Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла
Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы
При проведении занятий с использованием ИКТ, на которых учитель излагает учебный материал (лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала), активность учеников достигается за счет введения учителем в содержание занятия различного рода иллюстративного материала, приемов проблемного обучения, таких как:
• выдвижение и последующее обоснование предположений (гипотез),
• постановка проблемных вопросов,
• организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.
Применяя
учебные задания
ИКТ обладают
достаточно широкими возможностями
для создания благоприятных условий
работы по осмыслению орфографического
(пунктуационного) правила, закономерностей
языковых явлений. ИКТ позволяют
использовать в обучении русскому языку
разнообразные формы
Использование ИКТ в обучении русскому языку позволяет разнообразить формы работы, деятельность учеников, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.
Анализ
проведенных с применением ИКТ
занятий свидетельствует о том,
Постоянно
возрастающие возможности ИКТ
позволяют интегрировать
Таким образом, включение ИКТ в традиционную систему обучения русскому языку обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит способствует высокому качеству обучения. Использование ИКТ в обучении русскому языку увеличивает заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и глубокое усвоение их, помогает организовать осмысленное включение учеников в активный образовательный процесс. Самостоятельная постановка вопросов и определение пути их решения различными исследовательскими способами способствует раскрытию творческого потенциала учеников. Использование ИКТ на уроках русского языка опирается на множество разработанных как для технических, так и для гуманитарных дисциплин методов, которые начинают работать одновременно - это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и дидактические игры, и имитация каких-то действий. В итоге ученики, научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством учителя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала и испытывают радость от овладения новыми способами деятельности.
2.2 Методы, организация и результаты исследования
Исследование формирования мотивации у учащихся 2 класса с помощью ИКТ- компонента на уроках русского языка проводилось в МОУ СОШ №11. Методы для данного исследования были выбраны следующие: анкетирование учителей начальной школы и учащихся 2 «Б» класса, наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языка без применения ИКТ-компонента и с применением презентации. Анкетирование учителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ- компонента на уроках русского языка во вторых классах. Рассмотрим далее подробнее.
Анкетирование
учителей начальных классов проводилось
для выявления проблем
Анкетирование учащихся 2 «Б» класса проводилось для выявления типа мотивации на уроках русского языка. Учащимся были розданы листочки, на которых им предлагалось напротив номера из перечня мотива поставить балл в зависимости от верности утверждения. Данный метод был выбран для удобства апробации и точности результатов.
Наблюдение за деятельностью учащихся 2 «Б» класса проводилось для выявления эффективности формирования мотивации с применением ИКТ- компонента на уроках русского языка. Наблюдали за уроками русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением. На обоих уроках фиксировали проявления активности на каждом этапе.
Таким образом, нами были использованы следующие методы: анкетирование учителей и учащихся, наблюдение за деятельностью учащихся.
В ходе данного
исследования были получены следующие
результаты анкетирования учащихся:
мотивы к учению на уроке русского
языка без применения ИКТ- компонента
доминирующие - это мотивы долга, ответственности
и отношения к учебной
Таким
образом, полученные нами
2.3. Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка Рассмотрев теоретические подходы к использованию ИКТ на уроках русского языка и результаты освоения ИКТ в преподавании, можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.
2. Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала курсов русского языка через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.
3. При использовании ИКТ в обучении русскому языку важно интенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.
4. Планируя формы работы с текстом на занятиях с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность учащихся).
5. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие учащихся в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.
6. Необходимо ориентировать учебную деятельность и самостоятельную работу обучающихся на удовлетворение образовательных потребностей ученика.
7. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ необходимо учитывать особенности акцентирования (зрительного) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.).
Таким образом, практическое применение информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа средств в обучении русскому языку требует не только тщательной подготовки, но и проектирования образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ.
Заключение
В ходе исследования нами был рассмотрен процесс формирования мотивации с помощью ИКТ- компонента у учащихся второго класса. Вспомним, что формирование мотивации - это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника.
В структуре активности выделяют следующие компоненты:
В
результате нашего
Исследуя наиболее важные
· ИКТ заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области русского языка;
· широкое использование средств телекоммуникаций в сфере филологического образования способствует созданию принципиально новых условий работы и освоению учениками новых способов учебной деятельности.