Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла
Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы
Учебные материалы.
Учебник «Русский язык. 2 класс». (Авт. Зеленина Л.М.); рабочие тетради; тесты; карточки для дифференцированной творческой работы в парах; справка для изучения нового материала; карточки для работы в парах; карточки для самостоятельной работы; компьютер, экран, проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Девиз нашего урока:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Учитель. О чём идёт речь?
Дети. О прилагательных.
Цель: научиться различать прилагательные близкие по значению (синонимы) и противоположные по значению (антонимы).
Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок-путешествие. Один из Смешариков пригласил всех своих друзей на день рождения. Угадайте, кто это?
Колючки, очки, пара ручек и ножек,
Узнали, кто это?
Конечно же… (Ёжик)
Нам надо зайти по пути в гости ко всем Смешарикам, помочь им выполнить все задания, собраться вместе и принести подарки ёжику.
3. Мы зашли в гости к Пину. Поможем ему проверить выполнение домашнего задания.
Проверка выполнения домашнего задания.
№ 76, с. 49 (II часть).
1) Учитель. Прочитайте текс со вставленными прилагательными.
Дети. (Читают текст).
Правило: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.
2) Учитель. Объясните правописание пропущенных орфограмм.
Дети.
4. Домашнее задание: № 82, с. 53
5. Вместе с Пином мы заходим в гости к Совунье.
Чистописание.
1) мМм ма ме мо
Назвать нижние и верхние соединения.
Назвать слоги с мягкими согласными (ме)
2) Работа в парах (на партах карточки).
Угадать, какие словарные слова спрятались?
Учитель. Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова?
Дети. Правило: Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.
Учитель. Назовите самые характерные признаки, помогающие легко узнать задуманный предмет?
Дети. Медведь (какой?) неуклюжий, бурый, косолапый. Мороз (какой?) сильный, злой, трескучий. Молоко (какое?) белое, парное, сгущённое. Машина (какая?) пожарная, швейная, легковая.
Учитель. Подумайте, какие слова были лишние?
Дети. Хищный медведь. Снежный мороз. Ароматное молоко. Красная машина. Это несущественные признаки данных предметов.
(Запись словарных слов).
3) Учитель. Назовите слово, в котором не совпадает количество звуков и букв?
Дети. Медведь-7 б., 6 зв.
Учитель. Назовите слова, где все согласные звуки твёрдые.
Дети. Мороз, молоко, машина.
6. С Пином и Совуньей мы идём в гости к Нюше. Нюше мы поможем выполнить работу над ошибками.
Работа над ошибками.
Учитель. Назовите слова, в которых можно проверить орфограммы?
Дети. Медведь - медведи, мороз-морозы.
Учитель. Какое правило применили?
Дети. Проверка парных звонких и глухих согласных.
Правило: Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.
Учитель. Назовите слова, в которых надо запомнить орфограммы.
Дети. Медведь, мороз, молоко, машина.
Учитель. Придумайте устно из этих существительных прилагательные.
Дети. Медвежья (берлога), морозный (день), молочная (каша), машинное (масло), машиностроительный (завод).
7. С Пином, Совуньей и Нюшей мы отправляемся к Лосяшу.
Лосяш предлагает выполнить самостоятельную работу.
Самостоятельная работа по вариантам:
Учитель. На карточках и доске прилагательные.
Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.
Учитель. I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть.
Дети: Храбрый, мужественный, смелый, отважный
Учитель. II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека, подчеркнуть.
Дети. Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный.
Учитель. Что мы можем сказать о каждой группе?
Дети. Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.
Учитель. Запишите группу прилагательных,
Учитель. Найдите в справочном тексте на столе, как они называются?
Дети. Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
8. Нас ждёт Крош. Вместе с ним мы отдохнём.
Физкультурная минутка (упражнения под музыку).
9. Крош просит выполнить самостоятельную работу.
Самостоятельная работа с учебником. №80, с. 52.
10. Все вместе мы отправляемся к Копатычу. Поможем ему выполнить следующее задание.
Работа с учебником. №78, с. 50
Самостоятельно
выписать парами
Учитель. Найдите в справочном тексте, как называются такие прилагательные?
Дети. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
11. Нас ждёт Кар - Карыч. Он предлагает выполнить творческую работу. Творческая работа. (Дифференцированная работа).
У кого на парте красный круг - заменяют выделенные слова синонимами.
У кого на парте синий круг – заменяют выделенные слова антонимами.
Ответ: Сегодня прохладный пасмурный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная земля.
Ответ: Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
12. Все вместе мы встречаемся с Барашем. Он просит выполнить нас тест.
( Синонимы).
(Антонимы).
13. Мы приходим к Ёжику. Поздравляем его с днём рождения. Дарим подарки.
Подводим итог нашего урока.
Учитель. Какие прилагательные называются синонимами?
Дети. Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
Учитель. Какие прилагательные называются антонимами.
Дети. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение
Список литературы
1. Абакумова И.В. и др. Современный образовательный процесс: Содержание, технологии, организационные формы / Под общей ред. Е.В.Бондаревской. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996. 62 с.
2. Батыгин Г.
С. Социология интернет: наука и образование
в виртуальном пространстве // Социологический
журнал. - 2001. - N 1. То же [on-line]. Метод доступа:
<http://www.nir.ru/Socio/
3. Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. М.:Просвещение 1972
4. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности Вестник МГУ Серия 14 Психология 2000 4 с33-41
5. Воронина
Т. Перспективы образования в
информационном обществе // Компания
"КомпьюЛог". [On-line]. Метод доступа:
<http://www.compulog.ru/
6. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Титарев Д.Л., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Ярных В.В., Яхшибекян А.А. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / Под общей редакцией В.П.Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000
7. Крылова
Н.Б. Проектные методы против
классно-урочной организации
8. Леонов
А. Н.. К вопросу об обеспечении
учебного процесса
9. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 1971
10. Синенко
В.Я. Педагогическое
11. Стернин И. А. Русский речевой этикет: Пособие для учителя. - Воронеж; ВОИПКРО, 1996.
12. Тананыхина Ю.А.Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2008
13.Ястребцева
Е.Н. Как рождается проект: Из
опыта внедрения методических
и организационно-
14. http://www.lib.ua-ru.net/diss/
15. http://festival.1september.ru/
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретическая основа формирования
мотивации учебной деятельности
у учеников начальных классов
на уроках русского языка ………………………………………………………………………………
1.2 ИКТ- компонент
как средство формирования
1.3 Учёт психолого-педагогических
особенностей младших
Глава
2. Использование ИКТ на уроках русского
языка в начальной школе…………………
2.1 Информационно-
2.2 Методы, организация
и результаты исследования……………
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Приложение