Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций
Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]
У производителей открытой информации могут возникать следующие права и обязанности:
· право на создание произведений науки и литературы;
· право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты;
· ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;
· ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;
· обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;
· обязанность исполнения условий авторских договоров;
· ответственность за непредоставление информации;
· ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;
· ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
· ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.
Данный перечень прав и обязанностей производителей информации не является исчерпывающим и может быть расширен для конкретных информационных правоотношений.
Информационные правоотношения в области массовой информации носят конституционно-правовой и административно-правовой характер.
У производителей массовой информации могут возникать следующие права и обязанности:
· право на создание массовой информации;
· право на защиту чести и достоинства;
· право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности;
· обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет);
· обязанность по обеспечению гарантий свободы слова, ограничение права на распространение информации ограниченного доступа;
· ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации;
· ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры.
Информационные правоотношения в области создания и распространения официальных документов носят конституционно-правовой и административно-правовой характер.
У
производителей официальных документов
могут возникать следующие
·
обязанность по производству и распространению
(или обеспечению
· обязанность за предоставление информации из таких документов;
· ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.
Информационные правоотношения в
области обязательно
Они возникают при подготовке отчетной и иной представляемой информации, а также выполнении органами исполнительной власти и местного самоуправления своих обязанностей по формированию информационных ресурсов обязательно представляемой документированной информации.
У
производителей обязательно представляемой
документированной информации могут
возникать следующие
· обязанность подготовки и представления обязательных документов;
· обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;
· ответственность за использование этой информации исключительно для исполнения установленных законом функций и задач;
· ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.
Информационные правоотношения в
области информации ограниченного
доступа носят административно-
Производство, передача и распространение информации ограниченного доступа, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Деятельность данных лиц строго регламентирована, а за неправомерные действия с такой информацией, в зависимости от тяжести деяния, наступает административная или уголовная ответственность.
У
производителей обязательной информации
ограниченного доступа могут
возникать следующие
· обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;
·
обязанность по установлению информации,
которая не может относиться к
категории ограниченного
·
ограничение имущественных прав
при отнесении созданной
· обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;
· обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;
· обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;
· ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.
Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения.
В
этой области информационные правоотношения
между участниками регулируются
в основном нормами гражданско-правового характера. Целью
правового регулирования является защита
личных неимущественных, личных имущественных
прав и прав собственности на информационные
системы, средства их обеспечения и сети.
В отдельных случаях правовое регулирование
осуществляется нормами административно-
У участников информационных правоотношений в данной области могут возникать следующие права и обязанности:
· право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения;
· право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов;
· ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;
· обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией;
· обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд;
· ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения.
Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.
В
данной области вид информационно-
· интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);
· демократия, знания и духовные ценности общества;
· конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;
· информация как интеллектуальная собственность;
· документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность;
· машинные носители с информацией;
· базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;
· программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства.
Правовая защита перечисленных
объектов обеспечивается мерами конституционно-правового,
гражданско-правового и
· право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;
· право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;
· право на защиту интеллектуальной собственности;
· право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности;
· право на защиту информационных прав и свобод;
·
ограничение права на раскрытие
личной тайны, а также иной информации
ограниченного доступа без
· обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;
·
ответственность за нарушение информационной
безопасности, в том числе прав
и свобод личности, тайны и других
ограничений доступа к
Реализация права на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ (см. гл. 3).
Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» . Статья 44 (ч. 2) закрепляет право каждого на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждением культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности.
«Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ:
«Гарантируется свобода
Правовое государство может быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его гражданину будет предоставлено право свободного по иска и получения информации о них. Такие условия реализованы в ст. 15 Конституции РФ.
«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Конституция РФ определяет один из важнейших
видов информации, ознакомление с
которой является необходимым условием
существования физически
«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Эта норма закрепляет право каждого
на получение информации об окружающей
среде от государственных и
«Статья 33 Граждане Российской Федерации
имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления».
Тем самым данная норма Конституции
обязывает государственные