Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

У производителей открытой информации могут  возникать следующие права и  обязанности:

· право на создание произведений науки  и литературы;

· право интеллектуальной собственности  на результаты творческой деятельности и право вещной собственности  на документированную информацию, отражающую эти результаты;

· ограничение права на создание документированной  информации ограниченного доступа;

· ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;

· обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной  компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;

· обязанность исполнения условий  авторских договоров;

· ответственность за непредоставление информации;

· ответственность за недостоверность  создаваемой информации, недоброкачественную  и ложную информацию и дезинформацию;

· ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

· ответственность за создание и распространение  контрафактных экземпляров.

Данный  перечень прав и обязанностей производителей информации не является исчерпывающим  и может быть расширен для конкретных информационных правоотношений.

Информационные правоотношения в  области массовой информации носят  конституционно-правовой и административно-правовой характер.

У производителей массовой информации могут  возникать следующие права и  обязанности:

· право на создание массовой информации;

· право на защиту чести и достоинства;

· право интеллектуальной собственности  на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности;

· обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет);

· обязанность по обеспечению гарантий свободы слова, ограничение права  на распространение информации ограниченного  доступа;

· ограничение права на распространение  вредной, опасной для общества информации;

· ответственность за недостоверность  создаваемой информации, за недоброкачественную  и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры.

Информационные правоотношения в  области создания и распространения  официальных документов носят конституционно-правовой и административно-правовой характер.

У производителей официальных документов могут возникать следующие обязанности:

· обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в  соответствии с установленной компетенцией;

· обязанность за предоставление информации из таких документов;

· ответственность за создание официальных  документов неудовлетворительного  качества.

Информационные правоотношения в  области обязательно представляемой документированной информации регулируются нормами административно-правового  характера.

Они возникают при подготовке отчетной и иной представляемой информации, а также выполнении органами исполнительной власти и местного самоуправления своих обязанностей по формированию информационных ресурсов обязательно представляемой документированной информации.

У производителей обязательно представляемой документированной информации могут  возникать следующие обязанности:

· обязанность подготовки и представления  обязательных документов;

· обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;

· ответственность за использование  этой информации исключительно для  исполнения установленных законом  функций и задач;

· ответственность за недостоверность  предоставляемой информации, за недоброкачественную  и ложную информацию и дезинформацию.

Информационные правоотношения в  области информации ограниченного  доступа носят административно-правовой и уголовно-правовой характер.

Производство, передача и распространение информации ограниченного доступа, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией  осуществляются в условиях доступа  к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Деятельность данных лиц строго регламентирована, а за неправомерные действия с  такой информацией, в зависимости  от тяжести деяния, наступает административная или уголовная ответственность.

У производителей обязательной информации ограниченного доступа могут  возникать следующие обязанности:

· обязанность по установлению состава  информации ограниченного доступа;

· обязанность по установлению информации, которая не может относиться к  категории ограниченного доступа;

· ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором  информации к государственной тайне;

· обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного  доступа;

· обязанность по установлению ограничений  по доступу к информации ограниченного  доступа;

· обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;

· ответственность за нарушение условий  ограниченного доступа, за разглашение  информации ограниченного доступа.

Информационные правоотношения, возникающие  при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения.

В этой области информационные правоотношения между участниками регулируются в основном нормами гражданско-правового характера. Целью правового регулирования является защита личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на информационные системы, средства их обеспечения и сети. В отдельных случаях правовое регулирование осуществляется нормами административно-правового характера - при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также при лицензировании организаций разработчиков. Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.

У участников информационных правоотношений в данной области могут возникать  следующие права и обязанности:

· право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения;

· право интеллектуальной собственности  на результаты творческой деятельности при создании таких объектов;

· ограничение права на создание таких  объектов для информации ограниченного  доступа;

· обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств  их обеспечения в соответствии с  установленной компетенцией;

· обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд;

· ответственность за недоброкачественность  созданной продукции, нарушение  сроков исполнения договора, другие нарушения.

Информационные правоотношения, возникающие  при создании и применении средств  и механизмов информационной безопасности.

В данной области вид информационно-правового  регулирования зависит от объекта  защиты. К основным объектам, подлежащим защите с помощью средств и  механизмов информационной безопасности, относятся:

· интересы гражданина, общества, государства  в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);

· демократия, знания и духовные ценности общества;

· конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность  государства;

· информация как интеллектуальная собственность;

· документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность;

· машинные носители с информацией;

· базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;

· программные средства в составе  ЭВМ, их сетей, технические средства.

Правовая защита перечисленных  объектов обеспечивается мерами конституционно-правового, гражданско-правового и административно-правового  характера. В отдельных случаях  могут применяться меры уголовно-правового  характера. Для субъектов данной группы правоотношений характерны следующие права и обязанности:

· право на защиту личности от воздействия  недостоверной, ложной информации;

· право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;

· право на защиту интеллектуальной собственности;

· право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств  их обеспечения как вещной собственности;

· право на защиту информационных прав и свобод;

· ограничение права на раскрытие  личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции  ее собственника или владельца;

· обязанность по защите государства  и общества от вредного воздействия  информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;

· ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.

  1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации.

 

Реализация права на поиск, получение  и передачу информации (право на доступ к информации или право  знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного  права. Юридический фундамент этого  института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ (см. гл. 3).

Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом» . Статья 44 (ч. 2) закрепляет право каждого на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждением культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности.

«Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и  культурного наследия, беречь памятники  истории и культуры».

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о  получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции  РФ:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». При этом Конституция РФ защищает общество и каждого его члена  от распространения вредной, опасной  информации: «Статья 29 2. Не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или  религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства».

Правовое государство может  быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные  правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его  гражданину будет предоставлено  право свободного по иска и получения  информации о них. Такие условия  реализованы в ст. 15 Конституции  РФ.

«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Конституция РФ определяет один из важнейших  видов информации, ознакомление с  которой является необходимым условием существования физически здорового  общества, каждого его члена и  обязанностью государства.

«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную  информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением».

Эта норма закрепляет право каждого  на получение информации об окружающей среде от государственных и негосударственных  структур, а также возлагает обязанность  этих структур по сбору, сохранению и  предоставлению такой информации каждому, ее запросившему. Обеспечение перечисленных  выше основных информационных прав поиска и получения информации гарантируется  другими статьями Конституции РФ.

«Статья 33 Граждане Российской Федерации  имеют право обращаться лично, а  также направлять индивидуальные и  коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления». Тем самым данная норма Конституции  обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать  информационные ресурсы в сфере  их деятельности и предоставлять  из них информацию обратившимися  субъектам по их запросам.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"