Лекции по "Информационное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:53, курс лекций

Описание работы

Предмет и методы информационного права.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1]

Работа содержит 1 файл

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 209.58 Кб (Скачать)

В состав обязательного экземпляра входят следующие виды документов:

  • издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) – издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения;
  • издания для слепых – издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, и «говорящие книги»;
  • официальные документы – произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер;
  • аудиовизуальная продукция – кино-, видео-, фото-, фонодокументы;
  • электронные издания, включающие программы для электронных вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных или представляющие собой программы для ЭВМ и базы данных;
  • неопубликованные документы – результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (диссертации, отчеты о научно- исследовательских и опытно-конструкторских работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы).

Не подлежат рассылке в качестве обязательного бесплатного федерального экземпляра документы строгой отчетности и приравненные к ним документы, техническая документация на военную продукцию (формуляры, инструкции по эксплуатации), бланочная продукция, указания по заполнению бланков отчетности, альбомы форм учетной и отчетной документации.

Поставляет обязательный экземпляр  производитель документов – юридическое  лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, производящее, публикующее и распространяющее различные виды обязательных экземпляров.

Существуют следующие категории  производителей документов: издательства; полиграфические предприятия, другие издающие учреждения и организации: редакции средств массовой информации; музыкальные фирмы и фирмы  грамзаписи; теле– и радиокомпании; киностудии; видеопредприятия и кинематографические предприятия; научно-исследовательские учреждения; высшие учебные заведения, проектные и конструкторские учреждения, другие организации, изготовляющие различные виды документов. Производители документов обязаны доставлять обязательный бесплатный экземпляр получателям документов бесплатно.

  1. Информационные системы и технологии как объект права.

Информационные  системы

К объектам в области создания и  применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения  относятся: информационные системы  и информационные технологи, средства их обеспечения.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий– программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

К информационным системам относятся  и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также  автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки  данных (АСОД), автоматизированные системы  научно-технической информации (АСНТИ) и т. п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

Основные технические средства – средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства – операцион ные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства – словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства – нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.

Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно  разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

В качестве субъектов, организующих и  выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и  разработчики. Это – органы государственной  власти, юридические и физические лица – организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной  власти, их подразделения, юридические  и физические лица.

Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической  части информационной инфраструктуры современного информационного общества.

Информационная инфраструктура – организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства.

Информационные технологии

Информацио́нные техноло́гии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основные черты современных  ИТ:

  • Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;
  • Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Дисциплина информационных технологий


В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и  не только компьютерные технологии. При  этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

[править]Отрасль информационных технологий


Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов[1].

[править]История


Основная статья: История информационных технологий

Начало развития — с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и  сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

[править]Технологический потенциал и рост


Гильберт и Лопес отмечают экспоненциальный рост технологического прогресса (своего рода закон Мура) как увеличение удельной мощности всех машин для обработки информации в два раза на душу населения каждые 14 месяцев между 1986 и 2007 годами; глобальный потенциал телекоммуникационных возможностей на душу населения удваивается каждые 34 месяца; количество внесённой информации в мире на душу населения удваивается каждые 40 месяцев (то есть каждые три года), а трансляция информации на душу населения имеет тенденцию удвоения примерно каждые 12,3 года[2].

 

  1.  Субъекты отношений в информационной сфере. 

 

Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:

1) потребители информации;

2) производители информации.

К потребителям относится  широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении информации разного вида и назначения, необходимой  им прежде всего для принятия соответствующих  решений в повседневной деятельности.

К числу потребителей относятся  граждане, юридические лица, общественные объединения, фирмы, учреждения и предприятия, органы государственной власти и  местного самоуправления, другие структуры, запрашивающие информацию и пользующиеся ею.

Правоотношения, в которые  вступают потребители и производители  информации, устанавливаются нормами  федеральных законов и иных нормативных  актов в зависимости от вида обрабатываемой информации.

Пользователями или потребителями  информации (лица, запрашивающие информацию) являются граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации, общественные объединения, иные лица, обладающие правами юридического лица. Они обладают равными правами  на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед их владельцем необходимость  получения запрашиваемой ими  информации (исключение составляет информация ограниченного доступа).

При этом устанавливается, что  владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из этих ресурсов на основе законодательства, уставов указанных  органов и организаций, положений  о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Доступ физических и юридических  лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления  общественного контроля за деятельностью  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а  также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Информация, полученная гражданами и организациями на законных основаниях из государственных информационных ресурсов, может быть использована ими для создания производной  информации в целях ее коммерческого  распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

Основные виды информации: открытая информация как объект гражданских прав; документированная информация, в том числе официальные документы и обязательно представляемая информация; массовая информация; информация ограниченного доступа.

Законами и другими  нормативными актами устанавливается  порядок поиска и получения такой  информации потребителем, права и  обязанности потребителя информации, а также права, обязанности и  ответственность производителя  информации в зависимости от вида информации и формы ее отображения.

Обеспечение права на поиск  и получение информации перечисленных  выше видов осуществляется нормами  институтов массовой информации, интеллектуальной собственности, документированной  информации (информационных ресурсов). Ниже мы рассмотрим вопросы правового  регулирования отношений по доступу  к документированной информации из государственных информационных ресурсов. О реализации права на поиск и получение массовой информации, произведений, информации ограниченного  доступа будет сказано в других разделах при рассмотрении содержания правовых институтов с одноименными названиями.

Информация о работе Лекции по "Информационное право"