Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла
Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы
• электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
• электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
3. По
формам применения ИКТ в
• урочные;
• внеурочные
4. По
форме взаимодействия с
• технология асинхронного режима связи – «offline»;
• технология синхронного режима связи – «online».
Можно выделить
несколько аспектов использования
различных образовательных
1. Мотивационный
аспект. Применение ИКТ способствует
увеличению интереса и
• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
• раскрытия творческого потенциала обучающихся;
• освоения учениками современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
- при
построении интерактивных
- для
создания индивидуальных
- для
создания интерактивных
3. Учебно-методический
аспект. Электронные и информационные
ресурсы могут быть
Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный
аспект. ИКТ могут быть использованы
в различных вариантах
• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный
аспект. Основным средством контроля
и оценки образовательных
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в обучении русскому языку значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учеников в глубоком изучении программного материала.
Информационные технологии
С помощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения: целевой, стимул мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.
Компьютер применяется па трех уровнях обучения:
I — на уровне восприятия грамматико-орфографического материала;
II — па уровне осмысления, закрепления;
III — на уровне обобщения и повторения.
Предусмотрена следующая градация дидактических функций электронного учебника: на I уровне электронный учебник призван стимулировать познавательную активность, желание понять сущность грамматико-орфографичских явлений и овладеть ядром теории (понятийным аппаратом). Для достижения этих задач в демонстрационно-тренировочном модуле используется, но преимуществу иллюстративно-репродуктивный метод; на II уровне электронный учебник призван стимулировать желание получить не только базовый, но и факультативный объем знаний, умений и навыков. Для достижения этих задач в контрольно-тренировочном модуле используется объяснительно-иллюстративный, и проблемный методы; на III уровне электронный учебник призван стимулировать желание углубленно изучать предмет.
Обращение
к информационно-
Для проведения экспериментальной работы с целью установления влияния компьютерной технологии на повышение уровня орфографической грамотности учащихся 2 класса и развитие абстрактного мышления был разработан сценарий программно-педагогического средства, по которому программист С. Федянин создал компьютерную программу.
Основным
компонентом обучающей
В педагогической
и методической литературе отмечены
несколько направлений
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:
Как считает Левицкий С.П., возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Также это проявляется и на уроках русского языка. Это представлено в таблице:
Процессы |
Технические функции компьютеров в обучении русскому языку. |
воздействие на органы чувств |
Графика, анимация, звук, цветовая палитра. |
память |
Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи языковой учебной информации. |
мышление |
Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения грамматико-орфографической задачи, проблемные задания, вопросы . |
обобщение |
Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д. |
укрепление |
Повторное воспроизведение важных элементов грамматико-орфографического разбора, предъявление других вариантов дидактического материала, многоступенчатый тренинг. |
изменение |
Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом языкового материала |
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Первое
– компьютер включается в учебный
процесс в качестве «поддерживающего»
средства в рамках традиционных методов
системы обучения. В этом случае
компьютер выступает как
Второе – он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим[22;117].
Интегрируя ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:
Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.
Итак,
место ИКТ в обучении –
1.3 Учёт психолого-педагогических
особенностей младших
Для умения
сформировать мотивацию к учению
учитель начальных классов