Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа

Описание работы

Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла

Содержание

Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВКР.docx

— 107.52 Кб (Скачать)

В обучении русскому языку ИКТ используют при объяснении нового материала для максимального его усвоения,  для оптимального закрепления изученного материала, для улучшения контроля знаний обучающихся,  для организации эффективной  самостоятельной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской деятельности. 

Тестовый  контроль и формирование умений и  навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить  знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке  информации.

Помогают  решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых  в настоящее время создано  достаточно много.

Исходя  из анализа теоретических основ  и практического использования  ИКТ в обучении русскому языку, можно  сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы: 

1) при  изложении нового материала —  визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) в закреплении  программного материала (тренинг  — разнообразные обучающие программы);

3) в системе  контроля и проверки (тестирование  с оцениванием);

4) в самостоятельной  работе учеников (обучающие программы  типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие  программы);

5) в проведении  интегрированных занятий по методу  проектов;

6) в формировании  и развитии исследовательских  навыков и творческих способностей  учеников.

В процессе систематического практического применения ИКТ позволяют вносить дополнения, коррекцию в методику проведения занятий и внеаудиторных мероприятий. Образность подачи учебного материала помогает проиллюстрировать теоретические понятия, увидеть их новые смыслы и грани, оживляет эмоциональную сферу образовательной деятельности участников. Мультимедийные презентации способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.

Мультимедиа средства значительно расширяют  возможности предъявления учебной  информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств  мультимедиа позволяет создавать  активный познавательный процесс и  повышать заинтересованность учеников в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к включению в исследовательскую работу по предмету. Индивидуальные и совместные проекты учеников с использованием ИКТ вовлекают участников в учебный процесс уже на стадии подготовки, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. Разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наглядность и активность ИКТ способствуют формированию у учеников навыков рефлексии, а обучающие программы дают возможность наглядно представить результат своих действий.

Постоянная  работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает новые возможности  для творческого роста и профессионального  развития самих преподавателей.

Вместе  с тем необходимо отметить, что  направление дальнейшего исследования проблемы использования ИКТ в  преподавании русского языка должно лежать в практической и экспериментальной  областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Цели урока:

  • организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития творческого и системного мышления; создать условия для формирования личностных качеств: ответственности, выбор ответа, способа действия, смысла способа поведения, коммуникативности;
  • закрепить знания по теме "Имя существительное";
  • закрепить умение производить известные виды анализа; развивать умение самостоятельного использования словарей; расширить кругозор детей.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап.

- Эмоциональный  настрой на урок;

- Вводная  беседа; знакомство с задачами  на урок;

Когда вы приходите в гости в незнакомый дом, допустим к своему новому другу, что вы делаете? Осматриваетесь, знакомитесь  с родственниками, находите что- то интересное в доме, узнаете о своем  новом знакомом как можно больше? Вот и сегодня на уроке мы с  вами отправимся в гости к слову. Постараемся узнать о нем как  можно больше: что у него записано в свидетельстве о рождении, его  анкетные данные, его родственников, его друзей, и повторим все, что  вы знаете о частях речи.

2. Словарная работа. Слайд №1

Я буду произносить  слова, а вы вполголоса повторяйте их за мной. Слайд №1

В:юга

 

- Что общего в этих словах?

Сне:

 

- Почему?

М:ро:

 

- На какую тему?

М:тель

   

П:года

   

Объясните, орфограммы.

- Запишите  слова в тетрадь в столбик.

Проверьте. Сравните с экраном.

3. Работа над новым словом.

Итак, мы с вами пришли в гости. Но чтобы  узнать у какого слова мы с вами в гостях сегодня вы должны отгадать загадку. Внимание на экран: слайд № 2

-Что  же это такое? А мы его  можем потрогать? А как же  мы узнаем, что ветер есть? (Почувствовать,  услышать, увидеть.)

- А что  такое ветер?

(Высказывания  детей.)

- А если  я сомневаюсь, куда я должна  посмотреть, чтобы уточнить? (В толковый  словарь.)

