Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла
Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы
В обучении русскому языку ИКТ используют при объяснении нового материала для максимального его усвоения, для оптимального закрепления изученного материала, для улучшения контроля знаний обучающихся, для организации эффективной самостоятельной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской деятельности.
Тестовый
контроль и формирование умений и
навыков с помощью ИКТ
Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых в настоящее время создано достаточно много.
Исходя из анализа теоретических основ и практического использования ИКТ в обучении русскому языку, можно сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) в закреплении
программного материала (
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) в самостоятельной работе учеников (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) в проведении
интегрированных занятий по
6) в формировании
и развитии исследовательских
навыков и творческих
В процессе
систематического практического применения
ИКТ позволяют вносить
Мультимедиа
средства значительно расширяют
возможности предъявления учебной
информации. Применение цвета, графики,
звука, всех современных средств
мультимедиа позволяет
Постоянная
работа по подготовке занятий с использованием
ИКТ открывает новые
Вместе
с тем необходимо отметить, что
направление дальнейшего
Приложение 1
Цели урока:
Ход урока.
1. Вводно-мотивационный этап.
- Эмоциональный настрой на урок;
- Вводная беседа; знакомство с задачами на урок;
Когда вы приходите в гости в незнакомый дом, допустим к своему новому другу, что вы делаете? Осматриваетесь, знакомитесь с родственниками, находите что- то интересное в доме, узнаете о своем новом знакомом как можно больше? Вот и сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к слову. Постараемся узнать о нем как можно больше: что у него записано в свидетельстве о рождении, его анкетные данные, его родственников, его друзей, и повторим все, что вы знаете о частях речи.
2. Словарная работа. Слайд №1
Я буду произносить слова, а вы вполголоса повторяйте их за мной. Слайд №1
В:юга |
- Что общего в этих словах? | |
Сне: |
- Почему? | |
М:ро: |
- На какую тему? | |
М:тель |
||
П:года |
Объясните, орфограммы.
- Запишите слова в тетрадь в столбик.
Проверьте. Сравните с экраном.
3. Работа над новым словом.
Итак, мы с вами пришли в гости. Но чтобы узнать у какого слова мы с вами в гостях сегодня вы должны отгадать загадку. Внимание на экран: слайд № 2
-Что же это такое? А мы его можем потрогать? А как же мы узнаем, что ветер есть? (Почувствовать, услышать, увидеть.)
- А что такое ветер?
(Высказывания детей.)
- А если я сомневаюсь, куда я должна посмотреть, чтобы уточнить? (В толковый словарь.)
- Посмотрим, что же там записано. (Читаем с экрана значение слова.) Слайд №3
- Поставьте ударение в слове ветер.
- Есть
ли в слове безударная гласная?
- Постарайтесь подобрать слова, чтобы эта гласная была под ударением.
Есть ли такие слова?
А раз эта гласная не проверяется ударением, значит слово какое? (Словарное.) Да, и написание этого слова нужно запомнить. Слайд №4
Запишем слово:
Ветер - 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков. (полный фонетический разбор слова).
А к какой части речи относится это слово?
Запишем, все, что мы можем сказать об этом слове как о части речи:
Ветер - что?, им. сущ., неодуш., нариц., ед. ч., м. р.
4. Физминутка.
Ветер дует
нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
5. Работа с родственными словами.
- Настало
время познакомиться с
Мы их уже называли, подбирая проверочные слова. Назовите их еще раз. (Дети называют однокоренные слова.)
Посмотрим, что для нас выбрал компьютер: слайд №5
Ветерок |
- Назовите общую часть слова. | |
Ветерочек |
- Назовите только имена | |
Ветрище |
- Как узнали, что это им существительные? | |
Ветреный |
- А какие сущ. отвечают на вопрос кто? | |
Ветряная |
- Образуйте с корнем -ветр- одуш. сущ. им. | |
Проветрить |
собственное. | |
Ветров |
- Кто это? |
- Опишите ветер. Какой он может быть? (Легкий, мягкий, нежный, прохладный, злой, холодный, пронизывающий, игривый, сильный, слабый, северный и т.д.)
- К какой
части речи относятся эти
- Почему?
- Запишем рядом с сущ. прилагательные. Какие нам предложит компьютер? Слайд №6
Ветерок легкий
Ветерочек игривый
Ветрище сильный
- Устно
составьте предложения с
6. Физминутка.
Поверим, умеете ли вы дышать. Грудное и брюшное дыхание.
