Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

 

  1. Основные информационные права и свободы, основания их ограничения.   Законодательное регулирование права на информацию.

 

Среди национальных интересов России, как, впрочем, и других государств, особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах  свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено  законом, разрешено). Этот принцип закреплен  в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право  на свободу (ст. 3), право на свободу мысли(ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать ираспространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

Позднее эти права и свободы  нашли отражение в ряде международных  документов:

- в ст. 10 Европейской Конвенции  о защите прав человека и  основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г., для Российской Федерации  - 28 февраля 1996), где дополнительно  было указано, что свободы относятся  ко всякого рода информации, идеям  и способам их распространения;

- в ст. 13 Декларации прав и  свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР  22 ноября 1991 г.), где в дополнение  к перечисленным правам провозглашена  свобода слова.

В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) также закреплены эти  права и свободы:

- право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей чести и  доброго имени - ч. 1 ст. 23;

- право на тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  - ч. 2 ст. 23;

- свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29;

- свобода массовой информации - ч. 5 ст. 29;

- право на свободу выражения  своих мнений и убеждений (никто  не может быть принужден к  выражению своих мнений и убеждений  или отказу от них) - ч. 3 ст. 29;

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию любым законным способом - ч. 4 ст. 29;

- право граждан обращаться лично,  а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления - ст. 33;

- свобода всех видов творчества - ч. 1 ст. 44;

- право на доступ к культурным  ценностям - ч. 2 ст. 44.

Конвенция Содружества Независимых  Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26 мая 1995 г. и вступившая в силу 11 августа 1998 г. в Республике Беларусь, Российской Федерации и  Республике Таджикистан, также в  ст. 11, 32 и 33 определяет право граждан  на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным  в федеральных законах.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих  прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно  с целью:

- обеспечения должного признания  и уважения прав и свобод  других (в ст. 12 Декларации перечисляются  права и свободы других лиц:  личная и семейная жизнь, неприкосновенность  жилища, тайна корреспонденции, честь  и репутация);

- удовлетворение справедливых  требований морали;

- общественного порядка;

- и общего благосостояния в  демократическом обществе.»

Если во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются основания  для ограничений только в интересах  других граждан и общества в целом, то в Европейской Конвенции о  защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 10) наряду с подтверждением ограничений  прав только по закону расширяется  и уточняется перечень оснований  для такого рода ограничений:

- в интересах государственной  безопасности, территориальной целостности  или общественного спокойствия;

- в целях предотвращения беспорядков  и преступлений

- для охраны здоровья и нравственности;

- для защиты и репутации или  прав других лиц;

- для предотвращения разглашения  информации, полученной конфиденциально;

- для обеспечения авторитета  и беспристрастности правосудия.

В п. 3 ст. 19 Международного пакта о  гражданских и политических правах выделены следующие основания для  ограничений:

- для уважения прав и репутации  других лиц;

- для охраны государственной  безопасности,

- общественного порядка

В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2.ст. 2) выделяются следующие  основания для ограничений по закону:

- в целях защиты конституционного  строя;

- нравственности;

- здоровья;

- законных прав и интересов  других людей в демократическом  обществе.

В ст. 4, 9 и 13 Декларации определен перечень ограничений. Там указано, что информационные права и свободы ограничиваются, если они используются в целях  насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения  неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести  и достоинства, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных  и иных сообщений, личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной  тайны.

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 и ч.З. ст.55) к основаниям для  ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

- защиту основ конституционного  строя;

- нравственности;

- здоровья;

- прав и законных интересов  других лиц;

- обеспечение обороны страны  и безопасности государства.

Кроме того, в ст. 56 предусматривается  возможность ограничения прав и  свобод с указанием пределов и  сроков их действия в условиях чрезвычайного  положения в соответствии с федеральным  конституционным законом.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст. 23, ч.1 ст. 24, ч. 2 и 4 ст. 29) относит все случаи, предусмотренные  Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня  исключено ограничение, связанное  с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и  профессиональной тайн, и дополнительно  введены ограничения на использование  информационных прав и свобод с целью  пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст. 51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Из этого сравнительного анализа  можно сделать следующий вывод: Если основные информационные права  и свободы человека и гражданина закреплены во всех перечисленных документах и одинаковы по своему содержанию, то основания их возможного ограничения  и прямые ограничения, определенные там же, зачастую не совпадают между  собой. Необходимы унифицированный  перечень оснований для ограничений (для защиты интересов личности, обеспечения стабильности в обществе, а также в интересах обороны  и безопасности государства) и перечень случаев прямого ограничения  прав и свобод с последующим их закреплением в законе.

 

  1.  Право на доступ к информации. Защита права на доступ к информации. Виды режимов доступа к информации.

 

Право на доступ к информации

Согласно законодательству РФ:

1. Граждане (физические лица) и организации  (юридические лица) (далее - организации)  вправе осуществлять поиск и  получение любой информации в  любых формах и из любых  источников при условии соблюдения  требований, установленных Федеральным  законом "Об информации, информационных  технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет  право на получение от государственных  органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей  его права и свободы.

3. Организация имеет право на  получение от государственных  органов, органов местного самоуправления  информации, непосредственно касающейся  прав и обязанностей этой организации,  а также информации, необходимой  в связи с взаимодействием  с указанными органами при  осуществлении этой организацией  своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен  доступ к:

1) нормативным правовым актам,  затрагивающим права, свободы  и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое  положение организаций и полномочия  государственных органов, органов  местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей  среды;

3) информации о деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления, а также  об использовании бюджетных средств  (за исключением сведений, составляющих  государственную или служебную  тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых  фондах библиотек, музеев и  архивов, а также в государственных,  муниципальных и иных информационных  системах, созданных или предназначенных  для обеспечения граждан (физических  лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость  ограничения доступа к которой  установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы  местного самоуправления обязаны  обеспечивать доступ к информации  о своей деятельности на русском  языке и государственном языке  соответствующей республики в  составе Российской Федерации  в соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ  к такой информации, не обязано  обосновывать необходимость ее  получения.

6. Решения и действия (бездействие)  государственных органов и органов  местного самоуправления, общественных  объединений, должностных лиц,  нарушающие право на доступ  к информации, могут быть обжалованы  в вышестоящий орган или вышестоящему  должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате  неправомерного отказа в доступе  к информации, несвоевременного  ее предоставления, предоставления  заведомо недостоверной или не  соответствующей содержанию запроса  информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению  в соответствии с гражданским  законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления, размещенная такими  органами в информационно-телекоммуникационных  сетях;

2) затрагивающая права и установленные  законодательством Российской Федерации  обязанности заинтересованного  лица;

3) иная установленная законом  информация.

9. Установление платы за предоставление  государственным органом или  органом местного самоуправления  информации о своей деятельности  возможно только в случаях  и на условиях, которые установлены  федеральными законами. 

 

Защита права на доступ к информации 

 

1. Отказ  в доступе к открытой информации  или предоставление пользователям  заведомо недостоверной информации  могут быть обжалованы в судебном  порядке. 

 

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязательств по договору

поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными

ресурсами между организациями рассматриваются  арбитражным судом. 

 

Во всех случаях лица, которым отказано в  доступе к информации, и лица,

получившие  недостоверную информацию, имеют  право на возмещение понесенного  ими ущерба. 

 

2. Суд рассматривает  споры о необоснованном отнесении  информации к

категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях  необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в  результате других нарушений прав пользователей.  

 

3. Руководители, другие служащие органов государственной  власти, организаций, виновные в  незаконном ограничении доступа  к информации и на-

Информация о работе Лекции по "Информационное право"