Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа

Описание работы

Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла

Содержание

Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВКР.docx

— 107.52 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………........

Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов  на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8

    1. Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8

1.2 ИКТ- компонент  как средство формирования мотивации  к учению у учащихся 4 класса  на уроках русского языка …………………………………16

1.3 Учёт психолого-педагогических  особенностей младших школьников  в процессе формирования мотивов  к учению …………………………………26

Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31

2.1 Информационно-коммуникационные  технологии на уроках русского  языка ……………………………………………………………………………31

2.2 Методы, организация  и результаты исследования……………………….45

2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47

Заключение……………………………………………………………………..49

Список  литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость обновления образования, заключающаяся  в переходе от знаний, умений, навыков  к другой шкале оценки результатов  обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов  к учению является центральной проблемой  дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование  действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.

Существует  достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди  них И.П. Подласый выделяет как особо значимые следующие:

  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • применение мультимедиа-систем;
  • использование интерактивных компьютерных средств.

В настоящее  время в России идёт становление  новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное  пространство. Одним из важных направлений  развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы  информатизации образования.

Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.

 Включение  ИКТ-компонента в учебный процесс  изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании  различных дисциплин, в результате  изменяет саму учебную среду.  В центре обучения оказывается  сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности.  Таким образом, применение ИКТ-компонента  в учебном процессе позволяет  увеличить объём информации, сообщаемой  ученику на уроке, более активно  по сравнению с обычными занятиями  организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические  процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента  на уроках приводит к активации  умственной деятельности, формирует  положительную мотивацию у большинства  учащихся к этим занятиям.

Однако, как свидетельствует анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования (И.П. Подласый, А.Я. Ваграменко, А.А. Кузнецов и др.), резервы ИКТ-компонента как средства формирования мотивов к учению у учащихся начальных классов используются не в полной мере.

Создание и развитие информационного  общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование  существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют  человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение  этих технологий в образование является важным фактором обновления системы  образования в соответствии с  требованиями современного общества.

В основу использования ИКТ в отечественной  педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные  Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским,  Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).

Мы считаем, что современные ИКТ предоставляют  дополнительные возможности для  формирования и развития языковой и  информационной компетенций ученика. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический  комфорт, способствуя развитию речевых  и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу  выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных  средств обучения, все чаще применяемых  в обучении русскому языку, так как  способствуют активизации мышления учеников, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь ученика и преподавателя. Их внедрение в учебный процесс обеспечивает:

    • систематизацию и интеграцию информационных потоков в образовательном пространстве; 
    • формирование субъектной позиции учеников на основе освоения ИКТ;
    • проектирование и мониторинг личностных достижений ученика.

Таким образом, необходимость использования ИКТ  в обучении русскому языку не вызывает сомнения, но теоретические, дидактические  и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего  и глубокого изучения.

Из вышесказанного следует, что тема нашего исследования «Использование информационных технологий на уроках русского языка в начальной  школе» актуальна.

Противоречие  между большой значимостью формирования мотивации к учению младших школьников и недостаточностью использования  ИКТ-компонента как мотивационного приёма определили проблему данного  исследования: Каковы приёмы формирования мотивации к учению младших школьников на уроках русского языка?

Объект  исследования: процесс формирования мотивации к учению у учащихся 2 класса на уроках русского языка.

Предмет исследования: применение ИКТ-компонента как средства формирования мотивации  у младших школьников на уроках русского языка.

Цель  исследования: изучить эффективность  влияния ИКТ- компонента как средства формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов  на уроках русского языка. Выявить наиболее важные психолого-педагогические и  практические аспекты использования  ИКТ в обучении русскому языку.

 

Задачи:

  1. Определить особенности формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
  2. Изучить состояние проблемы использования ИКТ-компонента как средства формирования мотивации на уроках русского языка в современной педагогической литературе.
  3. Раскрыть возрастные особенности развития формирования мотивации у детей младшего школьного возраста.
  4. Провести диагностику уровня формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Общей методологической основой настоящего исследования явились  психологическая теория мотивации (А.А.Реан, Н.А. Бордовская), психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К.Маркова), а также идеи, сформулированные в частных методиках.

Для решения  задач исследования нами был использован  следующий комплекс методов: изучение литературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учащихся; анкетирование  учителей и учащихся.

Практическая  значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных  классов и студентами педагогических учебных заведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов  на уроках

русского языка.

    1. Общие сведения о мотивации учения у младших школьников.

Исследуя  отношения школьников к учению, А.К. Маркова установила, что «мотивация учения складывается из ряда постоянно  изменяющихся и вступающих в новые  отношения друг с другом побуждений (потребность и смысл учения для  школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы)». При этом под мотивами учения отечественные психологи  понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что  побуждает его учиться. В данной работе в качестве рабочего определения  мы выбираем следующее: мотивы – это  побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его  активности. Мотивация- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения.

В зарубежных исследованиях изучению мотивов  также уделяется большое внимание. Своеобразное понимание мотивации  характерно для гештальтпсихологии. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал мотив как самостоятельное образование. Поведение он объяснял, исходя из отношений складывающихся у человека с конкретной средой.

В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека формируются при онтогенетическом развитии. Мотив здесь рассматривается как стремление к достижению некоторых общих видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения - первопричина поведения человека.

 В  теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней от физиологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Как считает  И.П. Подласый, классифицировать мотивы, действующие в системе обучения можно по различным критериям.

По видам  выделяют социальные и познавательные мотивы.

По уровням  подразделяют:

  • широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения);
  • узкие социальные (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное вознаграждение за свой труд);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли с позиции в классе);
  • широкие познавательные мотивы проявляются как ориентация от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность является его ведущей сферой его жизнедеятельности);
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направлению и содержанию: социальные (социально-ценностные), познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникационные, статусно-позиционные, традиционно-исторические, утилитарно-прогматические.

Существуют  осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении ученика  рассказывать о том, какие причины  пробуждают его к действию, выстроить  побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознание влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.

Информация о работе Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка