Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

Обязанность органов государственной  власти и местного самоуправления предоставлять  каждому информацию, затрагивающую  его [права и свободы, закрепляется ч. 2 ст. 24. «Статья 24 2. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом».

Конституция также разграничивает открытую для потребителя информацию (информацию открытого доступа) и  информацию ограниченного доступа. «Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Из этой нормы следует, что право  на поиск и получение информации может быть ограничено только федеральным  законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях  обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, а также  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные. «Статья 23 1. Каждый имеет право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну  переписки, телефонных переговоров,  почтовых, телеграфных и иных  сообщений...».

Тем самым ограничивается право  на доступ к персональным данным любых  лиц, кроме самих этих лиц.

Конституция также предусматривает  ответственность соответствующих  субъектов за непредставление информации определенного вида.

«Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным  законом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за по лучением необходимой информации; право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации; право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Анализ перечисленных выше информационных конституционных норм с применением  модели информационной сферы (см. рис. 4) позволяет выделить основные направления  правового регулирования отношений, возникающих при поиске, получении  и передаче информации.

Должны быть урегулированы в  полной мере отношения, возникающие  при поиске и получении:

  • сообщений, извещающих о положении дел или о состоянии чего-либо (получение достоверной, оперативной, полной информации, распространяемой СМИ);
  • информации, содержащейся в научных, литературных произведениях, другой информации, распространяемой в том числе и в коммерческих целях;
  • информации из государственных информационных ресурсов, представляющей общественный интерес или затрагивающей информационные права и свободы каждого потребителя.

Для обеспечения реализации права  каждого на поиск и получение  указанной информации государство  должно обеспечить свободу ее производства и распространения, закрепить обязанности  государственных структур и органов  местного самоуправления по подготовке и предоставлению информации по запросам потребителей, установить порядок предоставления информации, ответственность лиц  за необоснованный отказ в предоставлении информации. В этой связи в порядке  осуществления гарантий указанных  прав государство принимает соответствующие  нормативные акты, развивающие предписания  основных информационных конституционных  норм, закрепляющие право свободно производить информацию каждому, обязывающие  соответствующих субъектов собирать, производить и накапливать информацию, необходимую для предоставления каждому формировать информационные продукты и предоставлять информационные услуги для удовлетворения указанных  выше информационных прав.

  1. Информация как объект права: понятие, юридические особенности, классификация.

 

Существуют различные  подходы к пониманию информации.

С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.

Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов;

2) биологическая – создается живыми существами;

3) социальная – область человеческих отношений;

4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.

С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.

Объектом правового регулирования  может быть только та информация, которую  человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем  сознании.

Выделяются следующие  юридические свойства информации.

1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.

3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.

4. Распространяемость – тиражирование.

5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.

1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.

В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

2. По источнику создания:

а) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;

б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:

– нормативная правовая информация;

– ненормативная правовая информация;

в) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).

 

  1. Правовой режим документированной информации.

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и  защищаются законом наряду с другими  ресурсами.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

  • порядок документирования информации;
  • право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
  • категорию информации по уровню доступа к ней;
  • порядок правовой защиты информации.

Документирование информации – обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность рФ.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает  юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством  РФ.

Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого  с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может  подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии  в автоматизированной информационной системе программно -технических  средств, обеспечивающих идентификацию  подписи, и соблюдении режима их использования.

Право удостоверять идентичность электронной  цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством  РФ.

Граждане, органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения  обязаны представлять документированную  информацию органам и организациям, ответственным за формирование и  использование государственных  информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной  информации и перечни органов  и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных  информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ.

Порядок и условия обязательного  представления документированной  информации доводятся до сведения граждан  и организаций.

Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого  юридического лица (положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления не является основанием для отказа в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.

Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения  документов в соответствующие информационные системы.

Государственные информационные ресурсы  РФ открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории  ограниченного доступа.

  1. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации.

ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» определяет политику государства  в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда РФ и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Главным назначением Закона является правовое регулирование отношений при формировании и использования национального библиотечно-информационного фонда РФ в виде собрания всех видов обязательного экземпляра, комплектуемого на основе обязательного бесплатного экземпляра, распределяемого между книжными палатами, библиотеками, органами научно-технической информации, предназначенного для постоянного хранения и общественного использования.

Под обязательными экземплярами документов понимаются экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации. Система обязательного экземпляра – совокупности видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"