Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций
Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]
• законодательство о средствах массовой информации;
• законодательство о библиотечном деле;
• законодательство об архивном фонде и архивах;
• законодательство о государственной тайне;
• законодательство о коммерческой тайне;
• законодательство о персональных данных.
Законодательство в сфере
информационной деятельности и соответствующих
отношений только складывается и
ставить вопрос о его кодификации
или завершенной систематизации
преждевременно. Систематизация нормативного
материала в рассматриваемой
области затруднена еще и потому,
что нормы, регулирующие эти отношения,
рассредоточены в настоящее время
по разным отраслям законодательства,
а специальных федеральных
В развитие конституционной основы информации
и информатизации к настоящему времени
принято и действует около десятка специальных
федеральных законов. Это законы: об информации,
информатизации и защите информации, об
участии в международном информационном
обмене, о государственной тайне, а также
комплекс актов по архивным фондам и архивам
РФ, по библиотекам страны, закон об обязательном
экземпляре документов, ряд актов, связанных
с определением правового статуса органов
исполнительной власти, действующих в
области информации. Достаточно громоздок
пакет нормативных актов по СМИ, телерадиовещанию
и средствам связи. Многие важные акты
находятся пока в проектах.
Кроме специальных законов, образующих
основу информационного законодательства,
активную роль в сфере информации играют
все кодексы, в которых содержатся нормы
о порядке работы с информацией как самостоятельным
объектом (например, ст.779 ГК РФ об информационных
услугах, ст.160 ГК РФ об использовании электронной
подписи, гл. 38 ГК о выполнении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, ст.744
о работе с документами при реализации
строительного подряда). Аналогично можно
выявить много статей УК РФ, относящихся
к установлению ответственности за преступления,
связанные с информацией и нарушением
правил работы с ней (и это не ограничивается
главой УК о компьютерных преступлениях).
В большинстве законов РФ по другим (не
чисто информационным) отношениям содержатся
статьи и даже главы об информационном
обеспечении соответствующей области
отношений или о порядке сбора, хранения
и использования информации. Это еще один
пласт нормативных источников, слабо связанных
и согласованных между собой с точки зрения
методологии работы с информацией и правового
регулирования соответствующих отношений.
В значительной мере это касается проблем
лицензирования, сертификации, права доступа
к информации.
Отсюда возникают великие трудности в
практике правоприменения и исполнения
законов. Каждая отрасль государственного
строительства и управления, сфера экономической
и иной деятельности разрабатывает правила
в области информации и информатизации
как бы самостоятельно, что приводит к
увеличению затрат и несовместимости
в процессе функционирования всего социального
организма.
Колоссальная работа проводится субъектами
Российской Федерации в области формирования,
упорядочения и использования информационных
ресурсов. В большинстве субъектов РФ
приняты специальные законы, а общее число
актов, связанных с информационной проблематикой,
не считая вопросов СМИ, доходит в отдельных
субъектах до 50-70 специальных актов.
В условиях достаточно беспорядочного
развития нормативной основы и трудностей
ее упорядочения с точки зрения задач
информатики и учета условий глобальных
информационных процессов важное значение
приобретает вопрос о классификации нормативного
материала в рассматриваемой сфере. Наиболее
рациональным является подход, который
обеспечивает систематизацию предметов
правового регулирования в информационной
сфере. Последние изыскания по данному
вопросу сектора информационного права
ИГП РАН позволяют предложить обобщение
всей проблематики по 10 блокам:
Решение общих организационных проблем:
государственная политика в области информации
и информатизации, концепции и программы
развития законодательства, номенклатура
научных специальностей по информатике;
органы государственного управления в
области информации, информатизации; решение
проблем языка; виды нормативно-правовых
актов по проблемам информатики.
Информация. Информационные ресурсы
Здесь четыре предметных подблока:
Общие проблемы информации (документированная
информация, информационные ресурсы, недокументированная
информация, носители информации);
Правовой режим информационного ресурса
(документирование, документооборот, собственность
на информационный ресурс, интеллектуальная
собственность на информационный продукт,
национальное достояние; категории информации
по доступу - открытая информация, информация,
не подлежащая ограничению по доступу,
информация ограниченного доступа);
Виды информационных ресурсов (архивы,
архивные фонды; библиотечные фонды, музейные
фонды; реестры, кадастры, классификаторы;
научно-техническая информация; правовая
информация; служебная информация, официальная
информация; массовая информация; деловая
информация и т.д.);
Регистрация и учет информационных ресурсов
(инвентаризация, индексация, бухгалтерский
учет);
Право на информацию (производство информации,
поиск, доступ к информации, получение
информации, передача (обмен) информации,
сбор и хранение информации, распространение
информации, использование информации,
в том числе в личных, служебных, коммерческих
целях; использование информации через
глобальные сети, включая Интернет; субъекты
права на информацию);
Международный обмен информации
Информатизация (проектирование и разработка
информационных систем и технологий: локальные,
корпоративные, федеральные, региональные,
местные информационные системы; формирование,
развитие и использование информационных
систем; коммуникационные технологии
и связь);
СМИ. Телерадиовещание
Информационная безопасность (защита
открытой информации, охрана государственной
тайны, обеспечение защиты информации
ограниченного доступа кроме государственной
тайны, страхование информации, информационных
ресурсов);
Управление в области информации и информатизации
(программы и координация деятельности
в области информатизации, стандартизация
и сертификация в сфере информатизации
и связи, лицензирование деятельности
в области информатизации и связи, организация
регистрации и учета информационных ресурсов,
информационных систем, программной продукции,
государственный контроль и надзор в области
информатизации, связи, экспертиза в области
информатизации, финансирование в области
информатизации, подготовка, повышение
квалификации кадров в области информатизации,
обеспечение условий формирования информационного
общества);
Информационная деятельность. Информационные
отношения (формирование и использование
информационных ресурсов, информационных
систем для собственных потребностей
субъекта, формирование и использование
информационных ресурсов, информационных
систем, информационно-коммуникационных
систем для систем государственного и
муниципального управления, формирование
и использование федеральных информационных
ресурсов, информационных систем, сетей,
информационные отношения субъектов в
процессе их деятельности). В данном блоке
размещаются такие предметные области
деятельности, как: специализация организаций
на информационной деятельности; деятельность
по обеспечению информационных потребностей
граждан, населения; информационное обеспечение
местного самоуправления; деятельность
по информационному обеспечению юридических
лиц и общественных организаций; информационные
услуги. Здесь же сосредоточены нормы
по регулированию рынка информации и услуг;
информационное обеспечение в условиях
чрезвычайных ситуаций; информационное
обеспечение выборов, референдумов; правопреемственность
по информационным ресурсам, информационным
системам при реорганизации органов власти
и организаций; оформление договоров,
соглашений, контрактов и иных правовых
актов и т.д.;
Ответственность за правонарушения в
области информации и информатизации
(преступления, касающиеся информации
и информатизации, преступления касающиеся
государственной тайны, компьютерные
преступления; административно-правовые
нарушения (проступки); дисциплинарные
нарушения при работе с информацией; материальная
ответственность).
Особенность информационно-правовых
норм состоит в том, что они
регулируют обособленные группы общественных
отношений применительно к
Информационно-правовым нормам присущи
все основные, характерные черты
норм, составляющих правовую систему.
Как и нормы других отраслей права,
они содержат описания правил поведения,
которые устанавливаются
Отличие информационно-правовых норм
от норм других отраслей права в
том, что они регулируют отношения,
возникающие в информационной сфере
в связи с реализацией
Классификация информационно-правовых норм следующая:
1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов – императивные и диспозитивные.
2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-
Процессуальные информационно-
3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.
Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.
Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.
4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм – диспозитивные и императивные.
5. По сфере их применения (по масштабу действия):
6. По объему регулирования:
Информационные правоотношения возникают,
изменяются и прекращаются в информационной
сфере и регулируются информационно-правовыми
нормами. Являясь разновидностью правовых
отношений, они выражают все основные
признаки правового отношения. Для
них характерна первичность информационно-
Другими словами, правоотношение является
средством перевода общих установлений
правовых норм (объективного права) в
конкретные (субъективные) права и
обязанности участников общественных
отношений. Право в объективном
смысле представляет собой совокупность
правовых норм, определяющих содержание
прав и обязанностей персонально
неопределенного крута
В дальнейшем под информационным правоотношением
будем понимать урегулированное
информационно-правовой нормой информационное
общественное отношение, стороны которого
выступают в качестве носителей
взаимных прав и обязанностей, установленных
и гарантированных
К основным элементам информационного правоотношения относятся:
Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.
Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений :
С помощью этой модели легко исследовать
поведение субъектов
Классификацию информационных правоотношений можно проводить либо по виду информации, либо на основе анализа информационных процессов в информационной сфере.
По виду информации информационные правоотношения можно подразделить на три большие группы, имеющие общий характер:
·
правоотношения по поводу информации,
которая находится в
·
правоотношения по поводу информации,
которая находится в
·
правоотношения по поводу информации,
которая находится в
В зависимости от того, в какой области информационной сферы субъекты вступают в информационные правоотношения, им присущи различные права и обязанности, а информационные процессы строятся по разным схемам.
Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации.
В этой области потребители информации реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации. Потребители вступают в правоотношения с производителями информации. Производители подразделяются на два класса - государственные организации и органы местного самоуправления, действующие в соответствии с возложенными на них обязанностями по производству и распространению информации или авторы произведений и собственники информационных объектов. Производители обязаны предоставлять информацию, в указанных законом случаях, и несут ответственность за ее достоверность, полноту и своевременность предоставления.
Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Данная группа информационных правоотношений регулируется в зависимости от вида и формы производимой и распространяемой информации и степени ее открытости.
Информационные правоотношения в области открытой информации носят гражданско-правовой и административно-правовой характер. Основные правоотношения, возникающие при обороте открытой информации, связаны защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на информационные объекты. Часть правоотношений, которые возникают при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя и лицензированию коммерческих организаций, регулируется нормами административно-правового характера.