Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:50, реферат
XYIII век. Возникновение и развитие на Урале в первые десятилетия века крупной металлургической промышленности – одна из ярких страниц российской истории. Строительство в то время в стране шло огромное. Оно подготавливалось ещё в конце XYII века и рассматривалось как общегосударственное дело.
Были ли заводовладельцы
Мосоловы, внуки казённого кузнеца
и ствольного заварщика
Вначале все братья, «имевшие охоту к переплавке в ручных горнах руды в чюгун и в деле железа», выступали от имени единой компании. Первые заводы их находились в Московской и Рязанской губерниях. Но конкуренция, отсутствие свободных земель в центре России заставили их искать более свободные места. Нашли их на востоке. В 1750 году братья купили у Прозорова в Вятской губернии Шурминский завод на притоке Вятки реке Шурме, благо, деньги были. И немалые. Но их привлекал Урал с его рудными богатствами и свободными землями.
Осенью 1751 года компания Мосоловых приобрела у Петра Осокина Нязепетровский завод. 1 октября 1751 года братья (именно они предложили заводчику продать им Нязепетровский завод) ударили по рукам с Осокиным, сделку узаконили в Оренбургской канцелярии, а затем и «указом Ея Императорского Величества». Завод приобрели со всеми фабричными строениями, инструментом и землями за 27 тысяч рублей. Отдельно составили купчую на крепостных крестьян, которых «определили» сыновьям Ивана Меньшого Семёну да Ивану. Сам завод негласно закрепили за их отцом. Осокин принял плату деньгами и векселями и очень остался доволен сделкой – при нём за два года завод выдал только 27 тысяч пудов кованого железа при предполагаемой мощности в 100 тысяч пудов в год. В купчей Мосоловы обещали оплатить долги Осокина перед государством, возникшие из-за никудышной работы предприятия.
Зачем нужен был братьям заведомо негодный завод да ещё с убытками? Пожалуй, именно так они пытались утвердиться на этих землях, укрепиться в перспективном регионе, расширить сферу своего влияния. Может, их привлекали три недавно открытых в 75 верстах от завода медных рудника, и они надеялись отыскать здесь богатые залежи меди, чтобы организовать комплексное производство чугуна и меди… Возможно… Но надежде не суждено было сбыться, хотя медь на приобретённом заводе и выплавлялась. Но в очень небольшом количестве10.
Мосоловы пока ещё
К середине 1753 года Мосоловы владели уже восьмью металлургическими предприятиями, шесть из которых находилась в европейской части России, два – на Урале.
Неприятности для братьев
начались именно в 1753 году, когда
граф Александр Иванович
Именно этот ущерб, нанесённый
графом Шуваловым, и принёс
братьям самые крупные
«Уфалейское завоцкое место»
В 1754 году Иван Меньшой уже в рамках грядущего раздела начал самостоятельно скупать земли Катайской и прочих близлежащих волостей. Он купил у башкир земли, которые Осокин в своё время арендовал у башкир, не только в «окружности по 15 вёрст от Нязепетровского завода, но вприбавок ещё по 15 вёрст», оговорив в купчей: «И ему, Мосолову, на оной нашей земле впредь вольно всякие заводы и фабрики завесть, то, что в той проданной земле нам, башкирцам, бортьми владеть и звериную ловлю иметь нам и хмель сщипывать, а ему, Мосолову, так не воспрещать», - решили местные жители, получив от заводовладельца 50 рублей. Так что Иван Меньшой приобрёл эти земли в собственность, получил право заводить на них другие производства и возможность наравне с башкирами пользоваться растительными богатствами, охотничьими и рыболовными угодьями всех новоприобретённых территорий. Земли были переданы «Ивану Перфильеву, сыну Меньшому Мосолову, жене его, детям и наследникам впрок в вечное владение без выкупу и бесповоротно».
Итак, третья и четвёртая
купчие, подписанные башкирами
Явный распад фирмы Мосоловых начался летом 1755 года, когда Иван Перфильевич Меньшой обратился в Берг-коллегию с жалобой на непорядочность старшего брата Максима, обвиняя его в присвоении денег, вырученных за продажу железа и меди с Нязепетровского и Кананикольского заводов. Тот обвинил младшего брата в самоуправстве на уральских заводах. В ссору братьев вмешался племянник, сын умершего к тому времени брата Алексея. Тот выставил дядьям такие требования, что ссора сразу утихла. Племянничек в своей жалобе в Берг-коллегию в сентябре 1755 года обвинял родственников в том, что они не делились с ним, Иваном Алексеевичем, его братом Григорием и матерью Пелагеей Родионовной прибылями от заводов. А за жалобой последовал и указ, положивший начало разделу имущества Мосоловых, бывшего до сей поры единым целым12.
Раздел и скандалы, сопутствующие ему, длились 5 лет. За это время хозяйство на заводах пришло в упадок. Особенно безобразным было положение на уральских заводах. Раздел имущества закончился лишь в 1760 году. «Для разделу Мосоловых имения была учреждена особая комиссия по высочайшему блаженныя и вечно достойныя памяти Государыни Императрицы Елисавет Петровны повелению, то Мосоловы, учиня между собою полюбовно раздельно имению расписание, постановили пятым пунктом: которому участнику Уфалейское заводское место достанется, оному землями и лесами владеть по пяти купчим и местной записке 1751, 1754 и 1755 годов по рекам Уфалею и Уфе по обеим оным сторонам и по прочим урочищам, так же и спорною ниже Камень Салган-реки…
А для лучшего же способу, дабы участники между собою впредь споров не имели, к Уфалейскому заводскому месту по течению Уфалея, по праву сторону к стороне Нязепетровского завода, местом владеть на 15 вёрст по речку Камень Салган (споры из-за территорий заводских дач возникали постоянно и между будущими владельцами).
Мосоловыми и учинено
тогда в размен земель и
в прекращении споров о
А по тому их разделу и досталось с жребья владение Нязепетровского завода Ивану Перфильеву Большому Мосолову, а Уфалейского заводского места Ивану Перфильеву Меньшому Мосолову. Из них последний истребовал из Государственной Берг-коллегии дозволенья на отстрой завода, просил в 1761 году, чтобы Берг-контора определила доставшиеся ему по разделу леса, возобновя по пограниченью Мингалёва старые границы…»13.
Всё имущество Мосоловых
было поделено на четыре части.
Первая часть огромного
имения отошла к старшему брату
Иван Меньшой получил вторую часть - Бытошанский и строившийся Ветминский заводы в Брянском уезде, бумажную и полотняную фабрики в Можайском уезде на реке Шане и здесь же пильную мельницу. Ему отошли, судя по документам, и два отведённых места под новые заводы на реке Уфалее в Исетской провинции Оренбургской губернии и в Уржумском уезде на реке Шиншенере14.
Третья отошла к сыновьям Алексея Мосолова Ивану и Григорию. Она включала Непложский доменный и молотовый завод, Кананикольский медеплавильный и два места под заводы на реках Кусе и Салде.
Четвёртая часть досталась Ивану Большому Мосолову, остававшемуся безучастным свидетелем ссоры братьев с племянником. К нему отошли Нязепетровский завод и Передельская бумажная фабрика на реке Луже.
Раздел имущества положил
конец не только семейной
…Иван Меньшой Перфильевич не стал заниматься достройкой Ветминского завода, который так и не был введён в действие. Всё своё внимание он сосредоточил на уральской металлургии. Мысль построить Уфалейский завод созрела у Мосоловых ещё в 1751 году, вслед за покупкой ими же Нязепетровского завода у Осокина, когда они только что проникли на Южный Урал и ещё не приступали к разделу имущества. Тогда же, зимой 1755 года Мосоловы подготовили все необходимые для строительства нового завода на реке Уфалее, в Уфалейском заводском месте, материалы, завезли в «Исецкую провинцию, Катайскую волость, на реки Уфалей да Каменку» (притоки Уфы) крепостных. Первоначально переселено было сюда 59 душ мужского пола, завезённых из Тульской губернии, да 50 досталось на долю Уфалейского заводского места из 130 душ, приписанных Осокину к Нязепетровскому заводу15. Люди стали возводить пильную мельницу, домишки для жилья, начали строить плотину, чтобы возвести возле неё молотовую (железоделательную) фабрику. Но случился пожар, который уничтожил почти всё. Тут и скандальные «раздельные» дела подоспели – вовсе стало не до людишек и строительства нового.
Так как Уфалейское заводское место стояло бесхозным, на него положил глаз генерал, заводовладелец граф С. П. Ягужинский. В феврале 1760 года он обратился в Берг-коллегию с просьбой разрешить построить на реке Уфалее домну и четыре молота. Но так и не дождавшись определения, сосредоточил свои усилия на попытке обзавестись медеплавильным заводом. А ходатайство о строительстве Уфалейского завода было возобновлено Иваном Перфильевичем Меньшим Мосоловым в августе 1760 года, причём он изъявил желание строить на Уфалее не только молотовые фабрики, но и домну16. 1 сентября 1760 года необходимое решение было получено.
По разделу Иван Меньшой в Оренбургскую губернию на «заранее обысканное и покупное у башкирцев» место на реке Уфалее перевёз доставшееся на его долю небольшое количество крестьян, которые начали строительство. И в 1761 году домна и три молота находились в действии. Как значится в документах, «в силу оного указа (Государственной Берг-коллегии от 4 сентября 1760 г.) на означенной реке Уфалее завод упомянутым Мосоловым с одной домной и одной молотовой фабрикой с двумя действуемыми да запасным одним молотами построен и в действие, как по рапорту от Уфимской завоцкой конторы показано, пущен 1762 генваря 25 дни»17.
Так получилось, что, «употребив собственного и заёмного капитала больше 30 тысяч рублей, Иван Меньшой поставил «железный доменный и молотовый вододействующий завод» на землях покупных и наёмных у вотчинников-башкир на реке Уфалее.
Площадь земельной дачи составляла 75 тысяч га, из которых 60 тысяч были заняты лесом. Завод построили в очень удобном месте – на реке, неподалёку от рудников. Поблизости находился он и от Златоустовского, Нязепетровского, Шемахинского, Кыштымского, Каслинского заводов. Основная продукция – чугун – выпускалась в небольших количествах. В 1763 году завод имел одну домну с тремя молотами и годовой производительностью 40 тысяч пудов выпускаемой продукции: 36,6 тысяч пудов чугуна с припасами и 17,9 тысяч пудов железа полосного. А сразу после постройки домны, в 1762 году, было выплавлено более 10 тысяч пудов чугуна, из которого выковали чуть больше 4 тысяч пудов железа.
Информация о работе Уральская промышленность в начале XYIII века