ приняты специальные законы, а общее число актов, связанных с информационной проблематикой, не считая вопросов СМИ, доходит в отдельных субъектах до 50-70 специальных актов. 
 
В условиях достаточно беспорядочного развития нормативной основы и трудностей ее упорядочения с точки зрения задач информатики и учета условий глобальных информационных процессов важное значение приобретает вопрос о классификации нормативного материала в рассматриваемой сфере. Наиболее рациональным является подход, который обеспечивает систематизацию предметов правового регулирования в информационной сфере. Последние изыскания по данному вопросу сектора информационного права ИГП РАН позволяют предложить обобщение всей проблематики по 10 блокам: 
 
Решение общих организационных проблем: государственная политика в области информации и информатизации, концепции и программы развития законодательства, номенклатура научных специальностей по информатике; органы государственного управления в области информации, информатизации; решение проблем языка; виды нормативно-правовых актов по проблемам информатики. 
 
Информация. Информационные ресурсы 
 
Здесь четыре предметных подблока: 
 
Общие проблемы информации (документированная информация, информационные ресурсы, недокументированная информация, носители информации); 
 
Правовой режим информационного ресурса (документирование, документооборот, собственность на информационный ресурс, интеллектуальная собственность на информационный продукт, национальное достояние; категории информации по доступу - открытая информация, информация, не подлежащая ограничению по доступу, информация ограниченного доступа); 
 
Виды информационных ресурсов (архивы, архивные фонды; библиотечные фонды, музейные фонды; реестры, кадастры, классификаторы; научно-техническая информация; правовая информация; служебная информация, официальная информация; массовая информация; деловая информация и т.д.); 
 
Регистрация и учет информационных ресурсов (инвентаризация, индексация, бухгалтерский учет); 
 
Право на информацию (производство информации, поиск, доступ к информации, получение информации, передача (обмен) информации, сбор и хранение информации, распространение информации, использование информации, в том числе в личных, служебных, коммерческих целях; использование информации через глобальные сети, включая Интернет; субъекты права на информацию); 
 
Международный обмен информации 
 
Информатизация (проектирование и разработка информационных систем и технологий: локальные, корпоративные, федеральные, региональные, местные информационные системы; формирование, развитие и использование информационных систем; коммуникационные технологии и связь); 
 
СМИ. Телерадиовещание 
 
Информационная безопасность (защита открытой информации, охрана государственной тайны, обеспечение защиты информации ограниченного доступа кроме государственной тайны, страхование информации, информационных ресурсов); 
 
Управление в области информации и информатизации (программы и координация деятельности в области информатизации, стандартизация и сертификация в сфере информатизации и связи, лицензирование деятельности в области информатизации и связи, организация регистрации и учета информационных ресурсов, информационных систем, программной продукции, государственный контроль и надзор в области информатизации, связи, экспертиза в области информатизации, финансирование в области информатизации, подготовка, повышение квалификации кадров в области информатизации, обеспечение условий формирования информационного общества); 
 
Информационная деятельность. Информационные отношения (формирование и использование информационных ресурсов, информационных систем для собственных потребностей субъекта, формирование и использование информационных ресурсов, информационных систем, информационно-коммуникационных систем для систем государственного и муниципального управления, формирование и использование федеральных информационных ресурсов, информационных систем, сетей, информационные отношения субъектов в процессе их деятельности). В данном блоке размещаются такие предметные области деятельности, как: специализация организаций на информационной деятельности; деятельность по обеспечению информационных потребностей граждан, населения; информационное обеспечение местного самоуправления; деятельность по информационному обеспечению юридических лиц и общественных организаций; информационные услуги. Здесь же сосредоточены нормы по регулированию рынка информации и услуг; информационное обеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение выборов, референдумов; правопреемственность по информационным ресурсам, информационным системам при реорганизации органов власти и организаций; оформление договоров, соглашений, контрактов и иных правовых актов и т.д.; 
 
Ответственность за правонарушения в области информации и информатизации (преступления, касающиеся информации и информатизации, преступления касающиеся государственной тайны, компьютерные преступления; административно-правовые нарушения (проступки); дисциплинарные нарушения при работе с информацией; материальная ответственность).