- Посмотрим,  что же там записано. (Читаем  с экрана значение слова.) Слайд  №3

- Поставьте  ударение в слове ветер.

- Есть  ли в слове безударная гласная?  Как ее проверить?

- Постарайтесь  подобрать слова, чтобы эта  гласная была под ударением.

Есть  ли такие слова?

А раз  эта гласная не проверяется ударением, значит слово какое? (Словарное.) Да, и написание этого слова нужно  запомнить. Слайд №4

Запишем слово:

Ветер - 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков. (полный фонетический разбор слова).

А к какой  части речи относится это слово?

Запишем, все, что мы можем сказать об этом слове как о части речи:

Ветер - что?, им. сущ., неодуш., нариц., ед. ч., м. р.

4. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо. 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише. 
Деревцо все выше, выше.

5. Работа с родственными словами.

- Настало  время познакомиться с родственниками  слова ветер.

Мы их уже называли, подбирая проверочные  слова. Назовите их еще раз. (Дети называют однокоренные слова.)

Посмотрим, что для нас выбрал компьютер: слайд №5

Ветерок

 

- Назовите общую часть слова. 

Ветерочек

 

- Назовите только имена существительные.

Ветрище

 

- Как узнали, что это им существительные?

Ветреный 

 

- А какие сущ. отвечают на вопрос кто?

Ветряная 

 

- Образуйте с корнем -ветр- одуш. сущ. им.

Проветрить 

 

собственное.

Ветров 

 

- Кто это?


- Опишите  ветер. Какой он может быть? (Легкий, мягкий, нежный, прохладный, злой, холодный, пронизывающий, игривый, сильный, слабый, северный и т.д.)

- К какой  части речи относятся эти слова?

- Почему?

- Запишем  рядом с сущ. прилагательные. Какие нам предложит компьютер? Слайд №6

Ветерок легкий

Ветерочек игривый

Ветрище сильный

- Устно  составьте предложения с получившимися  словосочетаниями.

6. Физминутка.

Поверим, умеете ли вы дышать. Грудное и брюшное  дыхание.

Дуем  на полоски бумаги:

Ветер - серьезно

Ветерок - игриво

Ветерочек - нежно

Ветрище - сильно, строго. (Используйте мимику.)

7. Синтаксический разбор предложения.

- Какое  слово у нас осталось в записи? (Проветрить.)

- К какой  части речи относится это слово?  Почему?

- А что  может делать ветер? (Ветер (что делает?) Сеет, веет, дует, гонит, холодит, обдувает, играет и т.д.)

- Прочтите, пожалуйста, предложения на экране: слайд №8

Ветер, ветерок, ветрище!

Ты чего по свету рыщешь?

- К кому  обращаются? Запишите в тетрадь  второе предложение. Какое это  предложение? Найдите и подчеркните  грамматическую основу предложения,  главные члены предложения. Чем  выражены главные члены предложения. 

- А есть  в этом предложении имя существительное? (по свету - свет - направление.)

8. Работа в парах.

Возьмите  листочки, которые лежат у вас  на партах. Выпишите из отрывков глаголы, которые показывают действия ветра. Слайд №9

№1

Ветер на море гуляет  
И кораблик подгоняет. 
Ветер весело шумит,  
Судно весело бежит: 
Ветер дале побежал. 
Королевич зарыдал 
И пошел к пустому месту:

№2

Ветер, ветер! Ты могуч,  
Ты гоняешь стаи туч,  
Ты волнуешь сине море,  
Всюду веешь на просторе,  
Не боишься никого,  
Кроме бога одного.

Кто знает, кому принадлежат это строки? Из каких они произведений?

9. Работа с фразеологическими  оборотами.

- Однажды  ветерок до меня донес разговор  двух мальчиков. Один другому  говорил, что он прокатился  с ветерком на своем портфеле.

- Это  как? (Очень быстро.)

- А другой  мальчик ему говорит: "Да у  тебя ветер в голове".

- А это  как? (Так говорят о несерьезном  человеке.)

- А я  шла и думала: "А не бросают  ли они слова на ветер". (Говорят  без пользы, необдуманно.)

- Кто  из героев лит. произведений бросал слова на ветер? А это хорошо? Слайд №10

10. Игра - Физминутка.

Ветерок - ветрище.

- А я  теперь закрою глаза и сосчитаю  до 3, а вы за это время залезьте  под парты и внимательно слушайте, что будет. (Дети прячутся под  парты.)

- Ой, а  где же мои дети? Их что ветром  сдуло со своих мест?

- Что  это значит? (Внезапно исчезнуть.) Учитель стоит один, как ветер  в поле.

- Закрою  я сейчас глаза, сосчитаю до  трех, и, наверное, появятся мои  дети, и тихо сядут на свои  места.

- Каким  это ветром вас занесло? (Неожиданное  появление, прибытие.)

- Как  называются все те выражения,  о которых мы сейчас с вами  говорили? (Фразеологизмы.)

11. Работа с синонимами. Слайд №11,12,13

- А вот  в гости к ветру зашли его  друзья. Давайте посмотрим на  них. (Показ слайдов и видеофрагмента.)

- Вы узнали  их?

- Ветер  приятен человеку, он ему помогает. Но может приносить и беду, если усилится. (Можно зачитать отрывок из рассказа "Удивительные ветры" В.Мезенцева. Окружающий мир. Пособие для учителя 2 класс).

Смерч

Вихрь

Буря

Ураган 

- Что обозначают эти слова? (Значение из толкового словаря узнаем. Дети работают самостоятельно в парах, каждая пара ищет свое слово и зачитывает).

12. Работа в парах.

- Расположите  друзей по мере увеличения  их силы. (Ветер, вихрь, буря, ураган, смерч.)

- Проверьте,  так ли у вас получилось. (Проверка  по экрану.)

13. Итог урока.

- Ну, вот  и подходит к концу наш урок. Как говориться: "В гостях хорошо, а дома лучше".

- Как  вы думаете, решили ли мы  задачи, поставленные в начале  урока?

- Пополнился  ли ваш багаж знаний после  урока? Я очень рада.

- У нас  с вами была еще и учебная  задача: повторить части речи. Вот  сейчас мы и проверим, как вы  усвоили эту тему.

14. Проверочная работа.

 

Сущ.

Гл.

1.

   

2.

   

3.

   

4.

   

5.

   

6.

   

Слова: дует, ветер, вихрь, гонит, воет, смерч.

Что у  вас получилось? (цифра "5".) слайд  №14,15

15. Домашнее задание. Слайд № 16

- Посмотрите у каждого из вас есть текст:

Родился ______________ в середине Атлантического океана. Был он маленький и ласковый. Игриво перелетал он с волны на волну, набирался силы. И поднялся наш __________ высоко в небо. Стал нежно играть с маленькими облачками, собирать их в кучку - тучку. Долго ему пришлось гоняться за ними. И не заметил он, как превратился в сильный __________, который несёт тучу над океаном. Злит его, что туча тяжелеет и медленно, как черепаха, ползет она по небу. От злости раздуло его. И вот он уже колкий и пронизывающий ___________. Полетел он к берегам далекого острова.

А по пути :

Задание:

  • прочитай текст;
  • вставь пропущенные слова;
  • придумай окончание истории.

16. Рефлексия урока. Слайд № 17

- У каждого  есть листочек. Напишите на нем  цифру:

1 - если  вам было интересно;

2 - если  вам было интересно, но трудно;

3 - если  вы ничего не поняли, вам было  неинтересно;

4 - вы  не знаете, что можно сказать  об уроке.

Всем  большое спасибо!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Урок русского языка во 2 классе.

 

 

Тема: « Прилагательные, близкие и противоположные  по значению».

Цели:

  • Формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным.
  • Формировать умение применять в речи имена прилагательные; учить детей подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
  • Прививать навыки правильного аккуратного письма, развивать орфографическую зоркость; расширять знание детей об окружающей действительности; развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать, воспитывать внимательность, развивать память и мышление.

Информация о работе Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка