Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла
Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы
Творчески используя опыт украинских коллег, постепенно от опорных конспектов мы перешли к использованию элементов алгоритмизации и компьютеризации на уроках русского языка, убедившись на практике, что именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся.
Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.
Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности школьника.
После изучения раздела «Сложноподчиненные предложения», провожу уроки - презентации. Материалы готовят сами учащиеся.
Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
Дидактический аспект. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует у детей развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.
Содержание современных информационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования -воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся. Высокие темпы развития науки, техники, общественно-политической жизни не оставляют школу в стороне от введений инновационных методов и форм работы. Это требует время, это требует общественность. Мы, педагоги, должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и другими пакетами прикладных программ. Такие методы работы дают возможность учащимся после окончания школы поступить в ВУЗы, повышается заинтересованность детей к современным технологиям и поднимается качество их знаний.
Трудно
представить современный урок без
использования компьютерных технологий.
Они могут быть органично включены
в любой этап урока: во время индивидуальной
или словарной работы, при введении
новых знаний, при обобщении и
закреплении, для контроля знаний, умений
и навыков. Кроме того, с помощью
данных технологий можно использовать
разнообразные формы
По мнению
учителей, активно применяющих ИКТ в
обучении русскому языку, размещающих
совместные и авторские методические
разработки и самоанализы их применения
на образовательных порталах (Сеть творческих
учителей http://it-n.ru/, Педсовет.orghttp://pedsovet.
В обучении русскому языку традиционно используются фонетический, морфологический, орфографический, словообразовательный, лексический, синтаксический, пунктуационный и другие виды языкового анализа, основанного на выделении главных и системообразующих характеристик единицы языка. По средствам использования ИКТ в обучении русскому языку становится возможным увеличение продуктивности такой исследовательской работы на разных этапах изучения и усвоения учебного материала, помогают сделать этот анализ и само исследование языка наглядным, запоминающимся, а значит, эффективным средством повышения формирования и развития языковой компетенции.
В условиях создания проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации (в эвристической беседе и заданиях аналитико-синтетического типа) использование ИКТ в обучении русскому языку способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, облегчает и ускоряет поиск решения в процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки.
Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения языковым материалом. В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры по русскому языку и мультимедийные обучающие системы, целые «школы» (например, Школа Кирилла и Мефодия http://www.km-school.ru/), позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Так как
отказаться от уже разработанных
и доказавших свою эффективность
форм обучения и внедрить альтернативные
формы за короткий срок невозможно,
включение ИКТ поможет
В обучении русскому языку широко используется дидактическая игра (коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш). Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.
Согласно наиболее распространенному определению, мультимедиа (мультимедиа средства) представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в шифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п. Значит, применение мультимедиа средств в обучении русскому языку предоставляет педагогу возможность комбинировать представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации развития языковой компетенции и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких как:
• «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;
• контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
• деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
• фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или исследования;
• многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);
• демонстрация процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
В частности,
системы мультимедиа
ИКТ в обучении русскому языку нацеливают учеников на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию. Как происходит активизация познавательных интересов учеников в классической системе обучения с использованием ИКТ, можно рассмотреть при анализе традиционных форм занятий.
Таблица 1
Использование ИКТ в обучении русскому языку
Формы обучения |
Функции разных форм обучения |
Формы реализации с использованием ИКТ |
Практическая работа |
1.Закрепление теоретического |
1.Упражнения по образцу, |
работы. |
тесты - задания с выбором ответа) | |
2.Вооружение основными |
2.
Упражнения в практическом | |
3.Формирование навыков |
3.Самостоятельное выполнение | |
Объяснение учителя |
1.Вооружение учеников информационно - познавательными и методическими знаниями, умениями и навыками. |
1.Начинать с четкой |
2.Формирование потребности |
2.Четкое | |
3. Повышение мотивации к |
3.Обязательность обобщения по | |
|
4.Включение содержания лекций
контрольных заданий-миниатюр. | |
Контроль |
1.Выявление уровня усвоения |
1. Беседа по материалам изученной темы |
2. Систематизация знаний по теме (или темам). |
2.Фронтальная беседа по | |
3. Выявление опорных знаний и усвоение ведущих понятий темы. |
3. Письменная работа по теории с ответом на вопросы. Дополнение презентации слайдами, предложенными обучающимися | |
Консультация |
1.
Выявление и предупреждение |
1.Индивидуальные и групповые |
2.
Оказание помощи в преодолении
затруднений и |
2.
Фронтальная беседа на занятии
по изученному материалу с
опорой на вопросы ресурса
или задания обучающей
|