 

  1. Информационно-правовые нормы: понятие, особенности.

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они  регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи  все основные, характерные черты  норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и  вводятся в действие в установленный  законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в  том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере  в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Классификация информационно-правовых норм следующая:

1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов – императивные и диспозитивные.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру  элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают  правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию  и обеспечение процессов обращения  информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных  материальными информационными  нормами в рамках регулируемых информационных отношений.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать  информационные правоотношения, и указывает  на круг субъектов – участников этих правоотношений. Например, при  установлении порядка получения  информации от государственных структур определяются условия обращения  потребителя к этому органу и  выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы  составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.

4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм – диспозитивные и императивные.

5. По сфере их применения (по масштабу действия):

  • нормы федерального уровня и действия;
  • нормы субъектов РФ;
  • нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования:

  • общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;
  • межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
  • отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
  • на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.
  1. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения.

 

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми  нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для  них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение — результат регулирующего воздействия  соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую  форму, т.е. становится правовым. При  этом информационно-правовая норма  регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов — участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.

Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в  конкретные (субъективные) права и  обязанности участников общественных отношений. Право в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально  неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся  ко множеству лиц, находящихся в  сфере действия правовой нормы. Право  в субъективном смысле — индивидуализированное  право. В нем общие юридические  права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц  и таким образом переводят  его в плоскость правоотношений.

В дальнейшем под информационным правоотношением  будем понимать урегулированное  информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей  взаимных прав и обязанностей, установленных  и гарантированных информационно-правовой нормой.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

  • а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;
  • б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);
  • в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее — объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) — документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;
  • г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Исследование содержания информационного  правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.

Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений :

  • производители, или создатели, информации, в том числе авторы,
  • обладатели информации (информационных объектов),
  • потребители информации.

С помощью этой модели легко исследовать  поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и  организации информации и информационных объектов и провести классификацию  информационных правоотношений.

  1. Классификация информационных правоотношений.

Классификацию информационных правоотношений можно  проводить либо по виду информации, либо на основе анализа информационных процессов в информационной сфере.

По виду информации информационные правоотношения можно подразделить на три большие группы, имеющие  общий характер:

· правоотношения по поводу информации, которая находится в гражданском  обороте (имущественные отношения);

· правоотношения по поводу информации, которая находится в административном обороте (регулирование общественных отношений, в том числе и в  информационной сфере);

· правоотношения по поводу информации, которая находится в общественном (публичном) обороте (сведения информационного  характера или массовая информация).

В зависимости от того, в какой области  информационной сферы субъекты вступают в информационные правоотношения, им присущи различные права и  обязанности, а информационные процессы строятся по разным схемам.

Информационные правоотношения, возникающие  при осуществлении поиска, получения  и потребления информации.

В этой области потребители информации реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации. Потребители вступают в правоотношения с производителями информации. Производители подразделяются на два класса - государственные организации и органы местного самоуправления, действующие в соответствии с возложенными на них обязанностями по производству и распространению информации или авторы произведений и собственники информационных объектов. Производители обязаны предоставлять информацию, в указанных законом случаях, и несут ответственность за ее достоверность, полноту и своевременность предоставления.

Информационные правоотношения, возникающие  при производстве, передаче и распространении  информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Данная  группа информационных правоотношений регулируется в зависимости от вида и формы производимой и распространяемой информации и степени ее открытости.

Информационные правоотношения в  области открытой информации носят  гражданско-правовой и административно-правовой характер. Основные правоотношения, возникающие при обороте открытой информации, связаны защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на информационные объекты. Часть правоотношений, которые возникают при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя и лицензированию коммерческих организаций, регулируется нормами административно-правового характера.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"