Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, дипломная работа

Описание работы

Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подла

Содержание

Введение………………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретическая основа формирования мотивации учебной деятельности у учеников начальных классов на уроках русского языка ……………………………………………………………………………………..8
Общие сведения о мотивации учения у младших школьников……………8
1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка …………………………………16
1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению …………………………………26
Глава 2. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………….31
2.1 Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка ……………………………………………………………………………31
2.2 Методы, организация и результаты исследования……………………….45
2.3 Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВКР.docx

— 107.52 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">Развитие  теоретического мышления.

В младшем  школьном возрасте идёт интенсивное  развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения  и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются  способности к обобщению, выделению  существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее  звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное  и общее, устанавливать простые  закономерности. «На основе учебной  деятельности при благоприятных  условиях обучения и достаточном  уровне умственного развития ребёнка  возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). К окончанию второго класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией.

Память  становится мыслящей.

Под влиянием обучения память развивается в 2-х  направлениях:

  • Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).
  • Происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

 Восприятие  становится думающим, поэтому для  формирования мотивации к учению  у учащихся 2 класса на уроках  необходимо концентрировать внимание  на новом учебном материале  с помощью схем, таблиц сравнительных  или наглядности. 

Велика  здесь роль учителя, который организует деятельность учащихся по восприятию объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов  является сравнение.

Внимание  становится произвольным.

Возможности волевого регулирования внимания в  младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить  себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в  будущем.

 В  младшем школьном возрасте лучше  развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается  наглядностью, яркостью. Поскольку  непроизвольное внимание поддерживается  интересом, то учитель стремится  сделать урок интересным, занимательным,  т.е. мотивировать обучение учащихся.

Развитие  деятельности человека обусловливается  изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение  происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре  деятельности. В результате преобразуются  традиционные и возникают новые  формы человеческой деятельности в  сфере труда, познания и коммуникации. Современные средства ИКТ стали  новым средством, орудием человеческой деятельности. 

Использование средств ИКТ в качестве инструмента  означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний. Л.С. Выготский отмечал, что «Обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают, абсолютизируются в сознании. Для полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в единичном, но и единичное, и конкретное в общем».

Трудность реформирования образования заключается  в том, что нельзя просто добавить существующие средства ИКТ к существующей дидактической системе и надеяться, что революция в образовании  произойдет сама по себе. Необходимо, как  пишут английские ученые, осуществить  интеграцию ИКТ - с инфраструктурой  образования с учетом исторических, психологических и философских  аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса.

Природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и  развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и организуется как последовательность фраз в порядке  чтения слева направо, что формирует  навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре  печатного текста, которой свойственны  такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.   

Другие  средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение – имеют  структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки  не направляют ход мыслей слушателя  или зрителя от одного объекта  к другому с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной  стороне субъекта.

Подобно тому, как печатные материалы и  технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер  увеличивает потенциал человеческого  мышления, вызывает определенные изменения  в структуре мыслительной деятельности. В обучающей среде, созданной  ИКТ, основными являются процессы организации  и интерпретации информации. Она  может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых  звуком, цветным изображением и т.п.  

Обучающая среда, по утверждению Б.С. Гершунского,  формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

По мнению Г.К. Селевко, условия обучения, создаваемые ИКТ, должны способствовать развитию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором ученикам прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

      Таким образом, при формировании  мотивов к учению учителю следует  учитывать следующие психолого-педагогические  особенности: непроизвольность внимания, развитие теоретического мышления. Необходимо также помнить, что  память у младших школьников  мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ- компонента  в учебном процессе помогает  сделать занятия интереснее, что  способствует развитию произвольного  внимания, творческого мышления. В связи с использованием ИКТ пересмотру подвергаются представления не только о мышлении; но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях широкой информатизации всех отраслей знания  и использования средств ИКТ в образовательном процессе.

 

 

Глава 2. Использование ИКТ  на уроках русского языка в начальной  школе

2.1 Информационно-коммуникационные  технологии на уроках русского  языка 

Под использованием “новых информационных технологий” в начальной школе  следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы “основам информатики”, а комплексное преобразование “среды обитания” учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности.

В условиях экономического и технического роста  в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь, используя современные подходы, технологии, методы. Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда  они эффективны. При использовании  компьютерных технологий в начальной  школе у учеников формируется  умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются  самые прочные знания и навыки, для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Такая работа может применяться по всем предметам, на внеклассных занятиях, родительских собраниях и т.д.

Очевидным сегодня является тот  факт, что создание соответствующих  компьютерных программ и педагогических методов их использования требует  не просто переложения существующей методики на язык программирования, а  разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и  информатизации всей системы образования, и начального образования, в частности.

Компьютер в обучении младшего школьника  должен стать обогащающим и преобразующим  элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается  фундамент его дальнейшего интеллектуального  развития. Такое понимание использования  компьютера имеет гуманитарный развивающий характер. Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Педагогическая практика показывает реализуемость этого в методике начального обучения. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Анализируя различные аспекты  использования современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной, можно выделить следующие:

Первый аспект – компьютер как  объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса «Основы информатики  и вычислительной техники»(ОИВТ).

Второй аспект – компьютер как  средство обучения, т.е. своеобразный «учитель». В таком качестве компьютер используется как в курсе ОИВТ так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

И, наконец, третий - компьютер как  инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и  сделать тем самым обучение процессом  более творческим.

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации учебного процесса обучения, осуществлению индивидуального  и дифференцированного подхода  к учащимся, повышению эффективности  учебного процесса в области овладения  умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного  общества.

В информационно-технологическом  обществе XXI века определяющим в конкуренции  государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать  и развивать прогрессивные технологии.  Проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку ), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка в общеобразовательных школах.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в  совокупности с правильно отобранными (или  спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения  и воспитания. Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.

С 1985 года компьютеры вошли в наши школы как средство изучения, с  середины 90-х годов 20 века – как  средство обучения. Компьютерная  (информационная) технология, основанная на эффективности  организации и управления процессом  обучения, тесно взаимосвязана с  технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся. Следует отметить, что идея укрупненных тем была выдвинута психологами еще в 60-е  годы 20 века и разработана украинскими  учеными, в том числе и для  изучения русского языка.

Информация о работе Использование информационных технологий в начальной школе на уроках русского языка