Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:50, реферат
XYIII век. Возникновение и развитие на Урале в первые десятилетия века крупной металлургической промышленности – одна из ярких страниц российской истории. Строительство в то время в стране шло огромное. Оно подготавливалось ещё в конце XYII века и рассматривалось как общегосударственное дело.
Конец мая-июль 1774 года ознаменовались сплошным разгромом южных заводов башкирами с преданием огню всего, что было построено русскими. Заводское и деревенское русское население было частью перебито, частью взято в плен или «выбежало в Кунгурский уезд» (как у нас). Разрушены были 16 южных предприятий и 4 центральных, но близких к южной зоне, а среди этих четырёх и Нязепетровский, Суховязский, Уфалейский заводы. В Уфалее повторные наезды башкир были 8 июня, 14-16 июля 1774 года, после чего завод приведён в «совершенное разорение». РГАДА, ф. 272, оп. 1, кн. 1353, д. 18.
40. У Д.А. Кашинцева в «Истории металлургии Урала» опубликован своеобразный «паспорт» завода: «Завод Уфалейский Мосолова Ивана (Меньшого). Основан в 1760 году. Местоположение – в 90 верстах от Екатеринбурга, реки – Каменка и Уфалей, приток Уфы. Специальность – доменный и передельный. Продукция – чугуна в 1769-1773 годах выплавлено от 35 до 56 тысяч пудов в год. Рабочая сила - мастеровых 242 человека. Производительность в 1783-1795 годах колебалась от 31 до 95 тысяч пудов. Всего выплавлено 845 тысяч пудов чугуна. Себестоимость полосового железа – по-прежнему основного продукта уральской металлургии – на Уфалейском заводе была 52 копейки пуд, что было почти самым дешёвым; дешевле оно стоило изо всех уральских заводов только на Сюзвинском – 50 копеек пуд. В среднем по Урале – 75-80 копеек.
Время захвата и срок остановки: остановлен в январе 1774 года, начал поправляться с 1775 года. Пошёл в действие в начале 1776 года»… ГАСО, ф. 14, оп.1, д. 105.
41. Кашинцев Д.А. История металлургии Урала… Таблица горных заводов, затронутых пугачёвским восстанием. По делу Берг-коллегии 1775 г., № 1339 в ГАФКЭ и другим материалам.
42. Там же, с. 165, 161. Кашинцев ссылается на документы бывшего ЦГАОР.
43.РГАДА, фонд Берг-коллегии, кн. 1339 «а», 1369, 1354.
44. Там же, ф. Сената, кн. 4206, лл. 192-194.
45. К концу XYIII века уже почти не оставалось в составе заводовладельцев нетитулованных или нечиновных владельцев. Относительная лёгкость приобретения прав дворянства (службой или в порядке пожалования, браков, пр.) и те преимущества, которые открывала принадлежность к этому сословию (в частности, права приобретения крепостных по собственному дворянскому праву), естественно, толкали заводчиков к переходу в привилегированное сословие. Переход этот облегчался и тем, что положение горнозаводчиков считалось почётным, существенно отличаясь от положения купцов.
Кстати, согласно сведениям энциклопедии Брокгауза и Эфрона, Мосоловы – дворянские роды, один из которых происходит (по преданиям древних родословцев) от выехавшего при великом князе Василии Васильевиче из Золотой Орды Мурзы Ахмета, в крещении Мартемьяна. Его потомство внесено в YI т. родовой книги Пензенской, Уфимской, Тульской, Рязанской и Калужской губерний. (Ф. Брокгауз, И. Эфрон. Лейпциг-СПб, 1893).
Особенностью уральской горнозаводской промышленности является то, что характер по преимуществу дворянской промышленности и некоторые черты полуфеодального уклада они сохраняли почти до революции 1917 года. Почти до этого же времени сохранилась здесь и форма владения заводами, известная под названием посессионного права – один из ряда уральских анахронизмов, корни которого лежат в XY-XYII веках. Посессионное право в его первоначальном значении являлось правом на владение не только землями, но и людьми, обусловленном ведением заводского производства.
46. РГАДА, ф. 643, оп. 1, д. 27.
47. Самыми расхожими именами в конце XYIII века (если посмотреть по списку проданных Мосоловыми крепостных) были: из мужских – Иван, Михаил, Пётр, Николай, Аврам, Парфён, Фёдор, Василий, Егор, Дмитрий, Трофим, Игнатий, Козьма (Кузьма), Степан, Филипп, Данила (Даниил), Федот, Никита, Евсей; реже мальчиков называли Андреями, Андриянами, Ларионами, Марками, Борисами; почти нет Алексеев, хотя Алексеевны и Алексеевичи часты. Из женских имён наиболее часты у уфалейцев Авдотья (Евдокия), Аграфена, Арина (Ирина), Акулина, Анна, Афимья, Дарья, Елена, Катерина (Екатерина), Лукерья, Мавра, Марфа, Марья (Мария), Матрёна. Много было Прасковий, Палагей (Пелагей). Редко, но встречались женщины с именами Аксинья, Кристина, Наталия, Настасья (Анастасия), Марина…
Семьи были большими. Одним домом жили деды, их дети с семьями, внуками, правнуками. Да и ребятишек в семействах было редко три-четыре, по одному – так уж у совсем молодых, либо пожилых людей. Встречались и вдовцы, холостые «молодые» люди лет так под 40-47. Очень много вдов – мужей унесли Крестьянская война и «огневая» работа, высокий травматизм.
47. ГАСО, ф. 12, оп. 1, д. 110.
48. Герман И.Ф. Описание заводов под ведомством Екатеринбургского горного начальства состоящих. Екатеринбург. Т. 1, с. 205. ГАСО, ф. 101, оп.1, д.696; РГАДА, ф. Сената, кн. 4206; А.С. Ярцов. Российская горная история, ч. IY, кн. 3.
Кстати, о М.П. Губине, новом хозяине уфалейских заводов: по некоторым данным, он проник на Урал ещё в самом начале 60-х гг. XYIII в., когда вместе с Иваном Меньшим Перфильевичем Мосоловым строил Уфалейский завод (А.С. Ярцов. Российская горная история. Кн. 3 - Горнозаводская промышленность Урала.., ч. IY).
49. Герман И.Ф. Описание заводов под ведомством Екатеринбургского горного начальства состоящих…
50. Хозяйственное описание
Пермской губернии, сочинённое в
1802-1803 годах Пермского Главного
Народного училища
51. Указом 1736 г. работники, попавшие на заводы, владельцами которых были лица недворянского происхождения, закреплялись за ними навечно, их можно было продать лишь вместе с заводом. Этот разряд населения получил название «вечноотданных к заводам». Позднее они слились с посессионными крестьянами. Уфалейский рабочий, 8.02.1972.
52. История Урала с древнейших времён до 1861 г. М., 1989. Чтобы представить реальную заработную плату рабочего, необходимо отметить, что в конце XYIII - начале XIX вв., в 50-х гг. XIX века пуд (16 кг) ржаной муки стоил 20-40 копеек серебром, ячневой крупы – 40-50 копеек, свежей рыбы – 50 копеек, растительного масла – 2 рубля 50 копеек, мёда – 2 рубля. Цена пуда говядины понизилась с 1 рубля 15 копеек до 80-90 копеек, а пара сапог стоила 2 рубля.
53. Уфалейский рабочий, 8.02.1972.
54. Иофа Л.Е. Города Урала. М., 1951, с. 237.
55. Н. Попов. Хозяйственное описание Пермской губернии… ГАСО, ф. 43, оп. 1, д.5.
56. Кашинцев Д.А. История металлургии Урала. М.-Л., 1939.
60. Горнозаводские
округа представляли собой
Реформа 1861 года, как известно, поколебала, но не уничтожила полностью крепостничество. Горные заводы сохранили большую монополию на занятие промыслами; сверх «своих», привязанных к заводу и дешёвых рабочих. Крепостнической осталась и покровительственная политика царизма по отношению к уральским помещикам-заводчикам и сохранение окружной системы хозяйства. Округа не были одинаковыми по своим размерам и значению. Среди них выделялись и гигантские по площади и объёмам производства (Нижнетагильский, Алапаевский), и крохотные (Билимбаевский, Шайтанский), хозяйство которых приспосабливалось к обслуживанию одного-двух заводов.
Далеко не
последнее место занимал
61. Иофа Л.Е. Города Урала. В 1800 году уральские заводчики подняли большой шум относительно грозящего им недостатка в древесном топливе для заводов и добились принятия закона о запрещении строительства в горных округах «…всех тех мануфактурных фабрик, которые всё производство главнейшее основывают на огневом действии».
62. Герман И.Ф. Описание заводов под ведомством Екатеринбургского горного начальства состоящих. Т.1-2. Екатеринбург, 1808; Павленко Н.И. История металлургии в России.., л.265. «…На Уфалейском заводе были плотина, одна доменная печь, кричная фабрика с 9 кричными горнами, 4 кузнечных горна, одна меховая, одна лесопильная мельница и 12 водяных колёс. В заводском селении было 180 домов мастеровых и один господский дом, при 5 рудниках – 5 изб для рудокопов. По пятой ревизии 1795 года числилось 456 душ мужского полу, вольнонаёмных работников ежегодно привлекалось до 130 человек. Лошадей при заводе 3, рудников 10. В 1805 году там было проплавлено руды 157690, выплавлено чугуна 82087 и выделано железа 20529 пудов…
На Суховязском заводе была плотина, кричная фабрика с 4 кричными горнами и двумя действующими молотами; там был один кузнечный горн, 6 водяных колёс; в посёлке было 6 домов мастеровых. По пятой ревизии 1795 года там числилось 7 душ мужского полу мастеровых. В 1805 году выковано железа 11996 пудов.
63. Статистические сведения. Общие сведения о заводах и их действии. ГАСО, ф.14, оп.1, д. 105.
64. Н. Попов. Хозяйственное описание Пермской губернии…
65. ГАСО, ф. 12, оп.1, д. 110.
66. Статистические сведения. Общие сведения о заводах и их действии.
67. Там же.
Обратите внимание на леса
вокруг уральских
Грязное, каторжное это было ремесло, да без него не обойтись. Без «черномазых», так дразнили углежогов, не достиг бы Урал мировой своей славы, не заткнул бы за пояс железных дел мастеров Англии и Рура. И была эта профессия едва ли не самой массовой во всём крае.
Способов углежжения было несколько: ямный, суксунский, кабанный, старый уральский и печной. Самым распространённым был кабанный, оттого и углежогов кабанщиками навеличивали.
Итак, сезон углежжения начинался ранней весной, зачастую даже в марте. Лес валили, пилили, кололи на поленья всю весну. Лето они сохли. Осенью и начиналось углежжение. Поленья укладывались в кучи – кабаны – как можно плотнее. Затем обкладывали дёрном, засыпали землёй. Через отверстие зажигали дрова. И вот тут-то и начиналась самая маета. Денно и нощно не отходили от кабанов, следили за томлением, то и дело подколачивали кучи чекмарями, чтобы дрова садились на подгорелое место и было как можно меньше пустот. Упустишь момент – и запластает огонь. Тогда и все труды насмарку. Тут вся и хитрость, чтобы дрова не горели, а томились. Ну а сжёг дрова, не дал угля, договор был такой: из новой кучи нажги его уже бесплатно.
Дальше уже проще – по санному пути везли уголь на завод, на угольный склад. Только управишься (томили-то его в глухомани, за десятки вёрст), тут тебе и снова март подоспел. Иди лес валить на новые кабаны. Такой вот круговорот был…
68. Там же.
69. Там же.
70. ГАСО, ф. 12, оп. 1, д. 164 «По обвинению отставного солдата крепостного Плешкова в подстрекательстве крестьян Уфалейского завода к неповиновению местным властям». При обыске крестьян Уфалейского завода были обнаружены документы «фальшиво сочинённые, писаные находящимся в земском суде из вольной платы отставным солдатом Иваном Плешковым».
71. РГИА, ф. 37, оп. 3, д. 76.
72. История Урала с древнейших времён до 1861 г. М. Наука, 1989.
73. РГИА, ф. 37, оп. 3, д. 76.
74. ГАСО, ф. 14, оп.1, д.6.
75. Там же, ф. 12, оп. 1, д.477.
76. ГАСО, ф. 14, оп. 1, д.17.
77. Там же, ф.14, оп.1, д. 13.
78. РГИА, ф. 37, оп. 1, д.328.
79. РГИА, ф. 37, оп.1, д. 48. В год с Пристани нужно было отправить 15 коломенок – за четыре зимних месяца, за сто дней, требовалось вывезти с Верхнего Уфалея 120 тысяч пудов: по 1200 пудов в день. Лошадь увозит за раз 30 пудов, вот и получается 40 лошадей, до 4 обозов в день по 10 лошадей с тремя возчиками…
80. Там же.
81. Там же.
82. РГИА, ф. 43, оп. 1, д. 48.
83. РГИА, ф. 37, оп. 3, д. 579.
84. Яцунский В.К. Материалы по истории металлургии. Исторический архив, вып. 9, 1953. М.-Л., АН СССР.
85. История Урала с древнейших времён до 1861 г. М., 1989. В 20-х годах XIX века в России произошло около 50 массовых выступлений мастеровых и заводских крестьян. Они принимали формы массовых побегов, отказа от работы, подачи прошений, сопровождаемых приостановлением работ. Немалую часть их составляли волнения на Урале. Наибольший размах и значение имели волнения мастеровых Берёзовского и Кыштымского, углежогов Ревдинского заводов.
Руководителем
Кыштымского восстания
В прошении на
имя царя Косолапов писал, что
из лавки, находящейся «при
рынке», «покрадено» лично ему
принадлежавшего «разного
По сословной
принадлежности был он
Информация о работе Уральская промышленность в начале XYIII века