Дуем на полоски бумаги:
Ветер - серьезно
Ветерок - игриво
Ветерочек - нежно
Ветрище - сильно, строго. (Используйте мимику.)
7. Синтаксический разбор
- Какое слово у нас осталось в записи? (Проветрить.)
- К какой
части речи относится это
- А что может делать ветер? (Ветер (что делает?) Сеет, веет, дует, гонит, холодит, обдувает, играет и т.д.)
- Прочтите, пожалуйста, предложения на экране: слайд №8
Ветер, ветерок, ветрище!
Ты чего по свету рыщешь?
- К кому
обращаются? Запишите в тетрадь
второе предложение. Какое это
предложение? Найдите и
- А есть
в этом предложении имя
8. Работа в парах.
Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Выпишите из отрывков глаголы, которые показывают действия ветра. Слайд №9
№1
Ветер на
море гуляет
И кораблик подгоняет.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит:
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту:
№2
Ветер, ветер!
Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Кто знает, кому принадлежат это строки? Из каких они произведений?
9. Работа с фразеологическими оборотами.
- Однажды
ветерок до меня донес
- Это как? (Очень быстро.)
- А другой мальчик ему говорит: "Да у тебя ветер в голове".
- А это как? (Так говорят о несерьезном человеке.)
- А я шла и думала: "А не бросают ли они слова на ветер". (Говорят без пользы, необдуманно.)
- Кто из героев лит. произведений бросал слова на ветер? А это хорошо? Слайд №10
10. Игра - Физминутка.
Ветерок - ветрище.
- А я
теперь закрою глаза и
- Ой, а где же мои дети? Их что ветром сдуло со своих мест?
- Что это значит? (Внезапно исчезнуть.) Учитель стоит один, как ветер в поле.
- Закрою я сейчас глаза, сосчитаю до трех, и, наверное, появятся мои дети, и тихо сядут на свои места.
- Каким это ветром вас занесло? (Неожиданное появление, прибытие.)
- Как называются все те выражения, о которых мы сейчас с вами говорили? (Фразеологизмы.)
11. Работа с синонимами. Слайд №11,12,13
- А вот
в гости к ветру зашли его
друзья. Давайте посмотрим на
них. (Показ слайдов и
- Вы узнали их?
- Ветер приятен человеку, он ему помогает. Но может приносить и беду, если усилится. (Можно зачитать отрывок из рассказа "Удивительные ветры" В.Мезенцева. Окружающий мир. Пособие для учителя 2 класс).
Смерч
Вихрь
Буря
Ураган
- Что обозначают эти слова? (Значение из толкового словаря узнаем. Дети работают самостоятельно в парах, каждая пара ищет свое слово и зачитывает).
12. Работа в парах.
- Расположите друзей по мере увеличения их силы. (Ветер, вихрь, буря, ураган, смерч.)
- Проверьте, так ли у вас получилось. (Проверка по экрану.)
13. Итог урока.
- Ну, вот и подходит к концу наш урок. Как говориться: "В гостях хорошо, а дома лучше".
- Как вы думаете, решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
- Пополнился ли ваш багаж знаний после урока? Я очень рада.
- У нас с вами была еще и учебная задача: повторить части речи. Вот сейчас мы и проверим, как вы усвоили эту тему.
14. Проверочная работа.
Сущ. |
Гл. | |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
||
6. |
Слова: дует, ветер, вихрь, гонит, воет, смерч.
Что у вас получилось? (цифра "5".) слайд №14,15
15. Домашнее задание. Слайд № 16
- Посмотрите у каждого из вас есть текст:
Родился ______________ в середине Атлантического океана. Был он маленький и ласковый. Игриво перелетал он с волны на волну, набирался силы. И поднялся наш __________ высоко в небо. Стал нежно играть с маленькими облачками, собирать их в кучку - тучку. Долго ему пришлось гоняться за ними. И не заметил он, как превратился в сильный __________, который несёт тучу над океаном. Злит его, что туча тяжелеет и медленно, как черепаха, ползет она по небу. От злости раздуло его. И вот он уже колкий и пронизывающий ___________. Полетел он к берегам далекого острова.
А по пути :
Задание:
16. Рефлексия урока. Слайд № 17
- У каждого есть листочек. Напишите на нем цифру:
1 - если вам было интересно;
2 - если вам было интересно, но трудно;
3 - если вы ничего не поняли, вам было неинтересно;
4 - вы не знаете, что можно сказать об уроке.
Всем большое спасибо!!!
Приложение 2
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: « Прилагательные, близкие и противоположные по значению».
Цели: