Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа

Описание работы

Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла

Содержание

Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВКР.docx

— 107.52 Кб (Скачать)

•      электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

•      электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

3. По  формам применения ИКТ в образовательном  процессе:

•      урочные;

•      внеурочные

4. По  форме взаимодействия с обучаемым:

•      технология асинхронного режима связи – «offline»;

•      технология синхронного режима связи – «online».

Можно выделить несколько аспектов использования  различных образовательных средств  ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный  аспект. Применение ИКТ способствует  увеличению интереса и формированию  положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

•      максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

•      широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

•      раскрытия творческого потенциала обучающихся;

•      освоения учениками  современных информационных технологий.

2. Содержательный  аспект. Возможности ИКТ могут  быть использованы:

- при  построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых  образовательных ресурсов по  отдельным темам и разделам  учебной дисциплины,

- для  создания индивидуальных тестовых  мини-уроков;

- для  создания интерактивных домашних  заданий и тренажеров для самостоятельной  работы учеников.

3. Учебно-методический  аспект. Электронные и информационные  ресурсы могут быть использованы  в качестве учебно-методического  сопровождения образовательного  процесса. Учитель может применять  различные образовательные средства  ИКТ при подготовке к занятию;  непосредственно при объяснении  нового материала, для закрепления  усвоенных знаний, в процессе  контроля качества знаний; для  организации самостоятельного изучения  обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Кроме того, учитель может использовать разнообразные  электронные и информационные ресурсы  при проектировании учебных и  внеаудиторных занятий.

4. Организационный  аспект. ИКТ могут быть использованы  в различных вариантах организации  обучения:

•      при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

•      при фронтальной  либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный  аспект. Основным средством контроля  и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут  проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в обучении русскому языку  значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учеников в глубоком изучении программного материала.

          Информационные технологии обеспечивают  пользователю простой доступ  к компьютерной технике. Они  позволяют автоматизировать любые  информационные процессы. Для учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью компьютерных программ предусмотрены: выбор темпа продвижения каждым обучаемым; многократные повторы действий, по грамматико-орфографическому разбору; диалог; вариативные формы подачи учебной информации с учетом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления.

С помощью  компьютера можно активизировать все  компоненты процесса обучения: целевой, стимул мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.

Компьютер применяется па трех уровнях обучения:

I — на уровне восприятия грамматико-орфографического материала;

II — па уровне осмысления, закрепления;

III — на уровне обобщения и повторения.

Предусмотрена следующая градация дидактических функций электронного учебника: на I уровне электронный учебник призван стимулировать познавательную активность, желание понять сущность грамматико-орфографичских явлений и овладеть ядром теории (понятийным аппаратом). Для достижения этих задач в демонстрационно-тренировочном модуле используется, но преимуществу иллюстративно-репродуктивный метод; на II уровне электронный учебник призван стимулировать желание получить не только базовый, но и факультативный объем знаний, умений и навыков. Для достижения этих задач в контрольно-тренировочном модуле используется объяснительно-иллюстративный, и проблемный методы; на III уровне электронный учебник призван стимулировать желание углубленно изучать предмет.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет  состав и возможности ряда компонентов  образовательной среды. Так, к числу  источников информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и  энциклопедии, ресурсы Интернета  и т.д. Как инструменты учебной  деятельности можно рассматривать  компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет[5;24]. Опыт обучения с использованием компьютерных программ по русскому языку в начальных классах покачал, что при их применении следует соблюдать определенную последовательность. Так как интериоризация (переход внешних по форме процессов рассуждений, но правилу во внутренние процессы, протекающие в плане сознания и подсознания в форме умственных операций) осуществляется успешно только при условии следования от этапа к этапу. Редуцирование или пропуск хотя бы одного из перечисленных выше этапов ведет к дефектам в формировании действий учащихся в процессе применения орфографических знаний в практике письма. Искоренить эти ошибки поможет использование специально разработанных методических приемов и такого технического средства, как компьютер. В настоящее время последний является одним из перспективных средств обучения. По мнению В.Г. Коурова и О.И. Коуровой, использование компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для активизации учебно-познавательной деятельности и ее интенсификации. Компьютерные программы позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой школьниками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщённом, систематизированном виде.

Для проведения экспериментальной работы с целью  установления влияния компьютерной технологии на повышение уровня орфографической  грамотности учащихся 2 класса и  развитие абстрактного мышления был  разработан сценарий программно-педагогического  средства, по которому программист С. Федянин создал компьютерную программу.

Основным  компонентом обучающей программы  является тестирующий модуль, состоящий  из заданий, нацеленных на обобщающее повторение правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе, среди них востребованы в школьной учебной практике. Хуторская А.В, Боревский Л.Я и Рычков В.Г. отмечают пять основных:

  1. Контроль знаний.
  2. Лабораторный практикум.
  3. Иллюстративное средство при объяснении нового материала.
  4. Самообразование.
  5. Эффективное формирование познавательного интереса.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:

  1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке русского языка это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик);
  2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
  3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
  5. Мобилизовать внимание обучаемого;
  6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
  7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  8. Выходить в мировое информационное сообщество;
  9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

Как считает  Левицкий С.П., возможности использования  ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и  включают его в деятельность, предоставив  возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Также это проявляется  и на уроках русского языка. Это представлено в таблице:

 

Процессы 

Технические функции компьютеров  в обучении русскому языку.

воздействие на органы чувств

Графика, анимация, звук, цветовая палитра.

память

Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи языковой учебной информации.

мышление

Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения грамматико-орфографической задачи, проблемные задания, вопросы .

обобщение

Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д.

укрепление

Повторное воспроизведение важных элементов  грамматико-орфографического разбора, предъявление других вариантов дидактического материала, многоступенчатый тренинг.

изменение

Презентация разнообразных заданий  и упражнений с большим объемом языкового материала


 

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет  два основных направления:

Первое  – компьютер включается в учебный  процесс в качестве «поддерживающего»  средства в рамках традиционных методов  системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.

Второе  – он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим[22;117].

Интегрируя  ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:

  1. развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специальными обучающими программами;
  2. Развитие творческого мышления за счет выполнения заданий эвристического, исследовательского характера;
  3. Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.

Успешность  интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.

 Итак, место ИКТ в обучении – информационная  поддержка деятельности преподавателя  и учащихся, роль ИКТ состоит  в расширении образовательных  возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации  их деятельности в процессе  обучения русскому языку. Значение  ИКТ заключается в создании  предпосылок и условий для  совершенствования качества образования,  для формирования и развития  личности человека и его творческих  способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Учёт психолого-педагогических  особенностей младших школьников  в процессе формирования мотивов  к учению

Для умения сформировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников.

<

Информация о работе Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка