Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа

Описание работы

Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла

Содержание

Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВКР.docx

— 107.52 Кб (Скачать)

 

   При проведении занятий с использованием ИКТ, на которых учитель излагает учебный материал (лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала), активность учеников достигается за счет введения учителем в содержание занятия различного рода иллюстративного материала, приемов проблемного обучения, таких как:

•    выдвижение и последующее обоснование предположений (гипотез),

•    постановка проблемных вопросов,

•    организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.

Применяя  учебные задания исследовательского характера в обучении русскому языку, целесообразно использовать ИКТ, которые требуют от педагога разработки структуры технологического процесса, анализа эффективности технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в учебной деятельности.

ИКТ обладают достаточно широкими возможностями  для создания благоприятных условий  работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила, закономерностей  языковых явлений. ИКТ позволяют  использовать в обучении русскому языку  разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные  способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и  так далее. Учитель предъявляет  не только статичную информацию, но и различные языковые явления  в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. 

Использование ИКТ  в обучении русскому языку позволяет разнообразить формы работы, деятельность учеников, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.   

 Анализ  проведенных с применением ИКТ  занятий свидетельствует о том,  что в изложении учебного материала  курсов русского языка  мультимедиа  средства позволяют использовать  разнообразный иллюстративно-информационный  материал. ИКТ развивает самостоятельность  обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Занятия в компьютерном классе развивают умение учеников работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов дает возможность ученикам самим оценить свои знания и уровень лингвистической (языковой) компетенции.    

 Постоянно  возрастающие возможности ИКТ  позволяют интегрировать русский  язык и литературное чтение, изобразительное  искусство и музыку, и использование  мультипликации и анимации разнообразят  занятие, активизируют деятельность  обучающихся, расширяют их социокультурные связи.

Таким образом, включение ИКТ в традиционную систему обучения русскому языку  обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит способствует высокому качеству обучения. Использование ИКТ в обучении русскому языку увеличивает заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и глубокое усвоение их, помогает организовать осмысленное включение учеников в активный образовательный процесс. Самостоятельная постановка вопросов и определение пути их решения различными исследовательскими способами способствует раскрытию творческого потенциала учеников. Использование ИКТ на уроках русского языка опирается на множество разработанных как для технических, так и для гуманитарных дисциплин методов, которые начинают работать одновременно - это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и дидактические игры, и имитация каких-то действий. В итоге ученики, научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством учителя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала и испытывают радость от овладения новыми способами деятельности. 

 

 

 

  2.2 Методы, организация и результаты  исследования

Исследование  формирования мотивации у учащихся 2 класса с помощью ИКТ- компонента на уроках русского языка проводилось в МОУ СОШ №11. Методы для данного исследования были выбраны следующие: анкетирование учителей начальной школы и учащихся 2 «Б» класса, наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языка без применения ИКТ-компонента и с применением презентации. Анкетирование учителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ- компонента на уроках русского языка во вторых классах. Рассмотрим далее подробнее.

Анкетирование учителей начальных классов проводилось  для выявления проблем использования  ИКТ- компонента на уроках русского языка  во вторых классах. Учителям были предложены вопросы с предоставлением выбора ответа, а также предоставлением  возможности ответа на вопрос вариантом, не представленным в анкете. Учитель  помечает выбранный вариант ответа в анкете. Было опрошено всего 5 учителей. Из них- 4- учителя вторых классов  и 1- учитель третьего класса. Данный метод был выбран для удобства апробации результатов и точности.

Анкетирование учащихся 2 «Б» класса проводилось  для выявления типа мотивации  на уроках русского языка. Учащимся были розданы листочки, на которых им предлагалось напротив номера из перечня  мотива поставить балл в зависимости  от верности утверждения. Данный метод  был выбран для удобства апробации  и точности результатов.

Наблюдение  за деятельностью учащихся 2 «Б»  класса проводилось для выявления  эффективности формирования мотивации  с применением ИКТ- компонента на уроках русского языка. Наблюдали за уроками русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением. На обоих уроках фиксировали проявления активности на каждом этапе.

Таким образом, нами были использованы следующие методы: анкетирование учителей и учащихся, наблюдение за деятельностью учащихся.

В ходе данного  исследования были получены следующие  результаты анкетирования учащихся: мотивы к учению на уроке русского языка без применения ИКТ- компонента доминирующие - это мотивы долга, ответственности  и отношения к учебной деятельности, а с применением - те же и ещё  мотивы содержания учебной деятельности и самосовершенствования. Были опрошены также учителя начальных классов. Из пяти учителей большинство (4 человека) ответили на вопрос анкеты «используете ли Вы на своих занятиях ИКТ- компонент?» - «иногда», т.е. данная проблема существует. 80 % опрошенных учителей ответили на вопрос «в чём на Ваш взгляд дидактическое  назначение ИКТ- компонента на уроках русского языка?» - «как наглядность  и дополнение информации о чём-либо»; 10%- «как наглядность»; 10%- «дополнение  информации о чём-либо». Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке  русского языка с применением  ИКТ- компонента показало, что учащиеся более мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросов по теме, работают с учебником  охотнее и отвечают на вопросы  учителя, т.е они усваивают больше материала, чем на уроке без применения ИКТ- компонента.

 Таким  образом, полученные нами следующие  результаты наблюдения за деятельностью  учащихся, анкетирования учащихся  и учителей показали, что применение  ИКТ- компонента на уроках русского  языка в начальных классах  используется, и оно весьма эффективно  для формирования у учащихся  мотивации, но существует проблема  недостаточности оборудования, поэтому  используют ИКТ- компонент на  уроках русского языка в вторых классах не всегда. ИКТ-компонент является дидактическим резервом для формирования положительных мотивов к учению.

2.3. Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка Рассмотрев теоретические подходы к использованию ИКТ на уроках русского языка и результаты освоения ИКТ в преподавании, можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

2. Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала курсов русского языка через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.

3. При использовании ИКТ в обучении русскому языку важно интенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

4. Планируя формы работы с текстом на занятиях с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный  материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность учащихся).

5. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие учащихся в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.

6. Необходимо ориентировать учебную деятельность и самостоятельную работу обучающихся на удовлетворение образовательных  потребностей ученика.

7. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ необходимо учитывать особенности акцентирования (зрительного) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.).       

 Таким образом, практическое применение информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа средств в обучении русскому языку требует не только тщательной подготовки, но и проектирования образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ.

 

 

Заключение

В ходе исследования нами был рассмотрен процесс формирования мотивации с помощью ИКТ- компонента у учащихся второго класса. Вспомним, что формирование мотивации - это  побуждение учащихся к активной учебной  деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Мотивация связана  с таким понятием, как познавательная активность школьника.

 В  структуре активности выделяют  следующие компоненты:

  1. готовность выполнять учебные задания;
  2. стремление к самостоятельной деятельности;
  3. сознательность выполнения задания;
  4. систематичность обучения;
  5. стремление повысить свой личный уровень. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования мотивов является ИКТ- компонент.

 В  результате нашего исследования  мы пришли к следующим выводам:

  1. Формировать мотивацию к учению, особенно у младших школьников, необходимо, потому что в результате побуждения учащихся к активной учебной деятельности возрастает уровень самостоятельности ребёнка.
  2. Для того, чтобы сформировать мотивацию у учащихся начальной школы на уроках, необходимо использовать в этом процессе такие методы и средства, с помощью которых учитель мог бы заинтересовать ребёнка возникшей проблемой.
  3. В период бурной информатизации общества необходимым и важным для работы с информацией является использование новых информационных технологий.
  4. Дидактические возможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизируют внимание обучаемого, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
  5. Использование ИКТ-компонента является резервом при формировании мотивов к обучению у младших школьников на уроках русского языка.

      Исследуя наиболее важные психолого-педагогические  и практические аспекты использования  ИКТ в обучении русскому языку, можно сделать следующие выводы:

·        ИКТ заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области русского языка;

·        широкое использование средств телекоммуникаций в сфере филологического образования способствует созданию принципиально новых условий работы и освоению учениками новых способов учебной деятельности.

Информация о работе Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка