Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций
Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]
Среди национальных интересов России, как, впрочем, и других государств, особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов.
Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.
Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст. 3), право на свободу мысли(ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их.
Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать ираспространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).
Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:
- в ст. 10 Европейской Конвенции
о защите прав человека и
основных свобод (вступила в силу
3 сентября 1953 г., для Российской Федерации
- 28 февраля 1996), где дополнительно
было указано, что свободы
- в ст. 13 Декларации прав и
свобод человека и гражданина
(принята Верховным Советом
В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) также закреплены эти права и свободы:
- право на неприкосновенность
частной жизни, личную и
- право на тайну переписки,
телефонных переговоров,
- свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29;
- свобода массовой информации - ч. 5 ст. 29;
- право на свободу выражения
своих мнений и убеждений (
- право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию любым законным
- право граждан обращаться
- свобода всех видов творчества - ч. 1 ст. 44;
- право на доступ к культурным ценностям - ч. 2 ст. 44.
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26 мая 1995 г. и вступившая в силу 11 августа 1998 г. в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Таджикистан, также в ст. 11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.
Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в федеральных законах.
В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека
говорится: «При осуществлении своих
прав и свобод каждый человек должен
подвергаться только таким ограничениям,
какие установлены законом
- обеспечения должного
- удовлетворение справедливых требований морали;
- общественного порядка;
- и общего благосостояния в демократическом обществе.»
Если во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются основания для ограничений только в интересах других граждан и общества в целом, то в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 10) наряду с подтверждением ограничений прав только по закону расширяется и уточняется перечень оснований для такого рода ограничений:
- в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия;
- в целях предотвращения
- для охраны здоровья и
- для защиты и репутации или прав других лиц;
- для предотвращения
- для обеспечения авторитета
и беспристрастности
В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах выделены следующие основания для ограничений:
- для уважения прав и репутации других лиц;
- для охраны государственной безопасности,
- общественного порядка
В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2.ст. 2) выделяются следующие основания для ограничений по закону:
- в целях защиты
- нравственности;
- здоровья;
- законных прав и интересов
других людей в
В ст. 4, 9 и 13 Декларации определен перечень
ограничений. Там указано, что информационные
права и свободы
Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 и ч.З. ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:
- защиту основ конституционного строя;
- нравственности;
- здоровья;
- прав и законных интересов других лиц;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, в ст. 56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом.
К прямым ограничениям прав и свобод
Конституция (ч.1 и 2 ст. 23, ч.1 ст. 24, ч. 2 и
4 ст. 29) относит все случаи, предусмотренные
Декларацией прав и свобод человека
и гражданина. Из этого перечня
исключено ограничение, связанное
с пропагандой классовой
Из этого сравнительного анализа можно сделать следующий вывод: Если основные информационные права и свободы человека и гражданина закреплены во всех перечисленных документах и одинаковы по своему содержанию, то основания их возможного ограничения и прямые ограничения, определенные там же, зачастую не совпадают между собой. Необходимы унифицированный перечень оснований для ограничений (для защиты интересов личности, обеспечения стабильности в обществе, а также в интересах обороны и безопасности государства) и перечень случаев прямого ограничения прав и свобод с последующим их закреплением в законе.
Право на доступ к информации
Согласно законодательству РФ:
1. Граждане (физические лица) и организации
(юридические лица) (далее - организации)
вправе осуществлять поиск и
получение любой информации в
любых формах и из любых
источников при условии
2. Гражданин (физическое лицо) имеет
право на получение от
3. Организация имеет право на
получение от государственных
органов, органов местного
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам,
затрагивающим права, свободы
и обязанности человека и
2) информации о состоянии
3) информации о деятельности
государственных органов и
4) информации, накапливаемой в открытых
фондах библиотек, музеев и
архивов, а также в
5) иной информации, недопустимость
ограничения доступа к которой
установлена федеральными
5. Государственные органы и
6. Решения и действия (бездействие)
государственных органов и
7. В случае, если в результате
неправомерного отказа в
8. Предоставляется бесплатно
1) о деятельности
2) затрагивающая права и
3) иная установленная законом информация.
9. Установление платы за
Защита права на доступ к информации
1. Отказ
в доступе к открытой
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору
поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными
ресурсами
между организациями
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица,
получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает
споры о необоснованном
категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.
3. Руководители,
другие служащие органов