Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла
Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретическая основа формирования
мотивации учебной деятельности
у учеников начальных классов
на уроках русского языка ………………………………………………………………………………
1.2 ИКТ- компонент
как средство формирования
1.3 Учёт психолого-педагогических
особенностей младших
Глава
2. Использование ИКТ на уроках русского
языка в начальной школе…………………
2.1 Информационно-
2.2 Методы, организация
и результаты исследования……………
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Приложение
Введение
Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подласый выделяет как особо значимые следующие:
В настоящее
время в России идёт становление
новой системы образования, ориентированного
на вхождение в мировое
Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.
Включение
ИКТ-компонента в учебный
Однако, как свидетельствует анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования (И.П. Подласый, А.Я. Ваграменко, А.А. Кузнецов и др.), резервы ИКТ-компонента как средства формирования мотивов к учению у учащихся начальных классов используются не в полной мере.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.
В основу
использования ИКТ в
Мы считаем,
что современные ИКТ
Таким образом,
необходимость использования
Из вышесказанного следует, что тема нашего исследования «Использование информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе» актуальна.
Противоречие
между большой значимостью
Объект исследования: процесс формирования мотивации к учению у учащихся 2 класса на уроках русского языка.
Предмет исследования: применение ИКТ-компонента как средства формирования мотивации у младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: изучить эффективность влияния ИКТ- компонента как средства формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Выявить наиболее важные психолого-педагогические и практические аспекты использования ИКТ в обучении русскому языку.
Задачи:
Общей методологической основой настоящего исследования явились психологическая теория мотивации (А.А.Реан, Н.А. Бордовская), психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К.Маркова), а также идеи, сформулированные в частных методиках.
Для решения задач исследования нами был использован следующий комплекс методов: изучение литературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учащихся; анкетирование учителей и учащихся.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений.
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках
русского языка.
Исследуя отношения школьников к учению, А.К. Маркова установила, что «мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребность и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы)». При этом под мотивами учения отечественные психологи понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что побуждает его учиться. В данной работе в качестве рабочего определения мы выбираем следующее: мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. Мотивация- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения.
В зарубежных
исследованиях изучению мотивов
также уделяется большое
В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека формируются при онтогенетическом развитии. Мотив здесь рассматривается как стремление к достижению некоторых общих видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения - первопричина поведения человека.
В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней от физиологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
Как считает И.П. Подласый, классифицировать мотивы, действующие в системе обучения можно по различным критериям.
По видам выделяют социальные и познавательные мотивы.
По уровням подразделяют:
В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направлению и содержанию: социальные (социально-ценностные), познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникационные, статусно-позиционные, традиционно-исторические, утилитарно-прогматические.
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении ученика рассказывать о том, какие причины пробуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознание влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными.