Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа

Описание работы

Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла

Содержание

Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВКР.docx

— 107.52 Кб (Скачать)

Творчески используя опыт украинских коллег, постепенно от опорных конспектов мы перешли к использованию элементов алгоритмизации и компьютеризации на уроках русского языка, убедившись на практике, что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.

Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности школьника.

После изучения  раздела «Сложноподчиненные предложения», провожу уроки  - презентации. Материалы готовят сами учащиеся.

Психологический аспект. Большой интерес  к современным компьютерным системам как средству обучения действительно  является мотивационной основой  учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется  своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то  полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

Дидактический аспект. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует у детей развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

Содержание современных  информационных технологий  дает возможность для успешной реализации основной цели образования -воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых  учащихся. Высокие темпы развития науки, техники, общественно-политической жизни не оставляют школу в стороне от введений инновационных  методов и форм работы. Это требует время, это требует общественность. Мы, педагоги, должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми  программными средствами: информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и другими пакетами прикладных программ. Такие методы работы дают возможность учащимся после окончания школы поступить в ВУЗы, повышается заинтересованность детей к современным технологиям и поднимается  качество их знаний. 

Трудно  представить современный урок без  использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и  закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью  данных технологий можно использовать разнообразные формы организации  познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер  помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно  проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами  и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной  работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием. В обучении, сегодня, особенный акцент ставится на собственную деятельность ребёнка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную поддержку и помощь. Информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. При ознакомлении с творчеством писателей можно использовать Интернет–ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. На уроках литературного чтения широкое применение находит иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Эти иллюстрации успешно можно использовать в программе PowerPoint для создания диафильмов по данному произведению. Хорошо проходит данный вид работы в группах. В результате дети точнее усваивают последовательность событий, что помогает им при пересказе произведения. Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Наиболее запоминающимся будет рассказ учителя при сопровождении мультимедийной презентации, выполненной в программе PowerPoint. Через Интернет-ресурсы, сканирование архивных материалов урок насыщается историческими фактами, удивительными для детей младшего школьного возраста. На экране могут также появляться определения, схемы, даты, имена известных людей, которые ребята записывают в тетрадь. Учитель не тратит время на повторение и успевает рассказать гораздо больше, а каждый ребёнок работает в своём темпе, получая информацию по всем каналам (зрительному, слуховому, тактильному). Не всегда у учителя хватает времени для подготовки презентаций к каждому уроку, поэтому мы рекомендуем на уроках русского языка  использовать готовые электронные пособия: энциклопедии, учебники, словари. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Учителями в своей практике применяются различные электронные пособия, разработанные в Институте электронных программно-методических средств обучения, также пособия, изготовленные самими учителями. Презентации, приготовленные к урокам литературы, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра.   

По мнению учителей, активно  применяющих ИКТ в обучении русскому языку, размещающих совместные и авторские  методические разработки и самоанализы их применения на образовательных порталах (Сеть творческих учителей http://it-n.ru/, Педсовет.orghttp://pedsovet.org/ , Открытый класс http://www.openclass.ru/ и др.),  они в полной мере сохраняют свои общие характеристики и привносят качественные улучшения в образовательный процесс, в том числе: повышение успешности в обучении, вовлеченности в учебный процесс, улучшение понимания изучаемого материала, формирование функциональной грамотности, проектной грамотности, теоретического мышления, социального, языкового и социокультурного мышления, коммуникативности, социальной активности, гражданского сознания, толерантности, предоставление возможностей для самоопределения и др.

В обучении русскому языку традиционно используются фонетический, морфологический, орфографический, словообразовательный, лексический, синтаксический, пунктуационный и другие виды языкового  анализа, основанного  на выделении главных и системообразующих характеристик единицы языка. По средствам использования ИКТ в обучении русскому языку становится возможным увеличение продуктивности такой исследовательской работы на разных этапах изучения и усвоения учебного материала, помогают сделать этот анализ и само исследование языка наглядным, запоминающимся, а значит, эффективным средством повышения формирования и развития языковой компетенции.

В условиях создания проблемной ситуации или для  упорядочения уже имеющейся информации (в эвристической беседе и заданиях аналитико-синтетического типа) использование  ИКТ в обучении русскому языку  способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, облегчает  и ускоряет поиск решения в  процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся приобретают  новые знания, умения и навыки.

Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения языковым материалом.    В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры по русскому языку и мультимедийные обучающие системы, целые «школы» (например, Школа Кирилла и Мефодия http://www.km-school.ru/), позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.  

Так как  отказаться от уже разработанных  и доказавших свою эффективность  форм обучения и внедрить альтернативные формы за короткий срок невозможно, включение ИКТ поможет усовершенствовать  и разнообразить традиционные формы  передачи и усвоения учебного материала.  

В обучении русскому языку широко используется дидактическая игра  (коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш). Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.  

 Согласно наиболее распространенному определению, мультимедиа (мультимедиа средства) представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в шифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п. Значит, применение мультимедиа средств в обучении русскому языку предоставляет педагогу возможность  комбинировать представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).   

  Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации развития языковой компетенции и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких как:

• «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

• контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

• деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

• фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или исследования;

• многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);

• демонстрация процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

В частности, системы мультимедиа обеспечивают целый арсенал средств более  выразительных, чем текст. Программы  мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в  виде трехмерной графики, звукового  сопровождения, видео, анимации, что  способствует более высокому уровню восприятия, запоминания  и выявления  наиболее значимых характеристик изучаемого языкового материала. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

ИКТ в обучении русскому языку нацеливают учеников на развитие определенных навыков и   умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию. Как происходит активизация познавательных интересов учеников в классической системе обучения с использованием ИКТ, можно рассмотреть при анализе традиционных форм занятий.

Таблица 1

Использование ИКТ в обучении русскому языку

Формы обучения      

Функции разных форм обучения                 

Формы реализации с использованием ИКТ

Практическая работа

1.Закрепление теоретического материала,  полученного в ходе занятий и самостоятельной

1.Упражнения по образцу, включенные  в интерактивные цифровых образовательные  ресурсы (плакаты, таблицы,

 

работы.

тесты - задания с выбором ответа)

 

2.Вооружение основными умениями  и навыками, необходимыми для    владения данной темой по программе.     

2. Упражнения в практическом применении  формируемых умений и навыков в виде цифровых ресурсов (тренажеров).

 

3.Формирование навыков исследовательской  самостоятельной работы.

3.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий,  входящих в цифровой образовательный ресурс

Объяснение учителя    

1.Вооружение учеников информационно - познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками.

1.Начинать с четкой формулировки  главной проблемы и раскрытия  путей ее решения (постановка  цели и оформление плана работы  над темой представлены  в мультимедийной презентации)                                                             

 

2.Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности.                     

2.Четкое                             структурирование содержания лекции (визуальное выделение опорных понятий, деление материала на блоки в интерактивных цифровых ресурсах).

 

3. Повышение мотивации к изучению  предмета. Знакомство с дополнительной  информацией, включенной в цифровой  ресурс.

3.Обязательность обобщения по содержанию всей лекции (оформление заключительных слайдов в презентации, формулировка выводов).                          

 

 

 

4.Включение содержания лекций  контрольных заданий-миниатюр.                        

Контроль  
ЗУНов

1.Выявление уровня усвоения материала.   

1. Беседа по материалам изученной темы

 

2. Систематизация знаний по теме (или темам).                                

2.Фронтальная беседа по вопросам, включенным в цифровой образовательный  ресурс (слайд презентации).

 

3. Выявление опорных знаний и  усвоение ведущих понятий темы. 

3. Письменная работа по теории  с ответом на вопросы.

Дополнение презентации  слайдами, предложенными обучающимися

Консультация  

1. Выявление и предупреждение                                         индивидуальных затруднений учащихся в ходе изучения материала (диагностика затруднений). 

1.Индивидуальные и групповые занятия,  включенные в цифровой образовательный  ресурс

 

2. Оказание помощи в преодолении  затруднений и                      углубление в суть изучаемой проблемы.                        

2. Фронтальная беседа на занятии  по изученному материалу с  опорой на вопросы ресурса  или задания обучающей программы .                               

 

Информация о работе Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка